От Иоанна 4 глава

Евангелие от Иоанна
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, —
2 хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, —
3 то оставил Иудею и пошёл опять в Галилею.
4 Надлежало же Ему проходить через Самарию.
5 Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную.
15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение — от Иудеев.
23 Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
25 Женщина говорит Ему: знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё.
26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
27 В это время пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: «чего Ты требуешь?» или: «о чём говоришь с нею?»
28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?
30 Они вышли из города и пошли к Нему.
31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.
32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принёс Ему есть?
34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
35 Не говорите ли вы, что ещё четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
37 ибо в этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнёт».
38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё, что она сделала.
40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
41 И ещё большее число уверовали по Его слову.
42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он — истинно Спаситель мира, Христос.
43 По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошёл в Галилею,
44 ибо Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своём отечестве.
45 Когда пришёл Он в Галилею, то Галилеяне приняли Его, видев всё, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, — ибо и они ходили на праздник.
46 Итак, Иисус опять пришёл в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен.
47 Он, услышав, что Иисус пришёл из Иудеи в Галилею, пришёл к Нему и просил Его прийти и исцелить сына его, который был при смерти.
48 Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.
49 Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой.
50 Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошёл.
51 На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров.
52 Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его.
53 Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: «сын твой здоров», и уверовал сам и весь дом его.
54 Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.

Толкование Далласской семинарии

8. СЛУЖЕНИЕ ИИСУСА В САМАРИИ (4:1−42)

а. Беседа Иисуса с самарянкою (4:1−26)

Ин 4:1−3. Длинное это предложение является вступлением ко второй «личной» беседе Иисуса Христа. Неожиданная популярность Его, подтвердившаяся быстрым ростом числа Его последователей, встревожила фарисеев, и они обратили на Него особое внимание. Поскольку Иисус действовал в соответствии с планом Отца, то знал, когда Его служению предстоит завершиться. До назначенного Отцом срока Он должен был поступать осторожно и потому избегал открытого конфликта со своими противниками (7:6, 8, 30; 8:20 и сравните с 12:23; 13:1; 17:1). Именно по этой причине Иисус оставил Иудею и пошел опять в Галилею.

Вторая Его «личная беседа» еще раз доказывает, что Он действительно «знал, что в человеке» (2:25).

Самарянка во всем отличалась от Никодима. Он искал истину, она не слишком интересовалась ею. Он был уважаемым «начальником», а она — падшею женщиною. Он был человеком серьезным, она легкомысленным. Он был иудеем, а она презренной (в глазах иудеев) самарянкой. Он (как можно предполагать) был человеком высоких нравственных устоев, чего о ней сказать нельзя. Никодим был ученым, самарянка — отсталой женщиной. Но несмотря на все эти различия между религиозным человеком и мирской женщиной, оба имели одну общую нужду — в рождении свыше. И только Христос мог исполнить эту их нужду.

ТАБЛИЦА ОТНОСЯЩАЯСЯ К ДВУМ ЛИЧНЫМ БЕСЕДАМ ИИСУСА (Ин 3−4).
Различия между Никодимом и самарянкой:

Никодим Самарянка
МЕСТО Иерусалим (Иудея) Самария
ВРЕМЯ Ночь Около 6 часов вечера
ХАРАКТЕР ВСТРЕЧИ Запланированный визит Случайный
СОДЕРЖАНИЕ Богословская Разговор на практические темы
ИНИЦИАТОР БЕСЕДЫ Никодим Иисус
ПРОИСХОЖДЕНИЕ Иудей Самарянка (полуиудеянка)
СОЦ. ПОЛОЖЕНИЕ Учитель, член синедриона Падшая женщина
ОТНОШЕНИЕ К ИИСУСУ Почтительное Сначала недоверчивое, потом уважительное
ФОРМА БЕСЕДЫ «Угасающий» диалог, переходящий в монолог Иисуса Диалог до конца
РЕЗУЛЬТАТ Неизвестен Женщина обратилась

Ин 4:4. Надлежало же Ему проходить чрез Самарию. Это была кратчайшая дорога из Иудеи в Галилею, но не единственная. Другая дорога шла через Перею, восточнее реки Иордан (карту-схему двух дорог). Во дни Иисуса иудеи из-за своей ненависти к самарянам обычно избирали восточную дорогу, чтобы не проходить Самарией. Но Христос избрал именно этот путь — с тем, чтобы «достичь» Своим словом презираемых жителей этой страны. Спаситель мира, Он ищет и спасает гонимых и отверженных (Лк 19:10).

Самария в новозаветные времена лежала в центральной части Палестины и граничила с Иудеей на юге и с Галилеей на севере. Политически она не была отделена от них и управлялась римским наместником. Жители ее имели смешанное этническое происхождение, будучи полуевреями: религия, которую исповедовали самаряне, откололась от иудаизма и включала некоторые элементы его. Центр богослужения самарян находился на горе Геризим. И до сего дня существует в Израиле небольшая группа самарян, которые держатся древних своих традиций.

Ин 4:5−6. Город Сихарь находился недалеко от Сихема. Многие считают, что он был расположен на месте нынешнего Акара, но другие указывают на современный Тель-Валат. Во всяком случае Сихарь находился где-то между горой Эвал и горой Геризим. Древний колодец, и сегодня известный на этой территории, может быть, и есть тот самый колодец Иаковлев. Об участке земли, который был дан Иаковом сыну своему Иосифу, говорится в Быт 48:21−22. Сам Иаков купил этот участок несколькими годами раньше (Быт 33:18−20).

Иисус, устав от ходьбы, сел у колодезя; было около шестого часа (т. е. по римской системе отсчета времени примерно 6 часов вечера; толкование на Ин 1:39; Ин 19:14). Имея действительно человеческую природу, Иисус, как и всякий человек, знал усталость, жажду, боль и голод. Одновременно Он обладал и всеми свойствами Божества, включая всезнание и всемогущество.

Ин 4:7−8. В отсутствие учеников, ушедших в город купить пищу, Иисус сделал нечто совершенно необычное для иудеев — Он заговорил с самарянской женщиной, с которой к тому же не был знаком. Та была поражена, услышав, что иудей просит у нее напиться. Обычаями тех дней мужчине вообще запрещалось вступать в разговор с незнакомой женщиной, тем более иудею — вступать в беседу с самарянкой. Для раввина — иудея естественнее было бы мучиться жаждой, чем нарушить одно из этих правил.

Ин 4:9. Удивление самарянки было тем сильнее, что иудей, если напьется из посуды самарянской женщины, станет церемониально нечистым в глазах своих соплеменников…

Ин 4:10. Привлекши ее внимание и дав пищу ее любопытству, Иисус произнес нечто загадочное, чтобы заставить женщину задуматься. В сущности, Он сказал ей следующее: «Ты была бы потрясена несравненно больше, если бы узнала. Кто Я. Ты — не Я — стала бы тогда просить!» О трех вещах не могла не задуматься в тот момент самарянка: 1) Кто же Он? 2) Что такое дар Божий? 3) Что такое живая вода? В обычном смысле это — вода текущая, струящаяся (в отличие от стоячей), но в духовном, библейском, смысле она есть один из символов Святого Духа (Иер 2:13; Зах 14:8; Ин 7:38−39).

Ин 4:11−12. Поскольку для самарянки «живой» была лишь та вода, что имелась в колодце, недоумение ее лишь возросло: как бы мог этот Иудей достать ее, не имея даже чем почерпнуть — при том, что колодезь глубок? (Современными археологами установлено, что «колодезь Иакова» — один из самых глубоких в Палестине. В древних преданиях он занимает особое место.) Потому и спросила женщина: неужели Ты больше отца нашего Иакова? (Построение этой фразы в греческом тексте предполагает отрицательный ответ. Самарянка и в мыслях не могла допустить такого!) Как видим, Иакова, «отца» (основателя) иудейского народа, считали «своим отцом» и самаряне.

Самарянка несомненно была заинтригована: Что же мог бы предложить ей Этот Незнакомец?

Ин 4:13−14. Иисус приоткрывает ей истину, хотя и продолжает говорить загадочно. Эта вода из колодца может утолить лишь физическую жажду, и то на время. Кто же станет пить воду, предлагаемую Им, не будет жаждать вовек (в том смысле, что нужды его будут постоянно удовлетворяться). А, кроме того, пьющий Его живую воду сам сделается источником жизнедающей воды (7:38−39). Иисус говорил о Духе Святом как дающем спасение самому уверовавшему, так и предлагающем через него — спасение другим людям.

Ин 4:15. Духовного смысла сказанного Иисусом самарянка не поняла. И лишь один вывод сделала из Его слов: будь в ее распоряжении источник, о котором Он говорит, она никогда не испытывала бы жажду и не имела бы нужды тяжело трудиться, добывая воду из колодца.

Ин 4:16−18. Тогда Христос заговорил с этой женщиной, которая не в состоянии была воспринять духовную истину (1Кор 2:14), о вещах «житейских». (Видимо, пить Ему она так и не дала. Да и Он, озабоченный ее духовной нуждой, забыл о собственной физической нужде.) Он предложил ей пойти и привести к колодцу своего мужа. Это было поводом показать ей, что Он знает о ней все (сравните Ин 2:24−25). Этот Незнакомец знал всю историю ее сожительств с мужчинами, включая и то, что она и теперь живет во грехе. Так в нескольких словах Иисус дал ей понять, что она, ведущая предосудительный образ жизни, нуждается в спасении.

Ин 4:19−20. Любопытна реакция самарянки. Этот Незнакомец — не просто иудейский раввин, идущий по своим делам. Он, конечно же, пророк — раз владеет сверхъестественным знанием! Но первое, к чему побудило ее это открытие, было не грех свой исповедать и покаяться, а пуститься в «богословскую» беседу. Не может ли Он разрешить древний спор? Самарянские раввины утверждают, что местом поклонения Богу, указанным свыше, является вершина горы Геризим, тогда как вы, иудеи, говорите, что должно поклоняться только в Иерусалиме. Кто же прав?

Ин 4:21. Фраза наступает время (сравните стих 23) указывает на предстоящую смерть Иисуса, которой положено будет начало новой эре домостроительства Бога и поклонения Ему. В век Церкви, благодаря работе Духа Святого, храмы — будь-то на горе Геризим или на горе Сион — перестанут быть центрами Богопоклонения.

Ин 4:22. Слова Христа о самарянах: Вы не знаете, чему кланяетесь, надо понимать в том смысле, что на данное время именно богослужение, совершаемое иудеями, предвозвещает Жертву, которую принесет Мессия во спасение всех людей мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев). Народом, избранным Богом, оставался Израиль (Рим 9:4−5). Говоря «спасение от иудеев», Иисус, однако, не имел в виду особую набожность иудеев или что все они — спасены. Но подразумевал, что спасение стало доступным всем через Него, Который произошел от семени Авраамова.

Ин 4:23. Итак, с пришествием Мессии настало время нового «порядка» поклонения Богу. Истинные поклонники — это те, кто сознают, что Божия истина — это Иисус Христос (14:6), что Он является единственным Путем к Отцу Небесному (Деян 4:12). В этом же смысле сказано о поклонении в истине. Поклоняться …в духе здесь, возможно, употреблено в противопоставление поклонению «плотскому», т. е. сопряженному с разного рода внешними условностями, такими, в частности, как выбор места богослужения. Наступает время, когда люди будут поклоняться Богу везде, побуждаемые к тому Святым Духом.

Ибо таких (истинных) поклонников Отец ищет Себе; Бог хочет, чтобы люди жили «в истине», а не опутанные ложью, и истиной руководствовались, поклонялись Творцу. А то ведь поклоняются чему-то или кому-то каждый, но по причине своей греховности слишком многие слепы духовно, и объектами своего поклонения делают вещи, идеи, людей, в которых нет ни смысла ни пользы (сравните с Рим 1:25).

Ин 4:24. Бог есть дух, т. е. по природе Своей Он невидим и в своем пребывании не связан с каким-либо определенным местом. Богу угодно лишь такое поклонение Ему, которое совершается в Иисусе Христе — Сыне, «явившем» людям невидимого Отца (1:18), и под действием Святого Духа, открывающего верующим новую реальность — Царство Божие (сравните 3:3, 5; 7:38−39).

Ин 4:25. Самаряне, как и иудеи, ожидали прихода вождя-Мессии. Но они, отвергавшие все ветхозаветные писания, кроме Пятикнижия, не могли ассоциировать Его с помазанным Царем из дома Давидова. Основываясь на Втор 18:15−18, они ожидали кого-то, подобного Моисею, который, придя, разрешит все их проблемы.

К этому моменту самарянка частично поняла слова Иисуса, но — в свете религиозных представлений ее народа. Она, видимо, тоже мечтала о том времени, когда придет Мессия и возвестит нам все (т. е. обо всем расскажет и все объяснит).

Ин 4:26. «Самораскрытие» Иисуса: это Я (Мессия) — кажется необычным. Как правило, служа в Галилее и в Иудее (6:15), Он скрывал это и называл Себя «Сыном Человеческим» — по той причине, что иудеи придавали явлению Мессии политический смысл. Может быть, потому, что эта самарянская женщина далека была от политических притязаний и амбиций, присущих, скажем, националистам-зилотам, и открыл ей Себя Иисус.

б. Наставление ученикам (4:27−38)

Ин 4:27−30. Взволнованная тем, что сказал ей Иисус о Себе, да и по причине появления Его учеников, самарянка «налегке» побежала в город, оставив свой водонос у колодца. Там она стала звать людей посмотреть на Человека, который все рассказал ей о ней. Не Он ли Христос? — спрашивала она, видимо, понимая, что заяви она об этом утвердительно, ей, женщине плохой репутации, едва ли поверят. И как Иисус привлек ее внимание, возбудив в ней любопытство, так и она предпочла поступить в отношении соседей. И те вышли из города и пошли к Нему.

Ин 4:31−32. Заговорив с Иисусом, ученики почувствовали, что что-то за время их отсутствия произошло. Когда они уходили, Он выглядел усталым, был голоден и хотел пить. Теперь ни пища, ни питье как будто не занимали Его. Настроение Его резко переменилось. В ответ на предложенную Ему пищу, Он вновь произнес нечто загадочное: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

Ин 4:33−34. Как обычно, первая реакция учеников на Его слова звучит в «материалистическом» ключе: «кто-то, видно, накормил их Учителя, пока их не было». И тогда Он сказал им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня… Это не означало, что Иисус не нуждался в «обычной» пище, но свидетельствовало о Его страстном желании творить волю Отца (сравните 5:30; 8:29). Для Знавшего, что «не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор 8:3) духовное заслоняло собой материальное.

Ин 4:35. Между севом и жатвой проходит определенный промежуток времени. Иисус пользуется этим образом. До жатвы на полях оставалось четыре месяца (в Палестине она обыкновенно начиналась в апреле и, значит, описываемое происходило в конце декабря-начале января). Но жатва духовная здесь, в Самарии, должна совершиться теперь. Чтобы понять это, надо иметь духовные виденье и восприятие… Христос предлагает ученикам взглянуть на нивы (самарянские) — как они побелели и поспели к жатве. Можно предположить, что эта метафора была подсказана Господу видом самарян, шедших к Нему из города (стих 30) в белых своих одеждах.

Ин 4:36−38. В качестве «жнецов» ученики Иисуса Христа имели великую награду в самой своей привилегии приводить людей к вере в Него. Другие трудились, «бросая семена в почву». Это могло относиться к служению ветхозаветных пророков и к подготовительному служению Иоанна Крестителя. Но награда и радость ожидают и сеющего и жнущего. Фраза жнущий… собирает плод в жизнь вечную напоминает о том, что служение учеников Христовых людям несет одним из них смерть, а другим — жизнь (в вечности) — 2Кор 2:15−16.

У древних время сбора урожая бывало отмечено особой радостью (смотрите Руфь 3:2, 7; Ис 9:3). Подобно этому, и час спасения одной души есть час великой радости (Лк 15:7, 10, 32). Ученикам же выпала великая радость участвовать в процессе спасения людей на стадии его завершения (Ин 4:38: Я послал вас жать то, над чем вы не трудились. «Сеятели», каким был Иоанн Креститель, не всегда видят результаты своего труда. Так Иоанн пробудил народ к покаянию, но был убит прежде дня Пятидесятницы, когда ученикам Иисуса выпало счастье видеть, как тысячи душ обращаются к Нему.

в. Покаяние самарян (4:39−42)

Ин 4:39. Духовное оживление в среде самарян особенно примечательно в свете отвержения Христа Израилем (1:11), и как иллюстрация того, что целью Господа было достичь не только иудеев (Ин 3:16; Деян 1:8). Хотя свидетельство самарянки и не было, с одной стороны, необходимо («Я не от человека принимаю свидетельство» в Ин 5:34), оно сыграло свою роль, ибо для людей свидетельство о том, что Иисус «все знает о человеке» было свидетельством о Нем как о Божестве (Пс, 138; Ин 1:47−49; Ин 2:24−25).

Ин 4:40−41. «По слову женщины» (стих 39) самаряне вступили в личный контакт с Иисусом. Они просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. Благовестие Иисуса, плюс личное свидетельство уже верующего в Него и сегодня — средство Божиего спасения.

Ин 4:42. И все-таки свидетельство «других» играет вторичную роль. Глубокая вера приходит в результате «личной встречи» с Иисусом Христом, знакомства с Ним на собственном опыте: уже не по твоим речам веруем, но сами слышали и узнали.

Он истинно Спаситель мира означает, что свет Его светит для всех живущих в мире (1:9), для всех «племен и колен, и народов, и языков» (Откр 7:9), но осуществится спасение лишь для тех, кто уверуют в Него.

9. СЫН ЦАРЕДВОРЦА (4:43−54)

Ин 4:43−45. Пробыв два дня в Самарии, Иисус с учениками направился в Галилею. Ибо, пишет Иоанн, Сам Иисус свидетельствовал… И далее он приводит поговорку, которую, видимо, неоднократно слышали от Христа (Мф 13:57; Мк 6:4): что пророк не имеет чести в своем отечестве. Значит, не Галилею с входившим в нее Назаретом подразумевал под «отечеством» Христа евангелист (ведь именно в Галилею Господь направлялся). Тогда, может быть, Иудею и город Вифлеем, где Он родился? Или Иоанн противопоставлял Израиль в целом, отвергнувший Христа, истинному Его, Небесному, отечеству?

Так или иначе, но в то время в Галилее отношение к Нему (в массе народа) было наиболее благоприятным, хотя и там предпринимались попытки убить Его (Лк 4:18−30). Возможно, ссылаясь на поговорку Христа, Иоанн готовил читателей к грядущему отвержению Его народом израильским в целом. Он мог, однако, иметь в виду и то, что несмотря на теплый прием, оказанный Иисусу в Галилее, по-настоящему Его не признали и там (сравните Ин 2:24−25; Ин 4:48). Да, на них произвели сильное впечатление и очищение Им храма в праздник Пасхи (2:13−22) и совершенные Им чудеса (2:23). Но истинной веры в Него они еще не имели.

Ин 4:46−47. Был ли этот царедворец, скорее всего один из придворных Ирода Антипы, иудеем или язычником, не сказано. Но, думается, он был иудеем, судя по тому, что Иисус отнес его к числу тех, которые «не уверуют, если не увидят знамений и чудес» (сравните стих 48 с 1Кор 1:22). Сын этого «царедворца» был болен …при смерти. Несомненно, отец предпринял все, что мог, чтобы спасти его. Но ни положение его ни деньги горю не помогли, и тогда он отправился за 40 км — из Капернаума в Иудею в Кану Галилейскую, в надежде, что Исцелитель, слава о Котором распространялась повсюду, спасет сына его от смерти.

Ин 4:48. Отвечая на его просьбу, Иисус укоряет его, потому что вера «питающаяся» только от знамений и чудес, — несовершенна (2:23).

Ин 4:49. Эмоциональное состояние царедворца было не таково, чтобы вступать в богословскую беседу. Все, что он мог, это взывать о милости.

Ин 4:50. И милость была ему оказана. Царедворец говорил в отчаянии, Господь ответил ему спокойно: пойди, сын твой здоров (точнее — «уже выздоравливает»). Примечательно, что царедворец, веривший в то, что Иисус может помочь делу (потому и пришел за Ним из Капернаума), поверил и в то, что Он способен помочь его сыну, не выходя из Каны. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел домой.

Ин 4:51−53. Где-то, может быть, на полпути встретили его слуги его с доброй вестью: сын твой здоров. В котором часу стало ему легче? — спросил их отец, и из их ответа — вчера в седьмом часу — понял, что выздоровление это не было случайным, ибо произошло как раз в тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров. И вера царедворца окрепла настолько, что он сумел передать се всем своим домашним: и уверовал… весь дом его.

Вывод из этого случая тот, что сила Иисуса, спасающая от болезни и смерти, действует на любом расстоянии. Слово Его действенно всегда, и людям надо лишь полностью доверять слову Господа.

Ин 4:54. Оба чуда, совершенные Иисусом в Галилее (первым было превращение воды в вино; 2:1−11), свидетельствовали о том, что Он — обещанный Израилю Мессия. Но ни то ни другое не были знамением для широкого круга людей. На свадьбе лишь ученики и некоторые из слуг были свидетелями совершения чуда; исцеление сына царедворца тоже не было совершено публично.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.