От Марка 3 глава

Евангелие от Марка
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И пришёл опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.
2 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.
3 Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.
4 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.
5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
6 Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.
7 Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи,
8 Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.
9 И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его.
10 Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.
11 И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.
12 Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.
13 Потом взошёл на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.
14 И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь,
15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов;
16 поставил Симона, нарекши ему имя Пётр,
17 Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»,
18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита
19 и Иуду Искариотского, который и предал Его.
20 Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть.
21 И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.
22 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.
23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?
24 Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то;
25 и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;
26 и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришёл конец его.
27 Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.
28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;
29 но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
30 Сие сказал Он, потому что говорили: в Нём нечистый дух.
31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.
32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сёстры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.
33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?
34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;
35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Толкование Далласской семинарии

5. ИСЦЕЛЕНИЕ В СУББОТУ (3:1−5) (Мф 12:9−14; Лк 6:6−11)

Мк 3:1−2. И пришел опять в синагогу (вероятно, в том же Капернауме — 1:21) в другой субботний день и там встретил человека, имевшего иссохшую руку (Лука уточняет, что «правую»; Лк 6:6). И наблюдали (фарисеи — 3:6) за Ним, что Он станет делать, ища повод к обвинению против Него. Дело в том, что по установлениям законников исцелять в субботу можно было только в том случае, если человеку грозила смерть. В данном случае ничего спешного с их точки зрения не было, а потому, если бы Иисус исцелил сухорукого в субботу, то Его можно было бы обвинить в нарушении субботы, за что, как известно, полагалась смертная казнь (Исх 31:14−17).

Мк 3:3−4. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину, т. е. так, чтобы его могли видеть все. Затем Он задал фарисеям риторический вопрос относительно того, какое из двух дел (или действий) соответствует цели и духу субботы — в согласии с Моисеевым законом: доброе ли дело, направленное на спасение души (жизни; сравните 8:35−36)? Или злое дело — в целях погубить душу, т. е. убить человека? Ответ очевиден: добро делать… душу спасти.

Между тем не исцелить сухорукого в угоду неверного толкования духа субботы (2:27) и значило бы совершить зло; кроме того, как показали дальнейшие события, фарисеи не побоялись в субботу вступить в заговор с иродианами (3:6), чтобы убить Иисуса («душу Его погубить»). Такова логика развития зла. Но в тот момент на карту было поставлено «делание добра» в субботу в нравственном, а не законническом аспекте этой проблемы, а потому фарисеи предпочли не вступать с Иисусом в спор.

Мк 3:5. И воззрев на них с гневом… Более точный перевод с греческого оригинала прозвучал бы так: «И обведя окружающих всепроникающим взором (сравните стих 34; 5:32; 10:23; 11:11), (Он) остановил гневный взгляд на них» (на фарисеях). Это одно из немногих мест в Новом Завете, где о гневе Иисуса говорится вполне недвусмысленно. Но и тут, конечно, не предполагается «злобный гнев», скорее — возмущение, смешанное с глубокой горечью и печалью по поводу упорного их «нечувствия» (ожесточения сердец их; сравните Рим 11:25; Еф 4:18) как Божиих милостей, так и человеческого горя.

Тому человеку Иисус сказал: протяни руку твою. И когда тот сделал так, то рука его тут же была исцелена, и стала здорова, как другая. При этом Иисус не совершил никаких «видимых действий», которые можно было бы расценить как «работу» в субботний день. Будучи «Господином субботы» (Мк 2:28), Иисус «освободил» ее от законнического бремени, а больного избавил по милости Своей от его болезни.

Д. Заключение: фарисеи отвергают Иисуса (3:6)

Мк 3:6. Раздел, в котором неоднократно говорится о столкновениях Иисуса с религиозными вождями в Галилее, в этом стихе достигает наивысшего напряжения (2:1 — 3:5). Впервые в связи с Иисусом Марк открыто пишет тут о смерти, которая с этого времени начинает отбрасывать свою зловещую тень на всю Его миссию.

Фарисеи… немедленно составили с иродианами (влиятельной политической группой, поддерживавшей Ирода Антипу) заговор с целью убить Иисуса (сравните с 15:31−32). Авторитет Христа встал на пути их собственного и явно превзошел его, а потому они вознамеривались уничтожить Его. Оставалось решить, как это сделать.

IV. Продолжение служения Иисуса в Галилее (3:7 — 6:6а)

Второй из главных разделов Евангелия от Марка структурно начинается и заканчивается так же, как первый (сравните 1:14−15 с 3:7−12 и 1:16−20 с 3:13−19, а 3:6 с 6:1−6а). В нем показано, как в условиях противостояния Ему и неверия в Него Иисус продолжал совершать Свою миссию.

А. Служение Христа в районе Галилейского моря — вступительный обзор (3:7−12) (Мф 12:14−21)

Мк 3:7−10. По своему обобщающему характеру этот раздел схож с 2:13. Здесь, однако, есть «дополнение»; сказано, что Иисус удалился к морю с учениками Своими, разделявшими с Ним последствия как враждебности народа, так и его восторга и радушия, объектом которых был их Учитель.

Многие галилеяне последовали за Ним (в значении «сопровождали Его на Его пути») будучи привлечены тем, что Он делал (прежде всего чудесными исцелениями, которые Он совершал), а, кроме них, за Иисусом шло множество народа с юга — из Иудеи, Иерусалима, Идумеи; с востока — из-за Иордана; из прибрежных северных городов — Тира и Сидона (т. е. из Финикии). Во всех этих местах (за исключением Идумеи) Иисус провел какое-то время (5:1; 7:24, 31; 10:1; 11:11).

Так велико было впечатление от совершенных Им исцелений и так необоримо желание людей, имевших язвы, хотя бы коснуться Его, что Ему пришлось сказать ученикам Своим, чтобы приготовили для Него лодку… дабы не теснили Его. Только Марк приводит эту подробность, по-видимому, основываясь на воспоминаниях очевидца — апостола Петра.

Мк 3:11−12. В толпе, сопровождавшей Христа, были люди, одержимые нечистыми духами, которые руководили их словами и поступками. Эти духи не сомневались, что перед ними — Сын Божий, как понимали и то, насколько Он опасен для них. То здесь, то там они признавали Его, но Он отвергал «признание» с их стороны и приказывал им (1:25; 4:39; 8:30, 32:33; 9:25), чтобы не делали Его известным (сравните с 1:24−25, 34). Унимая их, восклицавших до времени, Иисус являл таким образом Свою покорность Божиему плану, которым предусмотрено было постепенное откровение о Личности Его и характере Его миссии.

Б. Назначение Иисусом Двенадцати (3:13−19) (Мф 10:1−4; Лк 6:12−16)

Мк 3:13. Оставив прибрежную долину, Он взошел на гору (в центральной Галилее). По собственной инициативе Он позвал к Себе, кого Сам хотел, а именно двенадцать учеников (3:16−19), и те пришли к Нему, выйдя из толпы (Лк 6:13). Ранее Марком было сказано, что у Христа было много и других учеников (Мк 2:15).

Мк 3:14−15. Из упомянутого «множества» Он поставил или назначил (буквально «сделал») двенадцать, имея в виду две цели: а) чтобы они с Ним были (сразу же приходит мысль, что для более тщательной подготовки их); б) чтобы посылать их на проповедь и чтобы одновременно дать им власть исцелять от болезней и изгонять бесов (что они и станут делать в будущем — 6:7−13).

Число 12 соответствует здесь числу 12 колен израилевых, и этим подчеркивается «притязание» Христа на весь израильский народ. Само слово «двенадцать» стало как бы общим официальным «титулом» этой избранной Христом группы учеников (4:10; 6:7; 9:35; 10:32; 11:11; 14:10, 17, 12, 43). Хотя «кровью и духом» своими эта группа была связана с Израилем, нигде в Новом Завете они не названы новым или духовным «Израилем». Скорее они стали первоначальной ячейкой или ядром нового грядущего сообщества — Церкви (Мф 16:16−20; Деян 1:5−8).

Мк 3:16−19. В этих стихах дано традиционное перечисление по именам Двенадцати. Первым в «списке» назван Симон (сравните 14:37), которого позже Иисус назвал Петром (сравните Ин 1:42) — греческим эквивалентом арамейского слова «кифа», означающего «камень». Иисус мог иметь при этом в виду руководящую роль Петра в среде апостолов как при Своей жизни, так и на раннем этапе становления Церкви (Мф 16:16−20; Еф 2:20); едва ли новое имя его характеризовало Симона как личность.

Далее идут Иаков Зеведеев и Иоанн, брат Иакова, которым Иисус дал прозвище Воанергес, то есть «сыны Громовы» (Мк 9:38; Мк 10:35−39; Лк 9:54); смысловой нюанс этого прозвища, который мог подразумевать Иисус, — неизвестен.

За исключением Андрея (Мк 1:16; Мк 13:3), Иуды Искариотского (14:10, 43) и, может быть, Иакова Алфеева (как Иакова «меньшого» — 15:40), имена остальных апостолов а Евангелии от Марка больше не встречаются; они названы только здесь: Филипп (Ин 1:43−45), Варфоломей (он же — Нафанаил; Ин 1:45−51), Матфей (Левий — Мк 2:14), Фома (Ин 11:16; Ин 14:5; Ин 20:24−28; Ин 21:2), Иаков Алфеев (не обязательно брат Левию — Мк 2:14), Фаддей (Иуда Иаковлев — Лк 6:16; Деян 1:13) и Симон Кананит (он же — Симон Зилот; Лк 6:15; это последнее прозвище могло быть навеяно его большой «ревностью по Боге» («зилот» значит «ревностный»), либо его принадлежностью к «партии зилотов», имевшей выраженно националистическое направление). Из всех двенадцати только Иуда Искариот (т. е. родом из города Кариот) не был галилеянином — Ин 6:71; Ин 13:26; он-то и предал впоследствии Христа (Мк 14:10−11, 43−46).

В. Обвинение Иисуса в том, что Он действует силою Веельзевула; Он говорит о том, кто, истинно, составляют Его семью (3:26−35)

Этот раздел построен по «принципу бутерброда», так как повествование о семье Иисуса (стихи 20−21, 31−35) прерывается посредине обвинением в том, что Иисус действует силою Веельзевула (стихи 22−30). К такому литературному приему Марк прибегает неоднократно (5:21−43; 6:7−31; 11:12−26; 14:1−11, 27−52) по разным соображениям. В данном случае он хотел провести параллель между обвинениями, возводившимися на Христа (3:21 и 30), и в то же время указать на разницу между оппозицией по отношению к Иисусу и хулою на Духа Святого, действовавшего через Него.

1. ОЗАБОЧЕННОСТЬ СЕМЬИ ИИСУСА (3:20−21)

Мк 3:20−21. Сказанное в этих стихах находим только у Марка. Когда Иисус и Его ученики вошли в дом (в Капернауме, 2:1−2), то в дом этот набилось такое множество народа, что им невозможно было и хлеба есть (сравните с 6:31). И услышавши о том, что в непрестанной Своей деятельности Он не в состоянии позаботиться о нуждах Своих, ближние Его (в греческом тексте — слова, обозначающие членов семьи; 3:31) пошли (по-видимому, из Назарета) взять Его (здесь слово, означающее «взять, употребивши силу»; оно же употреблено в 6:17; 12:12; 14:1, 44, 46, 51), так как люди говорили, что Он вышел из Себя (в значении «превратился в безумствующего религиозного фанатика»; сравните Деян 26:24; 2Кор 5:13).

2. ИИСУС ОТРИЦАЕТ, ЧТО ДЕЙСТВУЕТ СИЛОЮ ВЕЕЛЬЗЕВУЛА (3:22−30) (Мф 12:22−32; Лк 11:14−23; Лк 12:10)

Мк 3:22. Между тем, делегация книжников явилась из Иерусалима, чтобы «разобраться» с Иисусом. Они-то и стали говорить, что Он имеет в Себе веельзевула (т. е. одержим нечистым духом — стих 30) и что изгоняет бесов силою бесовского князя (стих 23).

В древнееврейском языке имелись два созвучных слова — «баальзебуб», означавшее «бог мух» (название одного из хананейских богов; 4Цар 1:2), и более позднее — «баалзебул», которым в новозаветном контексте стали называть «господина злых духов» (Мф 10:25 Лк 11:17−22); впрочем, в русском тексте Ветхого Завета (4Цар 1:2) то же написание, что и в Новом Завете, — «веельзевул».

Мк 3:23−27. Иисус ответил на это обвинение притчами (в значении коротких изречений, а не «притчей — рассказов»). Причем сначала Он ответил на второе обвинение (стихи 23−26), показав всю абсурдность его, построенного на предположении, что сатана станет изгонять сатану. Он прибег к двум примерам, чтобы показать очевидное: если царство (или дом — в значении семьи и всего принадлежащего ей) разделятся сами в себе, т. е. в целях своих и намерениях, то они не смогут устоять.

То же верно и в отношении сатаны, если допустить, что сатана восстал на самого себя, и сфера его действия разделилась. Это означало бы, что пришел конец его — не в смысле его существования, а конец силе его и влиянию. Поскольку же сатана сохраняет силу (сравните стих 27 и 1Пет 5:8), такое предположение — ложно. Следовательно ложно и обвинение Иисуса в том, что бесов Он, якобы, изгоняет силою «князя бесовского».

Аналогия, приводимая в 3:27, отметает первое обвинение (стих 22). Сатана — это «сильный». А дом сильного — это царство греха, болезней, одержимости бесами и смерти. Вещи его — это люди, порабощенные одним или многими «атрибутами» упомянутого «царства». А бесы — «служащие» диавола, исполняющие его поручения. Никто, вошедши в «дом сильного», не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного (т. е. если не окажется более сильным).

Только в таком случае «вошедший» расхитит дом его, т. е. освободит «пленников греха», порабощенных сатаною. И в искушениях, которым Он подвергся (1:12−13), и фактом изгнания бесов Христос показал, что Он — Сильнейший, черпающий Свою силу от Духа Святого (3:29). Его задача в том, чтобы вступить в борьбу с сатаною (а не в сотрудничество с ним) и победить его — с целью освобождения тех, кого он пленил.

Мк 3:28−30. Продолжая отвечать на обвинения, выдвинутые в Его адрес, Иисус высказал строгое предостережение. Слова Истинно говорю вам… (буквально — «то, что говорю вам, — аминь») — это своего рода формула торжественного подтверждения сказанного (у Марка употреблена 13 раз), которая встречается только в Евангелиях и произносится лишь Христом.

Вот содержание предостережение: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления (пренебрежительные слова; подразумевается, в адрес Бога), за исключением хулы на Духа Святого. Судя по контексту, Иисус имел в виду не отдельные слова или действия людей, а их враждебное отношение к Богу, выражающееся в отвержении Его спасающей человека силы, которая действует в Личности, помазанной Духом Святым, т. е. в Нем — в Иисусе Христе.

Такое отношение вызывается упорным желанием оставаться во мраке даже и тогда, когда свет истины осиял человека (Ин 3:19). Упорство это и сознательное неверие могут настолько ожесточить сердце его, что потребность в покаянии, а соответственно — и прощение (источником того и другого является Дух Божий) окажутся невозможными для него. Такой человек подлежит …вечному осуждению (сравните Мф 12:32). Примером этого может служить Иуда Искариот (Мк 3:29; Мк 14:43−46).

Марк поясняет, что Иисус сказал это, потому что продолжали говорить (книжники — 3:22): в Нем нечистый дух.

В сущности Иисус не сказал, что книжники уже совершили упомянутый непростительный грех; скорее Он давал понять, что они близко подошли к «опасной черте», утверждая, что Иисус действует бесовскою силою, тогда как Он действовал силою Духа Святого. Они были близки к тому, чтобы назвать Святого Духа «сатаною».

3. ИСТИННАЯ СЕМЬЯ ИИСУСА (3:31−35) (Мф 12:46−50; Лк 8:19−21; Лк 11:27−28)

Мк 3:31−32. Сообщением о приходе матери Иисуса и Его братьев (6:3) возобновляется повествование, прерванное в 3:21. Стоя вне дома, они послали к Нему звать Его; целью их, очевидно, было поговорить с Ним, чтобы умерил Свою деятельность.

Мк 3:33−35. Риторический вопрос Иисуса (стих 33) не означал отвержения Им семейных уз (7:10−13). Но ставя его, Он переводил внимание слушателей на тему, гораздо более важную, а именно — на взаимоотношения человека с Богом. «Вопрос» этот в сущности означал: «Кто те люди, которые могли бы быть Мне матерью и братьями?» И обозрев (здесь, как и в 3:5, от греческого глагола периблепомаи, т. е. буквально — «оглядев всепроницающим взглядом») сидящих вокруг Себя (а вокруг Него сидели Его ученики, в отличие от тех, кто стоял вне дома), Иисус заявил, что узы, связующие их и Его, — гораздо сильнее семейных уз.

Но далее Иисус заведомо расширяет рамки, вмещающие тех, кто воистину близок Ему, и дает понять, что круг их не ограничится теми, кто в данный момент рядом с Ним. Ибо кто будет исполнять волю Божию, провозгласил Он, тот Мне брат и сестра и матерь. В греческом тексте слова «брат», «сестра», «матерь» стоят без артиклей, и это указывает на употребление их в переносном смысле; Иисус ведет речь о духовной Своей семье. Именно исполнение воли Божией (к примеру, 1:14−20) — непременное условие членства в ней.

Г. Характер Царствия Божия в притчах Иисуса (4:1−34)

Несколько притч, приводимых здесь, образуют первый из больших разделов в Евангелии от Марка, посвященных учительству Иисуса Христа (также 13:3−37). Марк избрал эти притчи (4:2, 10, 13, 33) из целого ряда других потому, что в них предстает перед слушателями характер Царства Божиего (сравните 4:11 с 1:15).

Иисус говорит Свои притчи в условиях все возрастающей враждебности по отношению к Нему со стороны «религиозников» (сравните 2:3 — 3:6, 22−30), но одновременно — и растущей популярности Его в народе (сравните 1:45; 2:2, 13, 15; 3:7−8). Однако и то и другое свидетельствовало, что люди в массе своей не понимали, Кто же Он такой.

«Притча» происходит от греческого слова «параболе», означающего «сравнение». Под нею могут подразумеваться разные формы иносказательной речи (например, 2:19−22; 3:23−25; 4:3−9, 26−32; 7:15−17; 13:28). Но обычно евангельская притча — это короткий рассказ, передающий духовную истину путем живого, доходчивого сравнения с тем, что хорошо известно людям из наблюдений над природой и из повседневной жизни.

Обычно в притче выражается какая-то одна истина, но порой она содержит и дополнительный смысл (4:3−9, 13−20; 12:1−12). Притча как бы приглашает слушателей стать участниками того, что в ней «происходит», задуматься над этим, оценить и применить лично к себе. (таблицу 35 притч, записанных в Евангелиях, — в комментарии на Мф 7:24−27.)



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.