От Луки 6 глава

Евангелие от Луки
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.
2 Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?
3 Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
4 Как он вошёл в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?
5 И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.
6 Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.
7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.
8 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.
9 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.
10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.
11 Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом.
12 В те дни взошёл Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.
13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:
14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея,
15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом,
16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.
17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеётесь.
22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
24 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение.
25 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.
27 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,
28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.
30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твоё не требуй назад.
31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
36 Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд.
37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясённою, нагнетённою и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?
40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.
41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?
42 Или, как можешь сказать брату твоему: «брат! дай, я выну сучок из глаза твоего», когда сам не видишь бревна в твоём глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
43 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,
44 ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.
45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.
46 Что вы зовёте Меня: «Господи! Господи!» — и не делаете того, что Я говорю?
47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.
48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился, и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.
49 А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.

Толкование Далласской семинарии

5. ИИСУС ДЕМОНСТРИРУЕТ СВОЮ ВЛАСТЬ НАД СУББОТОЙ (6:1−11)

В 6:1−11 Лукой записаны два эпизода, имевших место в одну из суббот (стих 1), а затем и в другую субботу (стих 6). Повествование о них он сводит воедино, желая подчеркнуть власть Иисуса и над субботою.

а. Ученики срывают колосья в субботу (6:1−5) (Мф 12:1−8; Мк 2:23−28)

Лк 6:1−5. В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. («В субботу, первую по втором дне Пасхи» правильнее было бы перевести с греческого как «во второпервую пасхальную субботу». Термин встречается только у Луки и трудно поддается пониманию.

Было множество попыток объяснить его, включая предположение, что он вообще был вставлен по неразумению одним из переписчиков, тем более, что не во всех рукописях Евангелия от Луки он имеется. Существует, однако, и такое объяснение его. Полагают, что раввины называли праздник Пасхи субботою (в значении времени покоя). (Если происходившее имело место в пасхальные («субботние») дни, то суббота в собственном смысле слова, приходившаяся на эти дни, могла быть названа «второпервою» — От. ред.)

Бог разрешил людям срывать колосья и на чужом поле, коль скоро они, проходя мимо, ощутят голод (Втор 23:25). Фарисеи же, в своей интерпретации закона, пришли к тому, что приравняли растирание колосьев в руках молотьбе их, т. е. «работе», которая в субботу запрещалась. На обвинение книжников и фарисеев Иисус ответил ссылкою на Давида (1Цар 21:1−9). Давид приходит там к священнику в город Номву и просит у него хлеба.

У того не было тогда другой пищи, кроме хлебов предложения, которые позволялось есть только священникам. Однако Давид и бывшие с ним ели этот хлеб, поскольку иного не оказалось. Смысл параллели, проведенной Иисусом, ясен. Ради удовлетворения насущной физической потребности (голода) священник благословил Давида и его спутников встать «над законом». Соответственно, с благословения Христа, Его ученики ставились над законом, придуманным людьми, которого фарисеи неукоснительно держались. Просматривается здесь и вторая параллель.

Давид, помазанник Божий, преследуем был Саулом, «дом» и правление которого, неугодные Богу, были обречены Им на уничтожение. Подобно этому, и Иисус, новый Помазанник Божий, преследовался силами духовно умиравшей «династии» книжников и фарисеев (Лк 5:39). Завершающий вывод из этого сформулирован тут Самим Иисусом: Сын Человеческий есть господни и субботы, иначе говоря, Он выше ветхозаветного закона.

б. Исцеление сухорукого в субботу (6:6−11) (Мф 12:9−14; Мк 3:1−6)

Лк 6:6−11. Представляется, что вторая конфликтная ситуация в связи с субботой была спровоцирована законоучителями. Пока Иисус учил в синагоге, где был человек, у которого правая рука была сухая, книжники… и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. Сказано, что Иисус знал помышления их (сравните 5:22).

И, зная, решил воспользоваться ситуацией, чтобы явить Свою власть над субботою. Он спросил их: что должно делать в субботу? добро или зло? спасти душу или погубить? Ставя Свои вопросы, Иисус подразумевал, что отказаться сделать в субботу доброе дело равносильно совершению в этот день зла. Ибо тот, кто может, но не хочет принести облегчение страдающему, причиняет ему зло.

Далее, по слову Иисуса, больной протянул свою сухую руку, и стала рука его здорова, как другая. Фактически никакой «работы» в субботу Иисус в этом случае не совершил. Он лишь сказал несколько слов, и больной был исцелен. То есть, не нарушив видимым образом фарисейского закона, Он поставил религиозных вождей в крайне неловкое положение и одновременно совершил доброе дело исцеления. Неудивительно, что книжники и фарисеи пришли в ярость и стали совещаться между собой, как бы им избавиться от Него.

6. ИИСУС ЯВЛЯЕТ СВОЮ ВЛАСТЬ В ПРИЗВАНИИ ДВЕНАДЦАТИ (6:12−16) (Мф 10:1−4; Мк 3:13−19)

Лк 6:12−16. Лука пишет, что прежде, чем избрать двенадцать учеников, Иисус всю ночь провел в молитве Богу. Немало людей, которые могли быть названы Его учениками, следовало за Ним более или менее постоянно. Из их числа Он избрал …двенадцать, которых особенно приблизил к Себе, и назвал их Апостолами (как бы противопоставив этот термин — «апостолоус» термину «матетас» — «ученики»).

Ученики были только последователями Его, Апостолов же («посланцев») Иисус облек особой властью (употребление термина «апостолы» в 9:10; 17:5; 22:14; 24:10). В списке Двенадцати у Луки, как у Матфея и Марка, на первом месте стоит Петр, а на последнем — Иуда Искариот. Варфоломей, по-видимому, тот же самый человек, что и Нафанаил (сравните Ин 1:45); одно и то же лицо Матфей и Левий, а Иуда Иаковлев — это тот, кто Марком назван Фаддеем (Мк 3:18).

Лк 6:17−19. Проповедь, записанная в 6:17−49, — это краткая версия Нагорной проповеди, изложенной Матфеем в Мф главы 5−7. Обе они были обращены к ученикам, обе начинаются заповедями блаженства, а завершаются одними и теми же притчами и в целом схожи по содержанию. Лука опускает те части, которые были рассчитаны на еврейских слушателей (касавшиеся толкования Закона). Это вполне соответствовало той цели, с которой он писал свое Евангелие. Некоторая проблема возникает, однако, в связи с местом, где проповедь была сказана.

Матфей пишет: «Он взошел на гору» (Мф 5:1), а Лука — стал Он на ровном месте (6:17). Но если рассматривать действия в их последовательности, то упомянутая проблема легко разрешается. В Лк 6:12 читаем, что Иисус «взошел на гору (близ Капернаума) помолиться». После этого Он призвал 12 учеников, назвав их Апостолами.

Затем они сошли на «ровное место» (стих 17), где Он учил собравшийся народ и исцелял его больных (стихи 17−19). Позднее Он снова поднялся на гору, чтобы учить уже только Своих учеников (сравните Мф 5:1). Если соединить описания евангелистов, то складывается довольно ясная картина: Иисус то сходил на ровные «площадки», имеющиеся в палестинских горах, то поднимался выше в горы.

1. «БЛАЖЕНСТВА» И «ГОРЕ» (6:20−26)

Иисус начал Свою проповедь изложением заповедей блаженства и предупреждениями накликающим на себя горе. Каждому из четырех блаженны (вы) параллельно горе вам.

а. Провозглашение «блаженств» (6:20−23)

Лк 6:20−23. Термин «блаженства» встречается в Евангелиях 30 раз. Но, за исключением двух случаев, только у Матфея и Луки. Первоначально этим словом (макариои) древние греки передавали счастливое состояние богов, не знающих земных страданий и забот. Позднее им стали обозначать и приятное чувство, испытываемое человеком.

В отличие от библейских, греческие писатели видели источник блаженства в земных удачах и ценностях. Но авторы Ветхого Завета исходили из того, что истинно блажен или в высшей степени счастлив тот, кто доверился Богу и уповает на Него, кто боится и любит Его (Втор 33:29; Пс 2:12; Пс 31:1−2; Пс 33:9; Пс 39:5; Пс 83:13; Пс 111:1). Кто не грешит перед Богом и перед людьми (Пс 1:1; Притч 14:21; 29:18).

Новозаветные «блаженства» насыщены эмоциональной силой. Зачастую они исходят из противопоставления ложных земных оценок и представлений и истинной, небесной, «оценки» тех, кто действительно блаженны (Мф 5:3−6, 10; Лк 11:28; Ин 20:29; 1Пет 3:14; 1Пет 4:14). Все «светские» блага и ценности — «вторичны» и зависят от Дающего всякое благо — Самого Бога, олицетворяющего высшую степень добра. Человеческие мерки не подходят для оценки истинного блаженства, ибо имеющие его воспринимают настоящее в свете будущего (Лк 23:29).

Блаженства тех, кто последуют за Ним, Иисус обуславливает четырьмя состояниями в этой жизни. Блаженны нищие духом… блаженны алчущие… блаженны плачущие ныне… блаженны вы, когда возненавидят вас люди (6:20−22). И в каждом случае Он объясняет, почему таковые блаженны или счастливы. Нищие блаженны потому, что их есть Царствие Божие. (В большинстве древних списков Евангелия от Луки в 6:20 стоит просто «нищие», а не «нищие духом», как в Мф 5:3. По мнению некоторых толкователей Библии, Лука хотел тут подчеркнуть именно житейскую, материальную бедность, столь характерную для первых христиан. Не случайно он особо подчеркивает и то, что последователи Иисуса «оставили (ради Него) все» — 5:11, 28.)

Заявление Христа, что Царствие Божие принадлежит «нищим», основано на Его «власти» дать это Царствие им, которые настолько доверились Ему, что, отрекшись от прежней жизни, пошли путем, который указал Он (5:37−39). Иисус, конечно, не имел в виду, что любой нищий наследует Царство Божие; Его слова относились к Его последователям. Они были нищими, и им принадлежало Царство Божие. А потому они были счастливее тех богатых, которым путь в это Царство был закрыт. Они были блаженны…

Как и «нищих», — «алчущих» и «плачущих», т. е. терпящих многоразличные невзгоды ради Христа, тоже ожидает блаженное воздаяние в будущем. Причем не только физически страдающие подразумеваются здесь, но и все, кто не находят отрады в земных благах, а стремятся к Христу и лишь в общении с Ним обретают мир и утешение.

Последнее «блаженство» обещано тем, кто претерпят гонения за Сына Человеческого. Именно это ожидало, в первую очередь, Апостолов. Их будут ненавидеть, отлучать от синагог, поносить и бесчестить за Иисуса. И, тем не менее, они блаженны — в свете той награды, которая ожидает их, достойных преемников ветхозаветных пророков, с которыми поступали так же, — на небесах.

б. Горе вам (6:24−26)

Лк 6:24−26. Те, кто перечисляются в этих стихах, как бы противопоставлены последователям Христа. Богатые … пресыщенные … смеющиеся, т. е. не желающие поступиться ради Христовой истины земными благами, высоко ценящие успех и популярность. Они не сознавали опасности, нависшей над ними. И не хотели прислушаться к Тому, в Чьей власти было открыть перед ними врата Царства Божия. Им-то и возвестил Иисус четырехкратное «горе» — отражающее в каждом случае нечто прямо противоположное тому, что радует их ныне. И прямо противоположное тому, что уготовано Его последователям (6:20−23).

2. ИСТИННАЯ ПРАВЕДНОСТЬ (6:27−45)

а. Истинная праведность проявляется в любви (6:27−38)

Лк 6:27−38. Здесь Иисус говорит о семи аспектах подлинной, бескорыстной любви. Жизнь и поведение в соответствии с ней, которая не присуща человеческой природе, требуют сверхъестественных возможностей, но именно в этом и являет себя истинная праведность. Итак:

1) Любите врагов ваших.

2) Благотворите ненавидящим вас.

3) Благословляйте проклинающих вас.

4) Молитесь за обижающих вас.

5) Не воздавайте злом за зло (стих 29а).

6) Просящему давайте от души (стих 29б−30).

7) Поступайте с другими так, как хотите, чтобы с вами поступали (стих 31).

Такая любовь, если она проявляется в людях, то делает их совершенно особыми, похожими не на других людей, а на Отца Небесного (стих 35).

В дальнейших словах Иисуса раскрывается принцип, который неизменно действует в житейских отношениях и обстоятельствах: что человек посеет, то он и пожнет (стихи 36−38; сравните Гал 6:7). Действие этого принципа вновь и вновь иллюстрируется на страницах Священного Писания. Иисус «очерчивает» пять сфер его проявления:

1) Милостивые сами будут помилованы. В сущности именно эта мысль звучит в Лк 6:36; Христос призывает учеников быть такими же милосердными, как Бог милосерд к ним самим.

2) Тех, кто судят других, постигнет суд (стих 37а).

3) Кто осуждает других, сам осудится (стих 37б).

4) Кто прощает ближним, сам получит прощение (стих 37в).

5) Легко, от сердца, дающим воздастся благом в свое время (стих 38).

Воистину сама жизнь нередко свидетельствует, что человека в конце-концов постигает то, что он желает и делает другим.

б. Истинная праведность проявляется в делах (6:39−45)

Лк 6:39−45. Смысл этих слов Иисуса в том, что человек не может не обнаружить меры своей праведности или, напротив, неправедности. Как очевидно, что слепой, ведущий другого слепого, упадет в яму вместе с ним, так явно и то, что неправедный человек обнаружит свою неправедность, уведя других с пути истинного. Говоря об ученике и учителе, Иисус показывает, что человек неизменно уподобляется тому, кому он подражает (стих 40). Для Его учеников, обычных людей, высшим примером для подражания должен быть Он.

Прежде чем обрести способность помочь брату своему избавиться от греха, необходимо побороть грех в себе самом (стихи 41−42). А то ведь нередко собственный грех человека больше того, который он «обличает» в другом (сучок сравнивается с бревном). Такой «обличитель» по праву может быть назван лицемером.

Из того, что некто говорит и как поступает, выявляется, что он за человек (стихи 43−45). Это подобно тому, как дерево познается по приносимому им плоду. Судя по словам, завершающим стих 45, в данном контексте Иисус уподоблял «плоду» не столько дела человеческие, сколько то, что от избытка сердца говорят уста человека.

3. ИСТИННОЕ ПОСЛУШАНИЕ (6:46−49)

Лк 6:46−49. Внешние проявления набожности далеко не столь важны, как действительное послушание слову Божиему (стих 46). Недостаточно обращаться ко Христу со словами «Господи! Господи!» Истинно верующий в Него должен жить и действовать в соответствии со сказанным Им. Таковых Он уподобляет человеку, строящему дом … на камне (стихи 47−48).

Тех же, кто слушают слово Божие, но не исполняют его, — человеку, построившему дом на земле, без основания (стих 49). Ученики, оставившие все и последовавшие за Ним, уже (до известной степени) поступили по слову Его. (Это первая из притч Иисуса, записанная Лукою. список Его притч в комментарии на Мф 7:24−27.)

Г. Служение Иисуса в Капернауме и окрестных городах (главы 7−8)

В этом разделе описание служения Иисуса, ознаменованного рядом чудес — в подтверждение того, что Он действительно обещанный Израилю Мессия (7:1−17, 36−50; 8:22−56) чередуется с изложением Его учения (7:18−35; 8:1−21).

Примечания:

 
Синодальный перевод
3, 25 взалкать — почувствовать сильный голод, сильно захотеть есть, проголодаться.
21 алкать — почувствовать голод, захотеть есть, проголодаться.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.