Числа 27 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И пришли дочери Салпаада, сына Хеферова, сына Галаадова, сына Махирова, сына Манассиина из поколения Манассии, сына Иосифова, и вот имена дочерей его: Махла, Ноа, Хогла, Милка и Фирца;
2 и предстали пред Моисея и пред Елеазара священника, и пред князей и пред всё общество, у входа скинии собрания, и сказали:
3 отец наш умер в пустыне, и он не был в числе сообщников, собравшихся против Господа со скопищем Кореевым, но за свой грех умер, и сыновей у него не было;
4 за что исчезать имени отца нашего из племени его, потому что нет у него сына? дай нам удел среди братьев отца нашего.
5 И представил Моисей дело их Господу.
6 И сказал Господь Моисею:
7 правду говорят дочери Салпаадовы; дай им наследственный удел среди братьев отца их и передай им удел отца их;
8 и сынам Израилевым объяви и скажи: если кто умрёт, не имея у себя сына, то передавайте удел его дочери его;
9 если же нет у него дочери, передавайте удел его братьям его;
10 если же нет у него братьев, отдайте удел его братьям отца его;
11 если же нет братьев отца его, отдайте удел его близкому его родственнику из поколения его, чтоб он наследовал его; и да будет это для сынов Израилевых постановлено в закон, как повелел Господь Моисею.
12 И сказал Господь Моисею: взойди на сию гору Аварим и посмотри на землю, которую Я даю сынам Израилевым;
13 и когда посмотришь на неё, приложись к народу своему и ты, как приложился Аарон, брат твой,
14 потому что вы не послушались повеления Моего в пустыне Син, во время распри общества, чтоб явить пред глазами их святость Мою при водах. (Это воды Меривы при Кадесе в пустыне Син.)
15 И сказал Моисей Господу, говоря:
16 да поставит Господь, Бог духов всякой плоти, над обществом сим человека,
17 который выходил бы пред ними и который входил бы пред ними, который выводил бы их и который приводил бы их, чтобы не осталось общество Господне, как овцы, у которых нет пастыря.
18 И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою,
19 и поставь его пред Елеазаром священником и пред всем обществом, и дай ему наставление пред глазами их,
20 и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его всё общество сынов Израилевых;
21 и будет он обращаться к Елеазару священнику, и спрашивать его о решении, посредством урима пред Господом; и по его слову должны выходить, и по его слову должны входить он и все сыны Израилевы с ним и всё общество.
22 И сделал Моисей, как повелел ему Господь, и взял Иисуса, и поставил его пред Елеазаром священником и пред всем обществом;
23 и возложил на него руки свои, и дал ему наставление, как говорил Господь через Моисея.

Толкование Далласской семинарии

4. О ПРАВЕ НАСЛЕДОВАНИЯ В СЕМЬЯХ, ГДЕ НЕ БЫЛО СЫНОВЕЙ (27:1−11)

Чис 27:1−4. Когда пришло время определить наделы для племен, кланов и семей, возникла проблема с семьей Салпаада… из поколения Манассии (сравните 26:33). Салпаад умер, но не вместе с Кореем, а за свой грех, не оставив по себе сыновей (27:3). Однако у него было пять дочерей (стих 1). Поскольку земельные наделы полагалось выделять главам семей — мужчинам, семье и имени Салпаада грозило исчезновение — ведь вне своего племени они не могли получить землю.

Чис 27:5−11. Моисей, озадаченный этой необычной ситуацией, вопросил Господа, Который повелел ему выделить дочерям Салпаадовым наследственный удел, наряду с другими. Этот случай стал прецедентом, на основании которого даны были последующие указания. Если человек умирал, не оставив по себе ни сына, ни дочери, то наследниками его должны были стать братья его. А если не было у него братьев, — то братья отца. А если и их не имел, то ближайшему кровному родственнику его в его клане полагалось наследство после него. Таким образом решение этой проблемы перешло для израильтян в постоянно действующее законоположение.

Б. Преемник Моисея (27:12−23)

Чис 27:12−17. Моисей и Аарон потеряли право войти в Обетованную землю в тот день, когда не исполнили повеления Господа должным образом, ударив посохом в скалу у Меривы… в пустыне Син (20:12). Аарон уже умер (20:27−29), Моисею же Господь позволил бросить взгляд на Ханаан издалека. С одной из вершин горы Аварим стал смотреть Моисей на запад. Эта вершина, называвшаяся Нево (Втор 32:49), поднималась прямо против Иерихона.

Вместо того, чтобы проникнуться жалостью к самому себе, как это могло бы случиться с менее значительным человеком, чем он, Моисей выразил тревогу лишь о том, чтоб не остаться Израилю без хорошего вождя. И стал он молить Бога духов всякой плоти поставить над: народом такого вождя, вместо него, Моисея. Этот необычный титул Бога (встречающийся только здесь и в Чис 16:33) отражает Его способность исчерпывающего понимания каждого человека (и, следовательно, невозможность «ошибочного выбора» с Его стороны).

Будущий вождь, по мысли Моисея, должен был быть подобен пастырю, который выводил бы израильтян, овец своих, и приводил бы их.

Чис 27:18−23. И Господь немедленно откликнулся: возьми… Иисуса, сына Навина. Этот исполненный Духа человек, который к тому времени уже проявил свои замечательные качества и способности (Исх 17:8−10; 24:13; 33:11; Чис 11:28−29; 14:30, 38), должен был стать идеальным преемником Моисея. Однако назначение его следовало провести всенародно, чтобы сообщество осознало: Навин обрел право на такое же уважение, как Моисей, и власть, авторитет; которыми обладал Моисей, до известной степени делались теперь его достоянием.

И поставил… Моисей… Иисуса… пред Елеазаром священником, в знак той миссии, которую отныне надлежало исполнять этим двоим: Елеазар станет открывать Навину Божию волю посредством урима (сравните Исх 28:30), а тот будет руководить народом в согласии с нею.

И возложил Моисей руки на Навина, передавая ему его полномочия, и таким образом исполнил порученное ему Богом.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.