От Луки 17 глава

Евангелие от Луки
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;
2 лучше было бы ему, если бы мельничный жёрнов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.
3 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», — прости ему.
5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.
6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас.
7 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: «пойди скорее, садись за стол»?
8 Напротив, не скажет ли ему: «приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам»?
9 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.
10 Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».
11 Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею.
12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокажённых, которые остановились вдали
13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
15 Один же из них, видя, что исцелён, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
20 Быв же спрошен фарисеями, когда придёт Царствие Божие, отвечал им: не придёт Царствие Божие приметным образом,
21 и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.
22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;
23 и скажут вам: «вот, здесь», или: «вот, там», — не ходите и не гоняйтесь,
24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.
25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.
26 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:
27 ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и пришёл потоп и погубил всех.
28 Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;
29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;
30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.
31 В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.
32 Вспоминайте жену Лотову.
33 Кто станет сберегать душу свою, тот погубит её; а кто погубит её, тот оживит её.
34 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмётся, а другой оставится;
35 две будут молоть вместе: одна возьмётся, а другая оставится;
36 двое будут на поле: один возьмётся, а другой оставится.
37 На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.

Толкование Далласской семинарии

е. Учение Иисуса об ответственности перед людьми и перед Богом (17:1−10)

Лк 17:1−4. Иисус говорил ученикам Своим об ответственности человека перед другими людьми (стихи 1−4) и перед Богом (стихи 6−10). Из Его слов Наблюдайте за собою (стих 3) следует, что особенно Он предостерегал учеников не подавать соблазна (т. е. повода к согрешению) кому бы то ни было. Вовсе избежать соблазнов в земной жизни невозможно, подчеркивал Он, но горе тому, чрез кого они приходят.

Лучше такому человеку быть утопленным в море с мельничным жерновом на шее, чем нанести духовный ущерб (здесь буквально «подтолкнуть к греху») кому-либо из малых сих (т. е. людям, которые, подобно маленьким детям, беспомощны в очах Божиих — Лк 10:21). Представляется, что здесь под «грехом» или «согрешением» (вследствие «соблазна») Иисус подразумевал недостаточность или утрату веры в Мессию.

Ведь книжникам и фарисеям Он прямо сказал, что они не только сами отказываются войти в Царство Божие, но и желающим войти препятствуют (Лк 11:52). Верующим же в Него следовало не только не подавать другим повода к согрешению, но и нейтрализовывать грех, прощая их вину другим (17:3−4). Если… брат твой виновен перед тобою, выговори ему, и если покается, прости ему. Прощать следует вновь и вновь. Семь раз в день здесь образ полноты (т. е. прощать надо постоянно).

Лк 17:5−10. Здесь Иисус говорит об ответственности верующих перед Богом. Первой их обязанностью перед Ним является вера. Когда ученики попросили умножить их веру, Он дал им понять, что они нуждаются не в большем количестве веры, а, так сказать, в качественности ее. Даже вера с зерно горчичное (самое маленькое из семян; сравните 13:19) может творить великие чудеса, например, вырвать из земли смоковницу без применения физической силы (стих 6).

Вторая обязанность верующего — смиренное служение Богу (стихи 7−10). Последователям Христа, делающим то, что они обязаны делать, не надо ожидать за это особой похвалы. Как не ожидает ее раб, исполняющий положенную ему работу. Подобно этому и ученикам необходимо сознавать себя перед Богом «рабами, ничего не стоющими».

4. УЧЕНИЕ ИИСУСА О ЦАРСТВЕ И ОБ ОТНОШЕНИИ ВЕРУЮЩИХ К НЕМУ (17:11 — 19:27)

В этом разделе Лука повествует о целом ряде событий, случившихся на пути Христа в Иерусалим. На примере их Он учит апостолов правильному отношению к Царству Божиему.

а. Благодарный прокаженный (17:11−19)

Лк 17:11−14. Иисус проходил между Самариею и Галилеею. По просьбе десяти прокаженных Он исцелил их, не приближаясь к ним. В Евангелии от Луки это второй случай, когда прокаженные были исцелены Иисусом (5:12−16). Как и в первый раз, Он повелел прокаженным пойти показаться священникам. И когда они пошли, то по дороге очистились от проказы, т. е. стали ритуально чистыми.

Лк 17:15−19. Но лишь один из исцеленных, иноплеменник, Самарянин, возвратился, чтобы возблагодарить Иисуса. Только он осмыслил значение того, что сделал для него Иисус. Прославляя Бога, он пал ниц к ногам Христа, может быть, поверив, что Он и есть Бог. Однако Лука не говорит, уразумел ли он, что Иисус — Мессия.

В том, что девять других не возвратились поблагодарить Христа, видится символика отвержения Его израильским народом, который шел к Нему за исцелениями и охотно принимал пищу из Его рук, но признать в Нем Мессию не пожелал. Напротив, не принадлежавшие к еврейскому народу (их представляет прокаженный самарянин — существо дважды презренное в глазах евреев), благодаря, «падали ниц» перед Христом.

б. «Царство Божие — среди вас» (17:20−37) (Мф 24:23−28, 37−41)

Лк 17:20−21. Один из фарисеев спросил Иисуса, когда придет Царствие Божие. Вопрос этот был логичным, поскольку Иисус постоянно повторял, что Царство приблизилось. Ответ Христа как бы распадается на две части. Вначале Он говорит фарисеям, что Царство не придет явно, приметным для них образом. Но затем произносит: вот, Царствие Божие внутрь вас есть. «Внутрь вас» часто понимают неверно. Как о явлении духовном Христос не мог говорить фарисеям, отвергавшим Его, что Царство Божие «есть в их душах» (распространенное, в неверное (в данном случае) толкование).

Скорее, Он говорил, подразумевая Себя, что «вот, Царство Божие посреди вас», а вы и не замечаете его. Между тем, Он, олицетворяющий новую жизнь и новое миропонимание, которые «обозначает» как Царствие Божие, стоит среди них, и все, что от них требуется, — это признать Его Мессией, с Которым Царство Его, и тогда оно придет.

Лк 17:22−25. Затем, обращаясь уже к ученикам (возможно, оставшись наедине с ними), Иисус дает им несколько пояснений относительно Царства Божия. Он говорит, что наступает время, когда они захотят хотя на один день увидеть Сына Человеческого, но не увидят (стих 22). Потом Он сообщает ученикам, что в назначенный для этого момент Царство придет зримо для всех (стихи 23−24).

Оно уже не будет неким скрытым явлением (т. е. только духовным, внутренним). Господь сравнивает Свое появление (или что то же самое — появление видимого всем Царства Божиего) с молнией, перерезающей небо от края… до края (стих 24; сравните Мф 24:27, 30). Наконец, Иисус говорит ученикам, что прежде, чем это произойдет Ему надлежит пострадать (стих 25).

Лк 17:26−27. Продолжая эту тему, Иисус сравнил наступление Царствия Божиего с внезапностью потопа во дни Ноя и суда над Содомом и Гоморрою (стих 29). Обращаясь к этим двум событиям, Он показывает ученикам Царство в его «карающем аспекте». Когда Он придет, чтобы установить Царство Свое, люди сначала подвергнутся суду, в процессе которого выяснится, кто может, а кто не может войти в него. В этом разделе (стихи 26−36) Иисус говорит не о восхищении Церкви, но о суде перед «допуском» в Царство Божие.

Он напоминает ученикам, что во дни Ноя люди не ожидали катастрофического наводнения, и потому потоп… погубил всех (Быт 6 гл.). То же произойдет и перед внезапным явлением Царства — люди не будут к этому готовы.

Лк 17:28−33. Так же, как не были готовы к суду жившие во дни Лота; безразличные ко всему, что не было связано с их материальным благополучием, они ели, пили, покупали, продавали, садили, строили… (Быт 19 гл.). Они жили во грехах и позабыли о Боге. Почему и были истреблены. Иисус заявил своим последователям, что если будут чрезмерно привязаны к своему земному богатству в пору наступления Царствия Божия, то уподобятся жене Лотовой, т. е. подвергнутся такому же, как она, «осуждению». Где бы ни находились люди в тот день, — в поле ли на работе, или на кровле своего дома (возможно, отдыхая на плоских крышах своих домов), им не следует бросаться в дома, чтобы спасти свое имущество. Ибо любая задержка может стать роковой.

Предупреждение Христа в стихе 33 «сберегающим душу свою, которые погубят ее», здесь, видимо, подразумевает их желание сберечь, спасти свое земное богатство; отсюда сравнение с «женой Лотовой», которая обернулась назад, к своему дому, горюя об оставленном имуществе, и, как известно, погибла.

Лк 17:34−36. Тут речь о «взятии» людей на суд. В одной части света это случится ночью, когда люди будут спать (будут двое на одной постели), а в другой — днем (две будут молоть вместе… Двое будут на поле, когда они будут заниматься своими повседневными делами. Слово возьмется не означает восхищения Церкви, но именно — «взятие на суд». «Оставшиеся» же войдут в Мессианское Царство Христа. (Любопытно, что сказанное в стихе 36 имеется лишь в некоторых древних манускриптах. Возможно, эти слова были в какой-то момент добавлены — для согласованности с Мф 24:40.)

Лк 17:37. Вопрос учеников, обращенный к Иисусу, очевидно, подразумевает: где будет происходить это отделение одних от других? Загадочный Его ответ толкуют по-разному. Но представляется, что смысл его в следующем: везде, где будут жить люди, будут те, что подлежат суду, и те, что войдут в Царство. Злых, обреченных на суд, Он уподобляет «трупу», привлекающему к себе птиц, питающихся падалью (надо думать, что орлы символизируют в данном случае именно таких хищных птиц, а те, в свою очередь, — суд; сравните Мф 24:28; Откр 19:17−19).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.