Деяния 3 глава

Деяния святых апостолов
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Пётр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Пётр с Иоанном, всмотревшись в него, сказал: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Пётр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошёл с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
9 И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога;
10 и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним.
11 И как исцелённый хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.
12 Увидев это, Пётр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?
13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.
14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу,
15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мёртвых, чему мы свидетели.
16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.
17 Впрочем, я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению;
18 Бог же как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил.
19 Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,
20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлёт Он предназначенного вам Иисуса Христа,
21 Которого небо должно было принять до времён совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.
22 Моисей сказал отцам: «Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всём, что Он ни будет говорить вам;
23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа».
24 И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.
25 Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: «и в семени твоём благословятся все племена земные».
26 Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.

Толкование Далласской семинарии

Б. Рост церкви в Иерусалиме (3:1 — 6:7)

I. ОППОЗИЦИЯ ЦЕРКВИ (3:1 — 4:31)

а. Повод для проповеди (глава 3)

Деян 3:1. Очевидно, в Иерусалимском храме отведено было постоянное время для молитв: в 9 утра, в полдень и в 3 часа пополудни (что и соответствовало «часу девятому»). Возможно, это время уточнено здесь, чтобы яснее стало то, о чем говорится в 4:3.

Деян 3:2. Описание хромого от рождения подчеркнуто свидетельствует о степени его беспомощности. Это был человек более 40 лет (4:22). Его носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными (буквально «Прекрасными»), чтобы он мог просить милостыни у входящих в храм. Речь, по-видимому, идет о восточных воротах храма, которые вели со «двора язычников» в «женский двор».

Деян 3:3−11. Сверхъестественное исцеление хромого Божией силой, явленной через Петра и Иоанна, и затем восторженная реакция этого человека на происшедшее с ним вызвали в народе изумление и вместе ужас. Люди стали сбегаться на «место происшествия» — в притвор… Соломонов (крытую галерею, которая тянулась вдоль всей восточной стороны внешнего двора; 5:12). В Деяниях Апостолов рассказывается еще о двух случаях исцеления калек (9:32−34; 14:8−10).

Деян 3:12. Воспользовавшись благоприятной ситуацией, Петр произнес короткую, но сильную проповедь.

Деян 3:13−15. Прежде всего, чудо исцеления, совершенное ими, он приписывает Иисусу, Которого прямо называет Сыном Божиим (сравните 26; 4:27, 30). Затем подчеркивает тяжесть вины перед Ним иудеев, напомнив, что Отец Иисуса — это Бог Авраама, Исаака и Иакова. На головы иудеев апостол обрушивает фразы, тяжелые, как удары молотом: вы предали прославленного Сына Божия, вы отреклись от Него пред лицем Пилата, когда Пилат хотел отпустить Его. Вы отреклись… от Святого и Праведного, предали на смерть Дающего жизнь, а взамен Его, просили об освобождении убийцы. Особенно сильно звучит фраза: А Начальника жизни убили. Убили Того, от Которого берет начало всякая жизнь — как физическая, так и высшая — духовная. Но Бог воскресил Его из мертвых, чему Петр объявляет себя и своих товарищей свидетелями.

Деян 3:16. Напомним, что в библейские времена имя отождествлялось с личностью, носившей его. Не вполне ясно, о чьей вере говорит тут Петр, но, по всей вероятности, о своей вере и Иоанна во Христа (во имя Его), в силу которой Христос (имя Его) укрепил хромого. О самой же вере тут говорится как о даре Христа, даровавшего и это исцеление в присутствии многих свидетелей.

Деян 3:17−18. В некоторое утешение им Петр оговаривается, что, знает, народ и его начальники… сделали это по неведению (сравните Деян 17:30; Еф 4:18; 1Пет 1:14), не осознав, Кто «посетил их». И поэтому Бог предоставляет им возможность покаяться. Их неведение было предузнано Богом, и в страдании Христа исполнились ветхозаветные пророчества (Деян 17:3; Деян 26:23).

Деян 3:19−21. Снова, как и в день Пятидесятницы (2:38), Петр призвал иудеев к покаянию. Хотел ли он сказать, что, если Израиль покается, то Царство Божие придет на землю? Да, и вот почему. 1) Греч, фраза, переведенная как до… совершения всего (3:21) связана с «восстановляешь» в 1:6 и по смыслу и с грамматической точки зрения («совершение» и «восстановляешь» образованы от одного корня).

В обоих случаях предполагается «восстановление» царства Израилю (сравните Мф 17:11; Мк 9:12). 2) В Библейском учении о Царстве понятие «восстановления» как бы параллельно понятию «сотворения вновь» («сотворению нового»); сравните Ис 65:17; Ис 66:22; Мф 19:28; Рим 8:20−23. 3) Грамматический анализ позволяет установить разницу между придаточными предложениями цели в 3:19 и в 3:20 (чтобы загладились и да пошлет). В первом случае подразумевается достижение ближайшей цели, во втором — отдаленной.

Если Израиль покается, осуществится и вторая цель — наступление Царства (в тексте — времена отрады); имеется в виду второе пришествие Христа Мессии (стих 20). 4) Ветхозаветные пророки… предвозвестили дни сии (сравните стих 24 и стих 21). Не надо думать, будто древние пророки «предсказывали» возникновение Церкви. Для них это оставалось тайной (Еф 3:1−6). Однако пророки часто говорили о золотом мессианском Веке, т. е. о Тысячелетием Царстве на земле.

Предложение личного спасения и предложение Тысячелетнего Царства указывают как на Божию милость, так и на неверность Израиля. Бог предоставлял иудеям возможность покаяться уже после того, как им явлено было знамение в воскресении Христа; они отвергли Иисуса до распятия Его, и теперь им предлагалось поверить в Мессию воскресшего. В Деян 3:17−21 выражена та мысль, что, покаявшись, Израиль достиг бы двух целей: 1) прощения грехов для каждого иудея в отдельности, и 2) возвращения Мессии к Израилю как к народу.

Деян 3:22−23. Тут Иисус предстает как «новозаветный Моисей» — во исполение Втор 18:15−19 (сравните Ин 6:14). Он придет не только как Освободитель (подобно Моисею), но, подобно ему же, — как Судья (сравните Лев 23:39 с Втор 18:19; также Чис 14:26−35).

Деян 3:24−25. То, что Петр упоминает о Самуиле как о пророке, следующем после Моисея (13:20), ясно говорит о том, что к Иисусу Навину сказанное во Втор 18:15 не относилось.

Все пророки (Деян 3:18, 21) так или иначе писали о днях сиих, т. е. о наступлении мессианского Века. Иудеи были сынами пророков и Авраамова завета, т. е. завета, который был дан Аврааму (Быт 12:2−3; Быт 15:18−21; Быт 17:1−8; Быт 22:18) и подтвержден отцам иудеев (к примеру, Исааку; Быт 26:41). Иудеи были бы благословлены Богом, если бы, подобно Аврааму, уверовали (Рим 3:28−29; Рим 4:3; Гал 3:6−7). Но в семени этого еврейского патриарха Бог, как и говорил, благословил не только иудеев, а все племена земные (Быт 12:3; Рим 4:12, 16; Гал 3:29; Еф 3:6).

Деян 3:26. Первыми, к кому Бог послал, воскресив Его, Сына Своего Иисуса, были евреи. Этот «хронологический принцип» прослеживается как во всех Евангелиях, так и в книге Деяний Апостолов (к примеру, Мф 10:5; Деян 13:46; Рим 1:16). Объясняется это тем, что установление Царства зависело и все еще зависит от отклика народа израильского на обращенный к нему Божий призыв (Мф 23:39; Рим 11:26).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.