От Матфея 20 глава

Евангелие от Матфея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
4 и им сказал: «идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам». Они пошли.
5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.
6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашёл других, стоящих праздно, и говорит им: «что вы стоите здесь целый день праздно?»
7 Они говорят ему: «никто нас не нанял». Он говорит им: «идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите».
8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: «позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых».
9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
11 и, получив, стали роптать на хозяина дома
12 и говорили: «эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенёсшими тягость дня и зной».
13 Он же в ответ сказал одному из них: «друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
14 возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;
15 разве я не властен в своём делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?»
16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.
17 И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им:
18 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть;
19 и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.
20 Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.
21 Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоём.
22 Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.
23 И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим.
24 Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.
25 Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;
26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;
28 так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
29 И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа.
30 И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идёт мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
31Народ же заставлял их молчать; но они ещё громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
32 Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня?
33 Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши.
34 Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним.

Толкование Далласской семинарии

Мф 20:1−16. В продолжение этого разговора Иисус рассказал притчу о хозяине дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой, и, наняв их, пообещал заплатить им по динарию — обычную в таких случаях сумму. Позже, уже около третьего часа (примерно в 9 часов утра), хозяин дома снова пошел на торжище (на рыночную площадь) и договорился с другими стоявшими там без дела поработать у него в винограднике; он не уточнил, сколько заплатит им, а лишь пообещал заплатить, что следует.

И новых работников нанял хозяин — уже в шестом часу (примерно в полдень), и еще — в девятом (около трех часов дня); даже и около одиннадцатого часа (в пять часов пополудни) нанял он работников, которым оставалось работать всего один час, и эти были последними из нанятых им. Когда же наступил вечер (шесть часов пополудни), хозяин стал рассчитываться со всеми, кто работали в его винограднике, причем начал с тех, кто работали меньше других, и заплатил каждому из них по динарию.

Видя это те, кто проработали полный день, подумали, что… получат больше, но, когда подошел их черед, получили и они по динарию. И стали они роптать, говоря хозяину: ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Они получили однако ту сумму, за которую согласились работать (стих 13). Хозяин ответил на их ропот, что волен распоряжаться своими деньгами, как хочет. И посоветовал «обиженным» не терзаться завистью из-за того, что он — добр и к тем, кто работали малое время.

На этом примере Иисус показал ученикам, что распределение наград — дело «Верховного Домохозяина», т. е. Бога, и что возможна такая ситуация: трудившиеся много и трудившиеся мало получат одинаковую «плату», ибо «начисление» ее зависит от доброты и благости Хозяина. Посему «первым» не следует гордиться своим «первенством» — ведь может случиться, что их сравняют с «последними», или что «последние» даже получат преимущество перед ними; «делателям в винограднике Христовом» надо руководствоваться именно этим принципом, не забывая, что последние могут оказаться первыми, а первые последними. Ибо в конечном итоге решающим окажется то, как оценит человека Бог. (Последние слова 16 стих: ибо много званных, а мало избранных — считают позднейшей вставкой, по-видимому, перенесенной сюда из Мф 22:14. — Ред.)

12. НАСТАВЛЕНИЕ В СВЯЗИ С ПРИБЛИЖЕНИЕМ ЕГО СМЕРТИ (20:17−19) (Мк 10:32−34; Лк 18:31−34)

Мф 20:17−19. Никто не мог бы сказать, что Иисус не подготовил учеников к Своей смерти. Прежде Он по меньшей мере три раза возвестил им о том, что должен умереть (12:40; 16:21; 17:22−23). И вот теперь они направлялись в Иерусалим (проследите маршрут передвижений Иисуса — 4:12; 16:13; 17:24; 19:1; 21:1). На пути туда Он снова сказал Своим ученикам о том, что в этом городе Его ожидает смерть.

Но только тут Он впервые заговорил о предстоящих Ему поругании и распятии. Опять напоминает Он, что все это не означает однако конца, потому что в третий день Он воскреснет (сравните 16:21; 17:23). Ученики ничего не ответили на слова Господа. Может быть, они просто не могли поверить, что все это действительно произойдет с Ним.

13. ОБ АМБИЦИЯХ (20:20−28) (Мк 10:35−45)

Мф 20:20−23. Возможно, инцидент, описанный в этих стихах, был вызван недавним упоминанием Иисуса о «пакибытии» (19:28). Мать сыновей Зеведеевых (полагают, что ее звали Саломия) была в числе женщин, сопровождавших Иисуса Христа и служивших Ему в Галилее (Мф 27:56). И вот она приступила к Нему… с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. На вопрос Иисуса, чего она хочет, женщина ответила: …чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Вероятно, она слышала слова Господа о том, что ученики «сядут на престолах» (19:28), и, одержимая естественной материнской гордостью за своих сыновей, решила, что они заслуживают самых почетных мест.

Иисус не стал говорить с ней о сути Своего грядущего Царства, но обратился с вопросом к ее сыновьям, которые, может быть, и подговорили мать, чтобы попросила Учителя о них. Он спросил Иакова и Иоанна, могут ли они пить чашу, которую Он будет пить. Иисус имел в виду грядущее Свое страдание и смерть на кресте (26:39, 42).

Сыновья Зеведеевы ответили: Можем. И тогда Иисус подтвердил, что они и в самом деле разделят с Ним чашу страданий и смерти (подразумевая, что путь этот отнюдь не является путем к мирскому владычеству, о чем, видимо, мечтали в то время Иаков и Иоанн), и будут креститься крещением, которым Он крестится.

Так все и случилось: Иаков погиб от рук Ирода Агриппы вскоре после создания Церкви (Деян 12:1−2), а Иоанн, согласно преданию, был казнен в конце первого столетия.

Однако, продолжал Иисус, дать сесть по правую и по левую сторону от Него не от Него зависит. Ибо места эти уготованы Отцом Небесным для тех, которые избраны Им как милостивым и праведным Судией (в этой связи Мф 20:1−16).

Все это место несомненно свидетельствует о том, что сыновья Зеведеевы не вполне понимали, о чем просили, как и о том, что характер Царства был еще не ясен им. Говорит оно и о том, что учение Иисуса о смирении не было еще усвоено учениками (18:1−6). О том же свидетельствует и вопрос Петра (19:27). Всех их заботили тогда мысли о высоком положении, в некоем сугубо земном царстве, и вопрос этот они продолжали обсуждать до самой смерти Иисуса.

Мф 20:24−28. Когда остальные десять учеников услышали о просьбе матери Иакова и Иоанна, то вознегодовали на двух братьев. Возможно, им стало обидно, что не догадались первыми попросить о том же для себя! (18:1). Иисус, конечно, знал о трениях между учениками. А потому, собрав их всех вместе, Он изложил им некоторые основополагающие принципы Царства.

Тогда как некоторые люди (князья… и вельможи) господствуют над другими, сказал Он, между Его учениками так быть не должно. Ибо величие в Царстве Божием определяется не силою и властью, а готовностью служить другим (20:26−27). Итак, не управлять должны они стремиться, а служить. Именно таковые среди них, будучи кроткими и смиренными, удостоются высших почестей.

Мир не знает более яркого примера этому, чем Сам Иисус, Который пришел в мир не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Неоднократно говорил Христос ученикам об ожидавшей Его смерти. Однако до сих пор не говорил о том, для чего она нужна. Теперь же Он ясно указал, что умрет «для искупления многих». Его смерть должна была совершиться, вместо множества смертей, ибо только ею мог быть искуплен грех (Ин 1:29; Рим 5:8; 1Пет 2:24; 3:18). Смерть Иисуса Христа была заместительной, а жертва — совершенной.

14. ИИСУС ЯВЛЯЕТ СИЛУ СВОЮ И ВЛАСТЬ (20:29−34) (Мк 10:46−52; Лк 18:35−43)

Мф 20:29−34. Перед тем, как войти в Иерусалим, Иисус в последний раз явил силу Свою и власть, исцелив неподалеку от Иерихона двух слепых. Авторы синоптических Евангелий излагают эту историю с некоторыми расхождениями. Так, Матфей пишет о двух слепых, а Марк и Лука — об одном. Причем Марк приводит имя слепого — Вартимей. По всей видимости, слепых было двое, но Вартимей более привлекал внимание.

По Матфею и Марку исцеление это произошло по выходе Иисуса из Иерихона, Лука же пишет, что это случилось, когда Господь подходил к Иерихону. Это можно объяснить тем, что в то время существовало два Иерихона — старый и новый. Христос совершил это чудо, когда вышел из старого Иерихона (Матфей и Марк) и направлялся к новому (Лука).

Услышавши, что Иисус идет мимо, слепые стали взывать о помощи, веруя в то, что Он — Господь, Сын Давидов. Прежде двое других слепцов тоже обращались к Иисусу с этими словами — «Сын Давидов» (Мф 9:27 сравните с 15:22). То есть и в том и в другом случаях нуждавшиеся в исцелении обращались к Нему как к Мессии.

Слепцы были упорны в своей мольбе и не реагировали на попытки народа заставить их замолчать. И когда Иисус спросил у них, чего они хотят, то они ответили просто и коротко: Господи! чтобы открылись глаза наши. Умилосердившись над ними, Иисус еще раз явил Свою власть Мессии: слепые тотчас прозрели. Интересно отметить, что этот довольно протяженный раздел (17:14 — 20:34), в котором Иисус поучает Своих последователей относительно того, что им необходимо будет знать и помнить после Его смерти, завершается описанием явления Им Его сверхъестественной силы и Божественной власти.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.