От Матфея 24 глава

Евангелие от Матфея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И выйдя, Иисус шёл от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.
2 Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено.
3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят.
6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это ещё не конец:
7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;
8 всё же это — начало болезней.
9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё;
10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;
11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;
12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
13 претерпевший же до конца спасётся.
14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец.
15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, —
16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
23 Тогда, если кто скажет вам: «вот, здесь Христос», или «там», — не верьте.
24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
25 Вот, Я наперёд сказал вам.
26 Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», — не выходите; «вот, Он в потаённых комнатах», — не верьте;
27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31 и пошлёт Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырёх ветров, от края небес до края их.
32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви её становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;
33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.
34 Истинно говорю вам: не прейдёт род сей, как всё сие будет;
35 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один;
37 но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:
38 ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег,
39 и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого;
40 тогда будут двое на поле: один берётся, а другой оставляется;
41 две мелющие в жерновах: одна берётся, а другая оставляется.
42 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придёт вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.
44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя?
46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдёт поступающим так;
47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своём: «не скоро придёт господин мой»,
49 и начнёт бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, —
50 то придёт господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,
51 и рассечёт его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

Толкование Далласской семинарии

Г. Пророческие предсказания Царя (главы 24−25)

I. ВОПРОС, ЗАДАННЫЙ ИИСУСУ (24:1−3) (Мк 13:1−4; Лк 21:5−7)

Мф 24:1−3. Окончив разговор с законниками, Иисус вышел из храма, чтобы возвратиться в Вифанию (26:6), и направился к ней по Елеонской горе (24:3). Ученики все еще находились под сильным впечатлением от сказанных Им слов. Он обличил весь народ и предсказал, что страну ждут разорение и запустение (23:38). Но если Иерусалим и храм будут разрушены, то как же Мессия сможет управлять народом?

И ученики показали Иисусу здания храма, надеясь, видимо, что они поразят Его своим величием. Что, в самом деле, могло случиться с этими капитальными строениями, тем более, что они — храм Бога? Ответ Иисуса несомненно поверг их в ужас: Не останется здесь камня на камне, — сказал Он, — все будет разрушено. Итак, храму, а вместе с ним и городу предстояли разрушение и гибель. Конечно же, ученики задали вопрос, когда это случится.

Придя на гору Елеонскую (или на гору Олив), Иисус сел, а ученики, расположившись около Него, стали Его спрашивать. Четверо из них — Петр, Иаков, Иоанн и Андрей (Мк 13:3) задали Иисусу два прямых вопроса: 1) Когда это будет? То-есть, когда будет разрушен храм, да так, что от него не останется камня на камне? и 2) Какой признак Твоего пришествия и кончины века?

Эти два вопроса побудили Христа начать с ними беседу, которая получила название Проповеди (или речи) на горе Елеонской (24−25 гл.). В ней Он затронул вопросы разрушения храма и Иерусалима, а также признаков Своего пришествия и «конца века». Все эти вопросы не имеют отношения к Церкви, о создании которой возвестил Иисус. В 24 и 25 главах о Церкви не говорится ничего. Вопросы учеников касались только Иерусалима, Израиля и второго пришествия Христа во славе — для основания Царства Его. Матфей не записал ответа на первый вопрос, но это было сделано Лукой (Лк 21:20).

Ученики думали, что разрушение Иерусалима, о котором говорил Иисус, положит начало Его царствованию. Они, очевидно, вспомнили о том, что написано в Зах 14:1−2. (Однако разорение, о котором говорит Господь в Мф 23:38, произошло в 70 г. по Р. Х., а то, о чем записано у Захарии, действительно произойдет при кончине века.)

2. О НАСТУПЛЕНИИ ТРУДНЫХ ВРЕМЕН (24:4−26)

Мф 24:4−8 (Мк 13:5−8; Лк 21:8−11). Иисус описывает события, которые будут предварять Его второе пришествие, а также связанные с этим знамения. Его берегитесь, чтобы кто не прельстил вас в греческом подлиннике звучит как «будьте бдительны, чтобы вас не обманули». По мнению многих богословов, Господь учит здесь Своих учеников и будущих последователей, как им следует вести себя при постоянном ожидании конца мира, особо предостерегая их против грядущих «прельстителей».

Но представляется, что более всего речь Христа в 24:4−8 относится к первой половине семилетнего периода, который будет предшествовать Его второму пришествию, т. е. к началу семидесятой «седьмины» Даниила (Дан 9:27). (Некоторые исследователи Библии, как уже сказано, считают, что слова Христа (стихи 4−14) относятся к тому, что постоянно происходит в человеческой истории, временами по принципу нарастания, и что описание событий времени великой скорби начинается лишь с 15 стиха.)

В том, о чем говорится в стихах 4−8, видится определенное соответствие «судам семи печатей» (Откр 6). (Уолвурд, однако, считает, что «суды печатей» — все семь — разразятся во второй половине семидесятой седьмины; толкование на Откр 6.)

Этот период будет характеризоваться а) появлением «лжехристов» (Мф 24:4−5 сравните с Откр 6:1−2, где первая печать знаменует появление антихриста); б) войнами и военными слухами (Мф 24:6; сравните Откр 6:3−4; снятие второй печати знаменовало начало военных действий, при которых восстанет народ на народ в масштабах всей земли; Мф 24:7а); в) необычными стихийными бедствиями и голодом (стих 76; сравните Откр 6:5−6; снятие третьей печати приводит к поражению голодом, а четвертой и пятой — к разнообразным формам умерщвления людей (Откр 6:7−11), шестой же — к «великому землетрясению» (Мф 24:76; сравните Откр 6:12−14).

Все это, по словам Иисуса, будет лишь началом болезней (в оригинале — «началом родовых мук»). Подобно тому, как возникновение болей у беременной женщины означает, что скоро наступят роды, все эти события и катастрофы в масштабе вселенной будут указывать на то, что период земного времени между двумя пришествиями Христа близится к своему концу.

Мф 24:9−14 (Мк 13:9−13; Лк 21:12−19). Эту часть Своей «речи» Иисус начинает словом тогда (Мф 24:9). Тогда, т. е. в середине семидесятой седьмины, Израиль начнет переживать особые бедствия. Антихрист который к тому времени придет в мир и до определенного момента будет покровительствовать Израилю, внезапно нарушит свой договор с ним (Дан 9:27) и подвергнет израильтян великим гонениям (Дан 7:25); он даже потребует, чтобы ему поклонялись в Иерусалимском храме (2Фес 2:3−4). В те дни множество евреев будет убито (24:9), и многие будут обмануты антихристом (соблазнятся). Люди друг друга будут предавать, и многих прельстят лжепророки (стих 5 сравните с Откр 13:11−15). И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь.

Те же, кто останутся верными Господу до конца семилетнего периода, спасутся (Мф 24:13). Речь здесь, по-видимому, идет о физическом избавлении тех, кто доверятся Спасителю в дни великой скорби. Они войдут в Царство Христа в своих физических телах.

В этот же период времени проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной во свидетельство всем народам… Хотя время это будет ужасным, а гонения — безжалостными, Господь и тогда будет иметь своих верных слуг, которые станут проповедовать Благую Весть о Христе и о Его приближающемся Царстве. Эта «весть» будет сходна с той, которую несли Иоанн Креститель, Сам Иисус и Его ученики, но в ней особо будет подчеркнуто, что Иисус Христос есть грядущий Мессия.

Как и в нашем сегодняшнем благовестии, так и в том, которое будет проповедоваться тогда, в центре — призыв об обращении ко Спасителю, однако в благовестии последних дней перед пришествием Христа особое ударение не может не стоять на грядущем Царстве Его и на том, что обратившиеся к Нему за спасением получат доступ в него. Хочется думать, что многие на эту проповедь откликнутся (сравните Откр 7:9−10).

Мф 24:15−26 (Мк 13:14−23; Лк 21:20−26). Кратко описав период великой скорби перед Его возвращением, Иисус говорит о самом явном знамении этого периода: о мерзости запустения… на святом месте. Той, о которой говорил пророк Даниил (Дан 9:27). Речь идет о прекращении богослужений в восстановленном иерусалимском храме (Дан 12:11) и об учреждении там поклонения антихристу. Он осквернит храм, сделает его «мерзким» как бы «пустым» (в значении «оставленным Богом») — тем, что установит в нем свой образ как предмет поклонения (2Фес 2:4; Откр 13:14−15). Конечно, такое событие ни для кого не останется не замеченным.

Когда это произойдет, тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы. Бегут немедленно, не задерживаясь, чтобы взять что-либо из своих вещей. Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет (сравните Иер 30:7). Предстоявшее разрушение Иерусалима служит здесь Господу и образом грядущих всемирных бедствий в дни великой скорби.

Эти последние будут настолько ужасны, что не вместит их человеческое воображение. Вот почему Иисус оговаривается, что особенно скверно придется тогда беременным и питающим сосцами (Мф 24:19). Он наставляет людей молиться о том, чтобы все это не случилось… зимою, еще более осложнив обстоятельства, или в субботу, когда для евреев передвижение ограничено законом.

Однако и нотка ободрения прозвучала в словах Христа, когда Он возвестил, что те дни «сократятся» (стих 22), подразумевая, что этот страшный период не продлится долго; ибо в противном случае не спаслась бы никакая плоть. Но число этих дней будет сокращено — ради избранных, т. е. ради тех, кто будут тогда спасены, чтобы войти в Тысячелетнее Царство. (Избранные «века Церкви» будут к тому времени «восхищены».)

В то время по всей земле будут распространяться ложные слухи о том, что Христос уже пришел, и распространять их будут лжехристы и лжепророки (стихи 23−24) со своими пособниками. Все они тоже будут говорить о спасении и даже совершать великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Своих последователей Господь наперед предупредил об этом, чтобы не дали обмануть себя!

3. ПРИШЕСТВИЕ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО (24:27−31) (Мк 13:24−27; Лк 21:25−28)

Мф 24:27−31. В теле Господь не будет присутствовать в то время на земле. Но внезапно Он возвратится на нее. Его второе пришествие будет видимым и величественным. Он Сам сравнивает его с молнией, которая исходит от востока и видна бывает даже до запада. Ибо, где будет труп (образ физического разложения), говорит Христос, там соберутся орлы.

Другими словами, там, где достигнет своего апогея разложение моральное, неизбежно наступит Божий суд. Мир в те дни полностью подпадет под господство ставленника сатаны — антихриста, называемого в Библии «беззаконником» (2Фес 2:8), и многие люди будут развращены лжепророками (Мф 24:24). Вот тогда-то внезапно (вдруг) явится Сын Человеческий, чтобы совершить суд над землею (стих 27).

Господь возвратится сразу же после скорби дней тех. Его пришествию будут сопутствовать необычные явления в природе (стих 29 сравните с Ис 13:10; Ис 34:4; Иоиль 2:31; Иоиль 3:15−16) и знамение Сына Человеческого на небе (Мф 24:30). При виде этого знамения заплачут все племена земные (сравните Откр 1:7), вероятно, потому, что осознают: час суда настал.

Каким именно оно будет — «знамение Сына Человеческого» неизвестно. В свое время в знак («во знамение») отвержения Израиля слава Господня покинула храм (Иез 10:3, 18; 11:23). Может быть; пришествие Господа будет «ознаменовано» возвращением «шехины»? Некоторые богословы полагают, что упомянутым знамением будет появление на небе города, нового Иерусалима, который зависнет над землей, подобно спутнику, и будет оставаться над земным Иерусалимом на протяжении всего Тысячелетнего Царства (Откр 21:2−3). Знамением может явиться молния; им может быть названо и само явление Иисуса Христа.

Но каким бы оно ни было, его увидят все, и все увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (сравните Дан 7:13). И пошлет Он Ангелов Своих, чтобы собрали избранных Его от четырех ветров (сравните Мк 13:27), от края небес до края их. Здесь речь идет о «сборе» тех, кто станут верующими в последнюю седьмину Даниила (по причине гонений они рассеются по всей земле). Возможно, в это число войдут и ветхозаветные святые, воскресение которых произойдет в то время, чтобы и им войти в Царство Мессии (Дан 12:2−3, 13).

4. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СКАЗАННОГО ПРИТЧАМИ (24:32−51)

В первой части Своей проповеди (Мф 24:4−31) Иисус прямо говорил о Своем возвращении на землю. Далее следуют несколько практических выводов и поучений в свете Его возвращения. Рассматривая их, следует, в первую очередь, помнить, что весь этот раздел подразумевает то будущее поколение, которое будет жить в дни великой скорби — в канун прихода Царя во славе.

Но, как и многие другие места Писаний, он имеет и «второй план», ибо в нем подразумеваются и верующие наших дней, образующие тело Христово, Церковь. «Напрямую» речи о Церкви здесь нет. Но как будущим поколениям Божиего народа говорится о необходимости быть готовыми, бодрствовать и веровать, так говорится об этом и нам.

а. О смоковнице (24:32−44)

Мф 24:32−35 (Мк 13:28−31; Лк 21:29−33). Словами От смоковницы возьмите подобие… Иисус начинает рассмотрение изложенного применительно к житейской практике. Когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето (Мф 21:18−20). Как фиговое дерево — предвестник лета, так «знамения», о которых говорил Иисус в 24:4−28, будут свидетельствовать о скором Его пришествии. Господь подчеркнул, что это, т. е. Его возвращение, совершится не прежде, чем увидите все сие.

Хотя многие события в человеческой истории как будто бы соответствовали указанным Иисусом, т. е. свидетельствовали об исполнении этого пророчества, совершенно очевидно, что все, перечисленное Им, еще не сбылось, ибо оно относится ко времени великой скорби. «Все сие» увидит какое-то поколение в будущем, его и называет Иисус «родом сим».

О поколении людей, живших в Его дни, Он не мог говорить, поскольку ранее уже сказал, что от него Царство Небесное «отнимется» (21:43). То поколение 1-го века подлежало Божиему суду. А вот «род», на глазах которого «все сие» начнет сбываться, доживет до второго пришествия Христа и увидит Царя, грядущего во славе. Это обещание — верное, и скорее небо и земля прейдут, чем оно утратит свою силу (сравните 5:18).

Мф 24:36−41 (Мк 13:32−33; Лк 17:26−37). Никому не дано знать точной даты пришествия Христа. Никому, по словам Иисуса, кроме Отца Небесного. Сам Иисус говорил тогда как Сын Человеческий, т. е. с высоты Своих человеческих знаний, а не как всеведущий Бог. Время, предшествующее Его пришествию, Он сравнивал со временем, в которое жил Ной. Как и тогда, люди будут заниматься своими повседневными делами, не задумываясь о приближении суда Божия. Жизнь для современников Ноя текла своим обычным руслом до того дня, т. е. люди ели, пили, женились и выходили замуж. И так продолжалось до тех пор, пока не пришел потоп и не истребил всех. «Суд водою» был неожиданным для них, они не были к нему готовы.

Так будет и в пришествие Сына Человеческого; из двоих, которые будут на поле, один возьмется, а другой оставлен будет; и из двух женщин, мелющих в жерновах, одна берется, а другая оставляется. По аналогии с днями Ноя, когда грешники «взяты были» водой, и тут «взяты будут» люди нечестивые, подлежащие суду (сравните Лк 17:37). Те же, кто «оставляется», — это верующие, которым будет дана привилегия войти в земное Царство Христа в их физических телах.

Ситуация опять-таки представляется «параллельной» той, какая возникла при Ное: нечестивые были тогда «удалены» с земли, Ной же на ней остался; в пришествие Христа (и перед ним) Бог снова «удалит» с земли всех нераскаявшихся грешников, праведные же останутся на ней и будут жить в Тысячелетнем Царстве.

Ясно, что не Церковь имеется здесь в виду. Ибо не о «восхищении Церкви» говорит тут Господь: она «взята» была не для суда. Если вслед за некоторыми комментаторами Библии принимать описываемое здесь как «восхищение Церкви», то его следует отнести к «послескорбным» дням, но это противоречит многим местам в Писаниях и ведет к возникновению целого ряда других проблем, которые мы не станем теперь рассматривать (, к примеру, толкование на 1Фес 4:13−18 и на Откр 3:10). В целом же сущность предупреждения Христа сводится к необходимости всегда быть наготове, ибо суд Божий начнется тогда, когда люди менее всего будут ожидать его.

Мф 24:42−44. Господь призвал Своих учеников бодрствовать (употребление того же слова «грегорейте» в 1Фес 5:6), потому что они не могли знать, в который час Господь их придет (ту же мысль в Мф 25:13). Точная дата начала великих скорбей известна только Богу, как и точное время протяженности — от начала ее и до конца — семидесятой седьмины Даниила. Люди же, которые будут жить тогда, будут догадываться об этом лишь в общих чертах. Вот почему им будет так важно быть на страже.

Если бы хозяин дома знал приблизительно когда придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы застичь себя врасплох. Верующих грядущих тяжких времен Христос призывает уподобиться такому «хозяину» — ибо по целому ряду признаков они поймут, что возвращение Христа близко; и все-таки точной даты его знать не будут.

б. О верном и благоразумном рабе (24:45−51) (Мк 13:34−37; Лк 12:41−48)

Мф 24:45−51. Пришествие Христа послужит испытанием для Его слуг. Подобно тому, как в притче господин поручает все свое имение одному из своих рабов, Бог доверил Свое дело на земле слугам Своим. Отношение слуг Его к порученному им служению говорит об их внутреннем состоянии. Бог хочет, чтобы все они, подобно верному рабу из притчи, достойно исполняли волю Его (стихи 45−46). Когда Господь возвратится на землю, то каждый из верных слуг получит от Него награду (стих 47). Но раб, не оправдавший доверия своего Господина, будет сурово наказан.

Ибо он, вообразивши, что Господин придет не скоро, будет превозноситься над другими (бить товарищей своих) и вести нечестивый образ жизни (есть и пить с пьяницами). Как и нечестивые люди, жившие во дни Ноя (стихи 37−39), неверный раб позабудет о том, что господин явится внезапно (стих 50). Суд застигнет его врасплох, и он подвергнется одной участи с лицемерами, будучи таким же, как они. О «рассечении» его говорится в переносном смысле. Скорее он будет «отсечен» — в значении «навсегда удален от Господа» (толкование на выражение «плач и скрежет зубов» в 13:42). Наказание его, наряду с прочими нечестивыми, будет вечным.

Примечания:

 
Синодальный перевод
7 глады — голод, проблемы с питанием.
7 моры — массовая смерть, эпидемия.
30 грядущего — идущего, пришедшего; (от ст.-слав. грясти — приближаться, приходить, неожиданно появляться).
34, 35 прейдут — пройдут, буквально «пройдут мимо», в переносном смысле — подойдут к концу, прекратят существование, исчезнут.
42, 44 приидет — придёт.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.