От Луки 3 глава

Евангелие от Луки
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,
2 при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.
3 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,
4 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;
5 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;
6 и узрит всякая плоть спасение Божие».
7 Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
9 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
10 И спрашивал его народ: что же нам делать?
11 Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.
12 Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?
13 Он отвечал им: ничего не требуйте более определённого вам.
14 Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
15 Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, —
16 Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём.
17 Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу в житницу Свою, а солому сожжёт огнём неугасимым.
18 Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.
19 Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого,
20 прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу.
21 Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо,
22 и Дух Святой нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!
23 Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев,
24 Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов,
25 Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев,
26 Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин,
27 Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев,
28 Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров,
29 Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин,
30 Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов,
31 Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов,
32 Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов,
33 Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин,
34 Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров,
35 Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин,
36 Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов,
37 Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов,
38 Еносов, Сифов, Адамов, Божий.

Толкование Далласской семинарии

1. ЛУКА ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИОАННА (3:1−6)

Лк 3:1−2. Иоанн начал свое служение в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, т. е. в 29 году по Р. Х. Понтий Пилат был назначен губернатором Иудеи в 26 году и правил ею до 36 года. К жителям подведомственной ему территории он относился неприязненно. Упоминаемый тут Ирод — это Ирод Антипа, который управлял Галилеей и при Тиберии (4 г. до Р. Х. — 39 г. по Р. Х.).

Филипп, брат его, правил территориями, лежавшими к востоку от Иордана (с 4 г. до Р. Х. по 34 г. по Р. Х.). (таблицу правления Иродов в комментарии на Лк 1:5.) Столицей Ирода была Кесария Филиппова. Мало что известно о Лисании, который правил Авилинеей (на северо-западе от Дамаска).

Служение Иоанна началось при первосвященниках Анне и Каиафе. Анна был первосвященником с 6 по 15 годы по Р. Х. Был смещен римскими властями. В конце-концов пост его занял его зять Каиафа, который был первосвященником с 18 по 36 гг. по Р. Х. Но евреи продолжали чтить Анну как своего праведного религиозного главу (толкование на Деян 4:5−6 и там же таблицу семьи Анны; также комментарии на Лк 22:54; Деян 7:1).

Лука пишет, что в те дни было слово Божие к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. Подобные фразы часто встречаются в Ветхом Завете, так как Бог периодически призывал пророков для выполнения тех или иных задач.

Лк 3:3−6. И он проходил… проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. Крещение Иоанново было таким образом тесно связано с покаянием, т. е. с внутренним, духовным, изменением человека. Само по себе крещение никого не спасает, как это видно из последующих слов (стихи 7−14). Покаяние же ведет к прощению. Поскольку Иоанн явился как предтеча Мессии, то и крещением его предварялось крещение другого рода (Лк 3:16).

Лука отмечает, что Иоанн проповедовал по всей окрестной стране Иорданской, взяв на себя роль пророка Илии. Он, возможно, именно поэтому избрал для своего служения низовья Иордана — ведь там провел свои последние дни Илия (4Цар 2:1−13). Далее Лука цитирует из Ис 40:3−5, применяя эти стихи к служению Крестителя. Исаия, когда писал это, то имел в виду «выравнивание» и очищение дороги в пустыне для возвращавшихся из Вавилона иудеев. Однако авторы всех трех синоптических Евангелий «прилагают» его слова к Иоанну Крестителю.

Когда царь путешествовал по пустыне, то рабы шли перед ним, очищая дорогу от камней. У Луки, однако, все эти гора… холм… кривизны… неровные пути — образы нравственных препятствий, которые предстояло удалить с пути Мессии Иоанну, чтобы как можно больше людей оказалось готово к принятию Иисусова благовестия (Лк 1:17).

По своему обыкновению Лука подчеркивает универсальность Евангельской вести: И узрит всякая плоть спасение Божие (3:6).

2. ПРОПОВЕДЬ ИОАННА (3:7−14)

У Луки проповедь Иоанна носит прежде всего этический характер. Иоанн учил, что жизнь человека свидетельствует о том, является ли его покаяние истинным (сравните Послание Иакова). Лука, который много пишет о помощи бедным и угнетенным, как бы ставит ударение на этической стороне христианского учения.

Лк 3:7−9. Иоанн призывал к тому, чтобы соответствующими «плодами» в жизни доказывали свою веру. Обращение его к людям звучит отнюдь не ласково: Порождения ехиднины! … Среди них, шедших к нему, видимо, были и такие, которые думали, что им достаточно одного крещения, чтобы спастись. Иоанн же ставил их перед лицом суровой действительности: гнев Божий грядет на них, и, чтобы не подпасть под него, одного лишь крещения мало, как недостаточно для этого и простой принадлежности к израильскому народу (стих 8; сравните Ин 8:33−39; Рим 2:28−29). Уже и секира при корне дерев лежит, чтобы срубить всякое дерево, не приносящее доброго плода, и бросить его в огонь, провозглашает он, подразумевая под «добрым плодом» искреннее покаяние (Лк 3:8).

Лк 3:10−14. Народ, среди которого были и сборщики налогов и солдаты, спрашивал Иоанна: что же нам делать? (стих 10, 12, 14). Как нам доказать искренность нашего покаяния? Ответом Крестителя было: щедрыми будьте и великодушными (3:11), честными (3:13), милосердными, довольными тем, что имеете (3:14).

Призыв к честности в особенности касался сборщиков налогов (мытарей), которые неизменно жульничали при производстве своих финансовых операций, а призыв к милосердию и довольству — солдат, обижавших народ и обиравших его.

3. РОЛЬ ИОАННА (3:15−17)

Лк 3:15−17. В начале своего Евангелия Лука сказал о функции, которую предназначен был исполнить Иоанн (1:17, 76). Но в те дни народ, приходивший послушать проповедь его, размышлял: Не Христос ли он? Иоанн ответил на мысли, возникшие у них, сказав о разнице между его нынешним крещением водою и предстоящим крещением от Мессии — Духом Святым и огнем. (Апостол Иоанн говорит о Христе не только как о крещенном Духом, но и как о дающем Святого Духа; Ин 20:22.)

Зримо крещение Духом совершилось в День Пятидесятницы (Деян 2:1−4). Что же до «крещения огнем», то здесь Иоанн Креститель мог подразумевать либо очищающий аспект крещения Духом (Деян 2:3), либо «очищение» посредством суда, который совершит Мессия в будущем (Мал 2:2−3). Последнее представляется более вероятным — в свете нарисованной Лукою в 3:17 (сравните стих 9) картины суда.

4. ПРОПОВЕДЬ ИОАННА И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В ТЕМНИЦУ (3:18−20)

Лк 3:18−20. Относительно сроков пребывания Иоанна Крестителя в темнице единого мнения не существует. По-видимому, на служение он выступил году в 29-ом (стих 1), а схвачен был уже в следующем году и через несколько месяцев обезглавлен. Таким образом его служение длилось не более двух лет. Более подробно о заключении Иоанна Крестителя и казни его в Мф 14:1−12; Мк 6:14−29; Лк 9:7−9, 19−20.

Б. Крещение Иисуса (3:21−22) (Мф 3:13−17; Мк 1:9−11; Ин 1:29−34)

Во всех четырех Евангелиях рассказывается об этом важном событии в жизни Иисуса, с которого началось Его земное служение. Однако Лука говорит о нем несравненно более сжато, чем другие евангелисты. Цель крещения Иисуса заключалась в том, чтобы помазать Его Духом, и чтобы Отец засвидетельствовал о Нем перед началом Его служения. Каждое из Лиц Троицы было вовлечено во все, что совершал на земле Сын, как и в то, что происходило с Ним, включая Его крещение. Сын принял крещение, Дух Святой сошел на Него, а Отец Небесный засвидетельствовал о Сыне. Через Свое крещение Иисус отождествил Себя с грешниками, хотя и не был грешником.

Лк 3:21. Лишь у Луки записано, что Иисус, крестившись, молился. Этот евангелист особенно часто изображает Иисуса молящимся (стих 21; 5:16; 6:12; 9:18, 29; 22:32, 40−44; 23:46). Образ неба, которое отверзлось, служит у Луки передаче той мысли, что Бог «совершил вторжение» в человеческую историю со Своим высочайшим откровением об Иисусе как о Сыне Своем (стих 22).

Лк 2:22. Поскольку в Ветхом Завете голубь символизировал мир и освобождение от суда (Быт 8:8−12), сошествие Святого Духа в виде голубя на Иисуса послужило символом того, что Он принесет спасение всем, кто обратятся к Нему. Глас Божий «подал удостоверение» об Иисусе в словах, перекликающихся со словами Пс 2:7 и Ис 42:1.

В. Родословная Иисуса (3:23−38) (Мф 1:1−17)

То обстоятельство, что родословная Иисуса записана Лукою сразу же после засвидетельствования Небесным Отцом о Сыне при крещении Его, лишний раз должно показать читателям, что подготовку и «расстановку» земных событий так, чтобы они способствовали исполнению Мессией воли Отца, осуществлял Сам всемогущий Бог.

Лк 3:23. Лука записал, что Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати… Это не значит, что Лука не был уверен, в каком именно возрасте выступил Иисус на служение. Ведь перед тем, как писать свою книгу, он «тщательно исследовал все с самого начала» (1:3).

Хотя исследователи Библии спорят между собою относительно точной даты начала Иисусова служения, наиболее предпочтительной представляется 29 год. Лука же мог написать свое «лет тридцати», чтобы указать на готовность Иисуса к предстоящему служению. Дело в том, что в Ветхом Завете именно с этого возраста (с 30 лет) мужи Божии чаще всего приступали к исполнению решающего в своей жизни дела (Быт 41:46; Чис 4; 2Цар 5:4; Иез 1:1). То, что Лука не сомневался в факте рождения Иисуса Девою, видно из его слов: …и был, как думали, сын Иосифов…

Лк 3:24−38. В родословной, приводимой Лукой (стихи 24−38), названо 76 имен, включая Иисуса и Адама. В отличие от генеалогии Матфея, Лука начинает свою с Иисуса и прослеживает ее до Бога. Матфей же начинает от Авраама и доходит до Христа, представляя «по пути» 14 поколений. Существуют и другие отличия. Так, у Луки названо до Авраама 20 имен.

Кроме того, различаются перечни имен, приводимых Лукой и Матфеем в «разделе» от Давида до Салафиила (период вавилонского пленения). Происходит это потому, что евангелисты «прослеживают» не одни и те же «ветви» генеалогического древа. Лука следует линии Давида через Нафана, Матфей же следует ей через Соломона.

После Салафиила, сына Зоровавеля, снова начинается расхождение между родословными у Матфея и у Луки — до того момента, пока они не «соединяются» на Иосифе, о котором Лука замечает, что он и был, «как думали», отцом Иисуса. Почти нет сомнений в том, что Матфей прослеживает царскую линию Давида. И тут возникает вопрос: какое же значение имеет родословная, предлагаемая Лукой? На этот вопрос возможны два ответа.

1. Лука прослеживает в ней линию Марии. Многие богословы держатся этой точки зрения, считая, что Лука хотел показать: Мария тоже происходит из рода Давида, и Иисус таким образом является Мессией не только по линии Иосифа (как старший его наследник), но и по линии Марии.

2. Лука следовал фактической линии Иосифа. Согласно этой точке зрения официальная родословная Давида и его фактическая родословная (через которую пришел Иисус), сошлись на Иосифе, считавшемся отцом Иисуса. Если исходить из этого мнения, то надо предположить, что Иаков, дядя Иосифа, не имел детей, а потому его законным наследником стал Иосиф, сын его брата Илии, — как его ближайший родственник. Таким образом Иосиф, а вслед за ним Иисус вошли в «царскую линию».

Сторонники обеих точек зрения сталкиваются с нелегкими проблемами, и не последняя из них та, что как родословная у Матфея, так и родословная у Луки, сойдясь на Салафииле и Зоровавеле; вторично затем расходятся, чтобы снова сойтись только на Иосифе и Иисусе (сравните толкование на Мф 1:12). Но независимо от того, какой точки зрения держаться, необходимо обратить внимание на важный богословский аспект родословной у Луки. Он связывает происхождение Иисуса не только с Авраамом, но и с Адамом и, в конечном счете, с Богом. И тем указывает на «адресованность» спасения всему миру (идея, четко выраженная в его Евангелии). Другими словами, на то, что Иисус Христос приходил в мир, чтобы спасти всех людей — «язычников» так же, как израильтян (Лк 2:32).

Примечания:

 
Синодальный перевод
2 глагол — словo, изречение, речь.
4 стезя — путь, дорога.
11 ехидна — ядовитая змея.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.