От Луки 18 глава

Евангелие от Луки
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,
2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: «защити меня от соперника моего».
4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: «хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
5 но, как эта вдова не даёт мне покоя, защищу её, чтобы она не приходила больше докучать мне».
6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?
9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!»
14 Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
15 Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.
16 Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
17 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него.
18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;
20 знаешь заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «почитай отца твоего и матерь твою».
21 Он же сказал: всё это сохранил я от юности моей.
22 Услышав это, Иисус сказал ему: ещё одного недостаёт тебе: всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
28 Пётр же сказал: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою.
29 Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестёр, или жену, или детей для Царствия Божия,
30 и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.
31 Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится всё, написанное через пророков о Сыне Человеческом,
32 ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,
33 и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.
34 Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.
35 Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,
36 и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
37 Ему сказали, что Иисус Назорей идёт.
38 Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
39 Шедшие впереди заставляли его молчать; но он ещё громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.
40 Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошёл к Нему, спросил его:
41 чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
42 Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.
43 И он тотчас прозрел и пошёл за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

Толкование Далласской семинарии

в. Учение Иисуса о молитве (18:1−14)

Говоря о молитве, Иисус привел две притчи. Одна предназначалась ученикам (стихи 1−8), а другая — тем, «которые уверены были о себе, что они праведны» (стихи 9−14).

Лк 18:1−8. Иисус сказал ученикам притчу о судье неправедном, чтобы показать им, как важна неотступность в молитве: должно всегда молиться и не унывать. В стихах 2−5 изложена сама притча. Одна вдова постоянно ходила к неправедному судье, прося защитить ее от ее обидчика. Судья же многократно отказывался «рассмотреть» ее дело, однако, в конце-концов, решил заступиться за нее с тем лишь, чтобы она не приходила больше докучать ему. Объясняя притчу в стихах 6−8, Господь замечает, что если даже судья неправедный защитил вдову, то тем более праведный Бог, Судья истинный, не оставит беззащитными избранных Своих.

Вопрос Христа: Но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле? не был продиктован «незнанием» Его. Ни мыслью о том, что к Его возвращению верующих на земле уже не будет. Скорее вопрос этот должен был послужить стимулом ученикам, чтобы неотступно молились о вере на земле. Итак, это еще один хороший урок, извлеченный из плохого примера (сравните с 16:1−13).

Лк 18:9−14. Цель притчи о фарисее и мытаре — показать, что никому не следует судить о своей праведности, исходя из собственных на этот счет представлений, и относиться к другим с презрением (стих 9). Фарисей в своей молитве благодарил Бога за то, что создал его таким «хорошим человеком»; вот, он скрупулезно исполняет закон (соблюдая посты и отделяя десятину), и вообще он лучше других людей (стих 11 и 12). «Другие люди» служили ему мерилом собственной праведности.

Мытарю же мерой праведности служил Бог, и, имея перед собой эту меру, он искренне сокрушался о своей греховности. Он сознавал, что ему не остается ничего другого, как молить Отца Небесного о прощении, полагаясь на Его милость.

Идея этой притчи перекликается с той, что выражена Иисусом в Лк 13:30. Людям необходимо смиряться перед Богом, чтобы получить прощение. Те же, кто «возвышают» себя, унижены будут Богом.

г. «Будьте, как дети» (18:15−17) (Мф 19:13−15; Мк 10:13−16)

Лк 18:15−17. Это учение Христа Лука помещает здесь в подкрепление того, что было сказано Им в рассмотренной выше притче о необходимости смирения людей перед Богом. Смиренных Господь уподобляет детям: Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Дети обращаются ко взрослым с волнением и надеждой, сознавая свою беспомощность и зависимость от «больших». Именно это должно быть, в свою очередь, присуще «взрослым», стоящим перед Богом, — иначе им не попасть в Царство Божие.

д. Учение Иисуса о богатстве как о препятствии к духовному благополучию (18:18−30) (Мф 19:16−30; Мк 10:17−31)

Лк 18:18−20. И спросил Его некто из начальствующих (человек очень богатый; стих 23): Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Возможно, этот человек был членом синедриона или же занимал видное положение в местной синагоге. («Наследовать жизнь вечную» означает то же самое, что «войти в Царствие Божие»; Ин 3:3−5.) Спрашивавший хотел знать, какими делами (что мне делать?) заслужит он благоволение в очах Божиих.

Иисуса он назвал «Учитель благий», на что Тот заметил, что благ …только Бог, то-есть только Он подлинно праведен. Человек мог думать, что Иисус Своими делами заслужил особое расположение у Бога. Но из реплики Христа следует, что если Он действительно благ, то это потому, что Он — Бог. В сущности здесь еще одно заявление Его о своей Божественности.

Христос указал «богатому начальнику» на необходимость исполнения седьмой, шестой, восьмой, девятой и пятой заповедей (Исх 20:12−16); все они касаются отношения человека к человеку, тогда как первые четыре из Десяти заповедей касаются взаимоотношений человека с Богом.

Лк 18:21−22. Возможно, ответ «начальствующего», что все это он исполнял от юности своей, соответствовал истине. Он мог быть образцовым гражданином.

Тогда Иисус сказал, что еще одного недостает этому человеку: ему надо последовать за Иисусом, но перед тем — продать все свое имущество и раздать свое богатство нищим. Это повеление перекликается с десятой заповедью, осуждающей алчность, выражается ли она в пожелании чужого, или (косвенно) в безудержном накоплении собственного добра. И на этом богатый человек «преткнулся».

Между тем, выводы, следующие из слов Иисуса, вполне очевидны: а) для того, чтобы «наследовать жизнь вечную», человек должен в точности исполнять весь закон (сравните Иак 2:10); б) но только Бог «благ» (в значении «истинно совершен»). Следовательно из людей никто не может рассчитывать на обретение жизни вечной — через исполнение закона (Рим 3:20; Гал 2:21; Гал 3:21). И единственно, что остается делать человеку, чтобы войти в Царство Божие, это — следовать за Христом.

Лк 18:23−25. К такому шагу начальник не был готов. Он более был привязан к своему богатству, чем искал «жизни вечной». Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! — заметил в этой связи Иисус, подразумевая, что богатство часто «заслоняет» от людей то, что является в жизни самым важным. Прибегнув к распространенной в то время гиперболе, выражавшей идею «невозможности», Господь сказал: удобнее (легче) верблюду пройти сквозь игольные уши. И все-таки это не невозможно, что, в частности, видно из примера Закхея (19:1−10).

Лк 18:26−27. Ученики были ошеломлены. Они, подобно фарисеям, ошибочно полагали, что богатство — знак особого Божиего благоволения. И если такой человек, как этот богатый начальник, не может спастись, то кто же может? В ответ Иисус дал им понять, что и для богатых людей спасение возможно, но только с помощью Бога, ибо невозможное человекам возможно Богу.

Лк 18:28−36. В ответ на реплику Петра: вот мы оставили все и последовали за Тобою — Иисус сказал, что их ждет за это истинная награда. Те, кто оставил своих близких (14:26−27), приобретут их в гораздо большем числе уже в сие время, и в век будущий жизни вечной. Говоря относительно «сего времени», Христос, по всей видимости, подразумевал общину верующих, которая во всем будет поддерживать учеников во время их служения. Верующие первого века действительно составляли крепко спаянную семью, в которой каждый делился друг с другом всем, что имел (Деян 2:44−47; Деян 4:32−37).

е. Иисус — о своем воскресении (18:31−34) (Мф 20:17−19; Мк 10:32−34)

Лк 18:31−34. С каждым разом Иисус все яснее говорил ученикам о том, что случится с Ним в Иерусалиме. Теперь Он изложил им основные события, которые там произойдут, прямо сказав, что к суду над Ним и к смерти Его будут причастны и язычники. Луке важно было донести это до сознания своих читателей, дабы принадлежавшие к языческим народам не сочли себя невиновными в этом деле. В смерти Спасителя повинен весь мир.

Но ученики ничего из этого не поняли, ибо слова сии были для них сокровенны (т. е. их значение было сокрыто от них). Они все еще считали, что Царство будет вот-вот восстановлено.

ж. Иисус и слепой (18:35−43) (Мф 20:29−34; Мк 10:46−52)

В этом разделе и следующем за ним (Лк 19:1−10) показано на двух примерах, как следовало бы Израилю реагировать на Мессию. И в этом и в другом примере принимающими Христа оказываются люди, в глазах правоверных иудаистов неполноценные и презренные.

Лк 18:35−38. Вблизи Иерихона, у дороги, по которой проходил Иисус и народ сопровождавший Его, некий слепой просил милостыню. Услышав шум многочисленной толпы, он спросил, что происходит. Когда ему сказали, что это идет Иисус из Назарета, слепой осознал, что вот сейчас вблизи него находится Мессия; это видно из его обращения к Нему: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

Сцена эта исполнена символики. Человек — нищ и слеп и в силу этого — беспомощен; сам улучшить свое положение он не в состоянии. Сидя у дороги, он как будто ждет чего-то. И вот через его город проходит Мессия (как проходил Он через многие города). Внезапно слепой узнает в Нем своего Спасителя, Единственного, Кто может сделать его зрячим. Ничтожные в глазах общества грешники, неспособные помочь себе, «узнавали» Мессию и просили Его о помощи с гораздо большей готовностью, чем исполненные самомнения религиозные вожди Израиля.

Лк 18:39. Символично даже то, что шедшие впереди заставляли его молчать. Не схоже ли это с тем, что «вожди народа» заставляли молчать тех, кто уверовали в Иисуса? Но слепой лишь громче и настойчивее обращался к Христу: Помилуй меня!

Лк 18:40−43. Простые и доверчивые слова, какими слепой изложил свою просьбу — чтобы мне прозреть — свидетельствовали о его вере в то, что Мессия имел силу исцелить его. Слова же Иисуса: вера твоя спасла тебя не означали, что сила, исцелившая этого человека, заключалась в самой вере его. Он был исцелен силою Мессии, в Которого уверовал (сравните 7:50; 17:19). Если бы Израиль поверил в Мессию, то именно в таком смысле вера народа исцелила бы его от духовной слепоты.

В данном случае весь народ, видя чудо исцеления, воздал хвалу Богу.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.