От Луки 15 глава

Евангелие от Луки
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.
2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.
3 Но Он сказал им следующую притчу:
4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшею, пока не найдёт её?
5 А найдя, возьмёт её на плечи свои с радостью
6 и, придя домой, созовёт друзей и соседей и скажет им: «порадуйтесь со мною: я нашёл мою пропавшую овцу».
7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
8 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжёт свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдёт,
9 а найдя, созовёт подруг и соседок и скажет: «порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму».
10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.
11 Ещё сказал: у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно.
14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: «сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих».
20 Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».
22 А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?»
27 Он сказал ему: «брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым».
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка».
31 Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв, и ожил, пропадал, и нашёлся».

Толкование Далласской семинарии

г. Иисус говорит о «потерянных» и грешниках, которые войдут в Царство (глава 15)

Вопреки учению книжников и фарисеев, Иисус снова подчеркивает, что в Царство Божие войдут многие «потерянные» и грешные люди. Здесь приведены, пожалуй, наиболее известные из Христовых притч: о потерянной овце, о потерянной драхме и о блудном сыне. Все три говорят об одном: Бог горячо заинтересован в покаянии грешников. Однако третья притча содержит в себе и нечто такое, чего нет в первых двух. В ней Иисус иносказательно говорит и о Самом Себе, Которого приняли «отверженные», но отвергли духовные вожди Израиля.

Лк 15:1−2. К великому негодованию книжников и фарисеев Иисус был близок к тем, кого они считали неисправимыми грешниками. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Отвечая им, Христос рассказывает три притчи. Все три говорят о том, что пропавшее может быть найдено, и что в этом случае естественно радоваться.

Некоторые видят в этих притчах учение о том, что верующий, утративший общение с Богом, может восстановить его. Они говорят, что, поскольку нельзя потерять того, что не имел, то первые две притчи — о тех, кто ранее уже принадлежали Богу. Так же и сын, будучи таковым, не может перестать им быть, и поэтому третья притча опять-таки учит о восстановлении утраченных отношений с Богом.

Иначе понимают эти притчи те, кто видят в «потерянных» — неверующих, которые могут прийти ко Христу. Такое понимание «потерянных» кажется более верным по двум соображениям: 1) Иисус говорил эти притчи книжникам и фарисеям, которые отвергали Его весть о Царстве Божием. Их возмущало, что к Иисусу идут грешники, которые, слушая, верят Ему. Между тем, если бы в третьей притче речь шла только о восстановлении отношений с Богом («заблудившихся» верующих), то две эти группы — законоучители и простой «грешный» люд — не могли бы быть одновременно представлены в ней. 2) Из стиха 22 следует, что возвратившийся сын получил новое положение в доме отца, которого прежде не имел.

Евреи были «детьми» Бога в том смысле, что состояли с Ним в особых взаимоотношениях, скрепленных заветом. При этом, однако, подразумевалось, что каждый из них должен был верить в Бога. На каждом, следовательно, лежала ответственность принять благовестие Иисуса и уверовать в то, что Он — Мессия, предлагавший народу обещанное Царство.

Лк 15:3−7. В притче о потерянной овце прямо говорится о той радости, которая бывает на небе, когда кается грешник. Иисус не говорит, что остальные девяносто девять овец не представляют ценности. Но подчеркивает значение той одной, которая отбилась от стада. Она-то и соответствует «грешникам», с которыми «ел» Иисус (стихи 1−2). Что касается девяносто девяти, то Христос уже и овцами их не называет (стих 7), но прямо — праведниками (каковыми они считали себя), не имеющими нужды в покаянии. Не ясно ли, что Он говорил о фарисеях!

Лк 15:8−10. Притча о потерянной драхме свидетельствует о радости Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. Идея в ней совершенно та же, что и в первой притче, но особо подчеркнуто, сколь тщательно ведется поиск потерянного: …какая женщина… не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет потерянной драхмы (серебряная греческая монета, примерно соответствовавшая дневной «зарплате» труженика; в Новом Завете о «драхме» упоминается только здесь). Вывод из этой притчи был ясен слушателям Иисуса: грешники, которые «приближались к Нему», были весьма ценны в глазах Божиих.

Третьей притчей (о блудном сыне и его старшем брате) Иисус давал понять, что Бог всех людей зовет в Свое Царство.

Лк 15:11. У некоторого человека было два сына. По ходу притчи подчеркивается глубокое различие между этими сыновьями.

Лк 15:12−20а. В этой части притчи говорится о поведении младшего сына. Требование, с которым он обратился к отцу, было совершенно необычным: Отче! дай мне следующую мне часть имения. «Имения», как правило, не делились на Востоке между детьми, пока отец в состоянии был управляться с хозяйством. Однако этот отец согласился и отдал сыну его часть наследства.

По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно (водя компанию с блудницами, как следует из слов старшего сына, стих 30). Слушатели, очевидно, уловили тут намек на Самого Иисуса, Которого обвиняли в общении с блудницами и грешниками, ведшими разгульную жизнь, далекую от Бога. В отличие от младшего сына, старший все это время оставался с отцом и как будто бы не выходил из повиновения ему.

Когда же младший сын расточил все свое наследство, настал великий голод… в стране, где он жил, и пришлось ему наняться пасти свиней (занятие в глазах евреев особенно унизительное). Возможно, под «дальней стороной» (стих 13) Иисус подразумевал территорию, лежавшую на восток от Галилейского озера, где жили язычники, занимавшиеся разведением свиней (8:26−37). И он (блудный сын) рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи (речь, возможно, идет о плодах так называемого «рожкового дерева», но никто не давал ему. Пасть ниже, чем упал младший сын, было нельзя.

И тогда он одумался (стих 17) и решил возвратиться к отцу. В любом случае лучше было бы ему работать на отца, чем на чужого человека. Он надеялся, что отец примет его — пусть не как сына, а как работника.

Лк 15:20б−24. Далее описана реакция отца на возвращение сына. Ясно, он не переставал ждать его все время, пока его не было с ним, и потому, когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и побежав, пал ему на шею и целовал его. Отец не стал даже выслушивать всего, что говорил ему каявшийся сын.

Но приказал слугам своим поскорее приготовить хорошее угощение, чтобы отметить возвращение юноши; а еще — в знак того нового положения, которое отныне этот сын займет в его доме, — отец велел дать ему лучшую одежду и… перстень на руку его и обувь на ноги. Представляется, что Иисус намеренно снова вводит тут тему «пира».

Ведь пиршественное веселье и до этого неоднократно служило Ему символом грядущего Царства (13:29 сравните 14:15−24). Так что «угадать» значение этого «пира» слушателям Христа было нетрудно. Грешники (представленные в образе блудного сына) входят в Царство Божие, потому что «приближаются» к Христу, и Отец Небесный видит их, когда они «еще далеко». Сознающие свою потребность в Боге, они будут прощены Им.

Лк 15:25−32. Заключительная часть притчи говорит об отношении к происшедшему старшего сына, под которым подразумевались фарисеи и законоучители. К грешникам они относились точно так, как этот сын отнесся к возвратившемуся брату. Придя с работы в поле, старший сын, узнав о том, что произошло, осердился.

Не схоже ли это с «негодованием» книжников и фарисеев, которым проповеди Христа не нравились уже потому, что в них говорилось о «чужаках» (язычниках) и презираемых грешниках из их народа, которые будто бы войдут в Царство Божие. Подобно тому, как старший сын отказался принять участие в пире, устроенном отцом, и они отказывались войти в Царство, которое Иисус предлагал всем людям.

Интересно отметить, что Отец… вышед звал старшего сына на пир (стих 28). Так же и Христос не уклонялся от совместной трапезы с книжниками и фарисеями. Он не хотел закрыть им доступ в Царствие Божие. Ибо пришел, чтобы звать в него каждого желающего войти.

Старший сын рассердился и потому, что ни разу не удостоился такой чести, как младший сын, хотя, по его словам, столько лет служил отцу и никогда не преступал приказания его (стих 29). Из этого упрека следует, что свои отношения с отцом он строил на «деловой основе». Старший сын работал на отца не из любви к нему, а в расчете на награду.

Отец ответил ему, что в его распоряжении всегда имелось то, что было в доме, и теперь ему следовало бы радоваться вместе с отцом возвращению брата. Слова ты всегда со Мною, и все Мое твое отражают привилегированное положение религиозных вождей в среде избранного Богом народа. Им был дан закон, и они призваны были стоять на страже его (Рим 3:1−2; Рим 9:4). Вместо того, чтобы «роптать», они должны были приветствовать присоединение и других людей к Царству Божиему.

Примечания:

 
Синодальный перевод
16 рожки — стручки рожкового дерева, растения семейства бобовых.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.