От Луки 9 глава

Евангелие от Луки
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Созвав же Двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней,
2 и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных.
3 И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды;
4 и в какой дом войдёте, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь.
5 А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.
6 Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.
7 Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мёртвых;
8 другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес.
9 И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его.
10 Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою.
11 Но народ, узнав, пошёл за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.
12 День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте.
13 Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?
14 Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти.
15 И сделали так, и рассадили всех.
16 Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.
17 И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов.
18 В одно время, когда Он молился в уединённом месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?
19 Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес.
20 Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Пётр: за Христа Божия.
21 Но Он строго приказал им никому не говорить о сём,
22 сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
23 Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
24 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережёт её.
25 Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?
26 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.
27 Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.
28 После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошёл Он на гору помолиться.
29 И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.
30 И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия;
31 явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме.
32 Пётр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним.
33 И когда они отходили от Него, сказал Пётр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил.
34 Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако.
35 И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте.
36 Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели.
37 В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа.
38 Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня:
39 его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его.
40 Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли.
41 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего.
42 Когда же тот ещё шёл, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его.
43 И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим:
44 вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.
45 Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сём слове боялись.
46 Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?
47 Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою
48 и сказал им: кто примет сие дитя во имя Моё, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик.
49 При сём Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.
50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.
51 Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;
52 и послал вестников пред лицом Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;
53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.
54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал?
55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
56 ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.
57 Случилось, что, когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл.
58 Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
59 А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
60 Но Иисус сказал ему: предоставь мёртвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.
61 Ещё другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.
62 Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия.

Толкование Далласской семинарии

1. ИИСУС ПОСЫЛАЕТ ДВЕНАДЦАТЬ НА СЛУЖЕНИЕ (9:1−6) (Мф 10:5−15; Мк 6:7−13)

Лк 9:1−6. Посылая двенадцать учеников на служение, Иисус дал им два поручения. Они должны были проповедовать Царствие Божие и исцелять больных. Выполнить порученное они оказались в состоянии потому, что Иисус дал им силу (употребленное здесь «динамин» может быть переведено как «духовная способность»; сравните 4:14, 36; 5:17; 6:19; 8:46) и власть («эксоусиан» — «право употреблять силу») над миром демонов и над сферой физических недугов. Сам Христос уже явил Свою власть над обеими этими сферами (8:26−56).

Как и в Его случае, «служение исцеления» должно было совершаться Апостолами в подкрепление их проповеднического служения. А тот факт, что Иисус дал им соответствующую «силу», свидетельствует о Нем как о Мессии, в Чьей власти ввести человека в Царство Божие. С этого момента людям необходимо было являть свою веру и двенадцати Апостолам, ибо таким образом они явили бы свою веру в Мессию.

Оказание гостеприимства Апостолам и свидетельствовало бы об их доверии им. Это соображение помогает понять странное на первый взгляд распоряжение Христа, о котором сказано в 9:3−5. Служение Двенадцати не было, очевидно, продолжительным, и скоро они возвратились к Иисусу с отчетом (стих 10). Почему же все-таки им не следовало брать с собою ни денег, ни пищи, ни запасной одежды? Видимо, по двум причинам.

Во-первых, как было сказано, служение их не было продолжительным, а во-вторых, — чтобы из отношения людей к ним стало ясно, признает ли народ Мессией Иисуса. Те, кто поверили бы их благовестию и в то, что сила исцелять дана им свыше, с радостью поделились бы с ними своим материальным достатком. Те же, кто не приняли бы их, засвидетельствовали бы против себя: таковых ожидал бы суд (стихи 4−5). Оттрясите и прах от ног ваших, выходя из города, отвергнувшего вас, сказал им Иисус.

У евреев существовал обычай: по возвращении домой из языческого города или страны они отряхивали пыль со своих ног — в знак того, что ничто более не связывает их с язычниками. Апостолы же показали бы таким образом, что некоторые иудейские города подобны в своем нежелании слушать и верить городам языческим. Они пошли… по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду, пишет Лука, подразумевая, по-видимому, галилейские селения.

2. ИРОД В НЕДОУМЕНИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ИИСУСА (9:7−9) (Мф 14:1−2; Мк 6:14−29)

Лк 9:7−9. Служение Апостолов привлекло, как сказали бы теперь, общественное внимание. Тем больше стали говорить о всем, что делал Иисус. Даже Ирод, правивший Галилеей (3:1), услышал о Нем и был охвачен недоумением: что же это такое? И кто Он? В воскресении мертвых Ирод, по-видимому, сомневался, а потому с сомнением относился и к слуху о том, что это Иоанн Креститель, которого он обезглавил, восстал из мертвых. Но от других он слышал, что в лице Иисуса Илия явился или один из древних пророков…

Так или иначе, даже в высших слоях общества много говорили в те дни о Христе и Его Апостолах. И это зафиксировано Лукой.

3. ИИСУС НАСЫЩАЕТ 5000 ЧЕЛОВЕК (9:10−17) (Мф 14:13−21; Мк 6:30−44; Ин 6:1−14)

Насыщение 5000 человек — это единственное чудо, о котором говорят все четыре евангелиста. Его можно рассматривать как кульминационный момент в служении Христа через сотворение Им чудес. Назначение этого чуда было в углублении и укреплении веры в Его учениках.

Лк 9:10−11. Здесь Лука называет двенадцать учеников «Апостолами». Прежде их так назвал Сам Иисус (6:13). Возможно, Апостолы возвратились к Нему в Капернаум, давший Ему на время пристанище. После чего Он удалился вместе с ними в пустынное место близ города Вифсаиды, расположенного на другой стороне Иордана, на северо-восточном берегу Галилейского моря. (Некоторые богословы, впрочем, полагают, что Вифсаидой назывался город, который теперь известен как Табгха; расположен на юго-запад от Капернаума.) Как обычно, толпа, последовав за ними, нарушила их уединение.

И тогда Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и нуждавшихся в исцелении — исцелял. То, что случилось вслед за тем, явилось апогеем Его чудотворения, продемонстрировав всем присутствовавшим, что Он есть Мессия, способный полностью удовлетворить нужды Своего народа. «Кто Он?» — спрашивал Ирод (9:7−9). Позже Иисус спросит Своих учеников, что думают на этот счет люди (стихи 18−20). Что касается самих Апостолов, то после насыщения их Учителем 5000 человек (стихи 10−17), они едва ли сомневались, что перед ними — подлинный Мессия.

Лк 9:12−17. Народ, шедший за Иисусом и Апостолами, видимо, из Капернаума (по дороге толпа, наверное, возрастала), оказался в чужом для себя месте. И когда начало темнеть, ученики сказали Ему, что надо бы народ отпустить на поиски ночлега и пищи в окрестных селениях. В ответ Он предложил ученикам накормить их. Он сделал это с целью, чтобы дать им осмыслить, насколько по-человечески это невозможно — насытить такую толпу.

Ответ учеников, в распоряжении которых было пять хлебов и две рыбы, прозвучал в соответствующем «ключе»: разве нам купить пищи для всех сих людей? А было там около пяти тысяч человек. В греческом тексте здесь слово «андрес», что значит «мужчина»; и это заставляет думать, что на самом деле людей в толпе, считая женщин и детей, было гораздо больше (Матфей прямо говорит об этом; Мф 14:21).

Иисус повелел рассадить их по 50 в ряд — чтобы удобнее раздавать им пищу. Затем Он, воззрев на небо, благословил хлеб и рыбу и дал их ученикам, чтобы раздали народу. Сказано, что после того, как все насытились, оставшихся кусков набрали двенадцать коробов. Это ли не было демонстрацией Израилю, что если бы он поверил Иисусу Христу и Его благовестию, то был бы обеспечен всем необходимым для процветания!

Чудо насыщения многотысячной толпы напоминает сделанное некогда пророком Елисеем; по слову Господа он накормил множество людей небольшим количеством пищи, которая еще и осталась (4Цар 4:42−44).

4. ИИСУС БЕСЕДУЕТ С УЧЕНИКАМИ О СЕБЕ И О СВОЕЙ МИССИИ (9:18−27) (Мф 16:13−28; Мк 8:27 — 9:1)

Впервые в этом разделе Иисус стал говорить ученикам о конечной и главной цели Своей миссии — умереть за грехи людей.

Лк 9:18−21. Беседа, о которой говорится дальше, состоялась, как пишет евангелист Марк (Мк 8:27), по дороге на север, «в селения Кесарии Филипповой». Иисус спросил учеников, за кого почитают Его люди (сравните Лк 9:7−9). Но в первую очередь Его занимало, за кого почитают Его ученики. Петр от имени всей группы ответил: за Христа (то есть за Мессию) Божия.

Хотя с того момента, как на их глазах произошло чудо «умножения» хлеба и рыбы, прошло некоторое время. Лука дает понять, что этот случай стал решающим для учеников Иисуса, и они уже более не сомневались в том, что Он — Мессия. Иисус однако не хотел, чтобы и другие люди знали это (стих 21), потому что время публичного объявления о пришествии Мессии еще не наступило.

Лк 9:22−27. Речь в этих стихах — о мученической смерти не только Самого Иисуса, но и Его учеников. Христос говорит о главенствующей роли вождей еврейского народа в Его земной судьбе (стих 22). Здесь Он впервые заявляет о том, что после смерти воскреснет (стих 22). Потом дает понять, что и ученики Его умрут насильственной смертью и в этой связи наставляет их относиться к смерти (и жизни) так же, как Он, их Учитель. Отвергнись себя, учит Он, что значит, не думай о своем благополучии. Возьми крест свой, то есть неси предстоящие тебе тяготы, сознавая во имя и ради Кого ты несешь их (толкование на 14:27). И следуй за Ним до смерти.

Незадолго перед этим ученики ходили «по селениям» и благовествовали о Мессии и Его Царстве. Несомненно, кое-кто думал, что, оставив привычный им труд (источник своего существования) и пойдя за Иисусом, чтобы разделять с Ним невзгоды и прямую опасность, угрожавшую Ему со стороны вождей народа, ученики попусту тратили свою жизнь. Но они сделали верный выбор. И тот, кто сделает тот же выбор, не заботясь о земном благополучии для себя, в конечном счете сбережет душу свою (стих 24).

Те же, кто не захотят принять Божиего плана из тех или иных земных «соображений», погубят души свои. В стихах 25−26 мысль, высказанная в стихе 24, получает дальнейшее развитие. Ибо кто постыдится Меня (т. е. не захочет поверить Мне и отождествить себя со Мной) и Моих слов (т. е. Моего учения), того Сын Человеческий постыдится…

Чтобы избежать будущего суда, который состоится, когда Он приидет во славе Своей и Отца и Святых Ангелов (сравните 2Фес 1:7−10), людям жизненно необходимо стать на сторону Христа и Его учеников.

Эту беседу Иисус завершает словами, которые на протяжении веков служили предметом обсуждения и понимались по-разному: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие. Рассмотрим четыре точки зрения, получивших наибольшее распространение: 1) Иисус говорил о зарождении христианского движения, начало которому было положено в день Пятидесятницы. Ясно, что большинство Апостолов (мертв к тому времени был лишь Иуда Искариот) явились свидетелями того, что произошло в тот день.

Но отождествлять феномен дня Пятидесятницы с Царством — значит идти вразрез с ветхозаветным учением о нем. 2) Иисус имел в виду разрушение Иерусалима. Трудно, однако, представить, чтобы это событие содержало в себе хотя бы символику Царства. 3) Он имел в виду, что ученики не умрут вместе с Ним, но останутся проповедовать Евангелие после Его смерти. Опять-таки трудно понять, как в сознании Апостолов могло бы это ассоциироваться с учением Ветхого Завета, которое им было знакомо, о Царстве Божием. 4) Иисус подразумевал трех Апостолов, которым предстояло сопровождать Его на «гору преображения».

Совершившееся там с Христом и было прообразом славы, присущей Царству Божию. Такое понимание представляется наиболее соответствующим истине. В повествовании Луки это событие ставится в прямую связь со словами Иисуса в стихе 27 — хотя бы тем, что описывается им непосредственно после них (стихи 28−36).

5. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ИИСУСА (9:28−36) (Мф 17:1−8; Мк 9:2−8)

Лк 9:28−31. …Дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. Марк пишет, что это случилось «дней через шесть» (Мк 9:2). Однако противоречия тут нет, если предположить, что Марк говорит о шести днях, прошедших между днем, когда Иисус произнес это пророчество, и днем, когда Он «взошел на гору», а Лука включает в «промежуток» и оба этих дня. Горой, на которой три Апостола наблюдали Его преображение, могла быть гора Ермон, близ Кесарии Филипповой (Мк 8:27); по мнению других, это была гора Фавор.

Три события произошли в процессе преображения.

1. Вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. Это напоминает о том сиянии, которое исходило от лица Моисея, когда он возвращался с горы Синай со скрижалями Завета (Исх 34:29−35).

2. На горе явились два мужа, вступившие с Иисусом в беседу; это были Моисей и Илия. Напомним, что тела Моисея и Илии так и не были найдены людьми. Тело Моисея предал погребению Сам Бог (Втор 34:5−6), а Илия был живым восхищен на небо (4Цар 2:11−12, 15−18). Два этих мужа олицетворяют начало и конец Израиля как народа. Ибо Моисей был его основателем и законодателем, а Илия возвратится к нему в конце веков, перед вторым пришествием Христа (Мал 4:5−6).

3. Моисей и Илия говорили с Иисусом об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. «Исход» или уход Иисуса с земли знаменовал, что дело спасения Им человечества завершено; с символикой этого «исхода» перекликается символика исхода Израиля из Египта, ознаменовавшего «освобождение» этого народа Иеговой для Себя.

С момента преображения Иисус неоднократно говорит о том, что путь Его лежит в Иерусалим (Лк 9:51, 53; Лк 13:33; Лк 17:11; Лк 18:31).

Лк 9:32−33. С Иисусом были три ученика. Это напоминает, как Моисею, «всходившему на гору», тоже сопутствовали трое — Аарон, Надав и Авиуд, видевшие Бога (Исх 24:9−11). В момент совершения преображения Петр… и бывшие с ним отягчены были сном… Когда же они проснулись, то были ослеплены славою Иисуса и потрясены ситуацией в целом.

Они, вероятно, осознали, что видят славу Царства Божия, и это навело Петра на мысль о возведении трех кущей. Он, скорее всего, подумал при этом о празднике кущей, с которым у иудеев издавна ассоциировалась надежда на наступление Царства Божия (Зах 14:16−21). По-видимому, Петр решил, что это Царство уже наступило.

Лука от себя добавил: …не зная, что говорил. Петр забыл, что установлению Царства будет предшествовать страдание Иисуса, о котором Он говорил ученикам. Это, надо думать, и подразумевал Лука.

Лк 9:34−36. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их (очевидно, всех шестерых); и устрашились (ученики), когда вошли в облако. Напомним, что в Библии облако часто является символом Божиего присутствия (Исх 13:21−22; Исх 40:38).

Так же, как при крещении Иисуса (Лк 3:22), и в этом случае из облака донесся голос, произнесший: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте. В сознании Апостолов, хорошо знакомых с Ветхим Заветом, эти слова — «Его слушайте» не могли не ассоциироваться с идентичными им, записанными в книге Второзакония (18:15) — в контексте мессианского предсказания о том, что народу будет дан пророк, больший чем Моисей.

И внезапно перед Апостолами остался один Иисус. И в те дни они никому не говорили о том, что видели. Таким образом исполнилось предсказанное им Христом (Лк 9:27). Трое из Его учеников увидели прообраз Царствия Божия — до того, как умерли (2Пет 1:16−19).

6. ИИСУС ИСЦЕЛЯЕТ БЕСНОВАТОГО ЮНОШУ (9:37−43) (Мф 17:14−18; Мк 9:14−27)

Лк 9:37−43. Преображение, возможно, произошло ночью, судя по тому, что Лука пишет: В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа. И один из народа горячо просил Его: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего… Этому одержимому нечистым духом юноше уже пытались помочь ученики, но не смогли. Случай этот оказался по силам только Самому Иисусу. Ученики же действовали успешно лишь при наличии Его силы в них. Когда юноша был исцелен Христом, все удивлялись величию Божию.

7. ИИСУС ГОВОРИТ О СВОЕЙ СМЕРТИ (9:44−45)

Лк 9:44−45. И вот, в момент этого всеобщего восхищения, Иисус во второй раз сказал ученикам о Своей смерти от «рук человеческих». Но они не поняли сказанного Им, так как оно было закрыто от них. Возможно, в головах Апостолов не укладывалось, как может Иисус, обладающий сверхъестественной силой, умереть, как умирают люди. Как не увязывалась в их сознании реакция народа на творимые Им чудеса с Его предсказанием, что этот народ не только отвратится от Него, но и предаст Его смерти.

8. ИИСУС ГОВОРИТ О КРИТЕРИЯХ ИСТИННОГО ВЕЛИЧИЯ (9:46−50) (Мф 18:1−5; Мк 9:33−40)

Лк 9:46−50. Этот раздел (9:1−50) заканчивается беседою Иисуса с учениками о критериях истинного величия. Иисус вполне уже открыл им, что Он есть Мессия, Который введет их в Царство Божие. Возможно, в предвкушении этого и стали задумываться ученики над тем, насколько высокое положение займут они в этом Царстве. Иисус, отвечая на их помышления, выдвигает необычный принцип: кто из вас меньше всех, тот будет велик. Этим принципом руководствовался Он и Сам в Своем служении, выразив готовность пойти на крестную смерть за всех людей.

В ходе этой беседы Иоанн признался Иисусу, что они запретили не известному им человеку, изгонявшему именем Иисуса демонов, делать это, поскольку он не ходил с ними. Иоанн, по-видимому, считал, что «величие» Апостолов может «пострадать», если кто-то не из их числа станет, подобно им, изгонять демонов. Ответ Иисуса: не запрещайте; ибо, кто не против вас, тот за вас, очевидно, подразумевал, что Апостолам не следовало рассматривать себя как единственных в своем роде представителей Бога на земле. Напротив, они должны были радоваться тому, что и в других людях являет себя сила Божия.

V. Иисус направляется в Иерусалим (9:51 — 19:27)

Этот большой раздел Евангелия от Луки можно подразделить на две части:

1) Отвержение Иисуса на большей части Его пути в Иерусалим (9:52 — 11:54) и

2) Иисус наставляет Своих последователей в свете этого отвержения (12:1 — 19:27).

В предыдущем разделе (4:4 — 9:50) мы видели, как служение Иисуса в Галилее свидетельствовало об истинности Личности Его и учения. В данном разделе эта тема сменяется темой отношения к Нему со стороны людей. Большинство израильтян Иисуса не приняло. И тогда Он начал учить Своих последователей, как им надо жить изо дня в день в условиях противостояния им и враждебного к ним отношения.

А. Отвержение Иисуса Христа на большей части этого пути (9:51 — 11:54)

Начинается раздел с рассказа о том, как Иисуса не приняли в селении самарянском (9:51−56). То, что самаряне отвергнут Его, следовало ожидать, но это было только началом. В конце-концов дело дошло до обвинения Иисуса в том, что Он действует бесовской силой, и в этот момент отвержение Его людьми достигает своей высшей точки (11:14−54).

Примечания:

 
Синодальный перевод
23 Во всех переводах, кроме синодального и церковнославянского, в том числе в греческом, как в TR, так и в NA, говорится: и возьми крест свой каждый день. Т.е. в синодальном переводе по каким-то причинам опущено: каждый день.
26 приидет — придёт.
55 обратившись — в смысле обернувшись, повернувшись.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.