Иакова 3 глава

Соборное послание апостола Иакова
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,
2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело.
3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулём направляются, куда хочет кормчий;
5 так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
6 И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,
8 а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворённых по подобию Божию.
10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
11 Течёт ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?
12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать солёную и сладкую воду.
13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.
15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,
16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.
17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

Толкование Далласской семинарии

III. Об «укрощении» языка (глава 3)

Еще одной мерой духовного развития христианина служит его речь. Много места отводит Иаков обличению тех, кто произносит необдуманные и скверные слова. Он призывает верующих следить не только за своею речью (3:1−12), но и за своими мыслями (3:13−17). В конце концов, речь — это всего лишь продолжение мыслей вслух. Мудрая речь может исходить только из мудрого источника. Контролировать свою речь и совершенствовать свою мысль — равно необходимо.

А. Речь подлежит строгому контролю (3:1−12)

От рассуждения на тему тщетной веры Иаков переходит к теме пустых, ненужных речей. Он подробно останавливается на необходимости обуздывать свой язык, о чем он вкратце уже сказал в 1:26. Одинаково заблуждаются как те, чья вера не выражается в делах, так и те, кто подменяет дела словами. Каждый верующий должен следить за своею речью. Несмотря на то, что язык мал, в нем таится большая сила и склонность к тому, чтобы извращать истину и отравлять жизнь окружающим.

1. СИЛА ЯЗЫКА (3:1−3)

Иак 3:1. Повторив обращение братия мои, Иаков переходит к новой теме и выражает свою озабоченность тем, что появилось много учителей. Очевидно, многие евреи, обратившиеся ко Христу, стали присваивать себе права и привилегии, данные раввинам. Вряд ли Иаков имеет в виду тех, кто официально были признаны церковью как учителя и имели апостольский или пророческий статус.

Он обращается к неофициальным учителям «ди-даскалои», которые пользовались тем, что в церквах и в синагогах даже посторонним предоставлялась свобода выступать с речами. Такой возможностью пользовался часто апостол Павел. Но Иакова тревожило то, что слишком уж многие верующие одержимы были желанием говорить, выставляя напоказ свои знания (Ин 3:10; Ин 9:40−41).

Учить, конечно, нужно, но тот, кто берется за это, должен помнить о своей ответственности, а также о том, что тот, кто учит, подвергнется более строгому суду. Ведь если человек заявил во всеуслышание, что знает, как следует поступать другим, то первым должен являть это на собственном примере.

Иак 3:2. Иаков не показывает пальцем на других, в число тех, к кому обращается, он включает и самого себя: Ибо все мы много согрешаем. Пожалуй, ни в какую другую ловушку не попадаются верующие столь часто, как в ловушку болтливого языка. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, т. е. духовно зрелый. Такой человек может обуздать и все тело. Не бывает духовной зрелости без способности обуздывать свой язык.

Иак 3:3−5. Язык — небольшой член, но воздействие его велико. Три сопоставления подчеркивают эту истину: конь и удила, корабль и руль, топливо и небольшой огонь. Подобно Господу, Иаков любит прибегать к примерам из повседневной жизни. Это вообще характерная особенность еврейского образа мышления. Мысли свои Иаков, однако, излагает на прекрасном греческом языке.

Дух еврейской традиции и стиль греческой классики мастерски сочетаются в речи Иакова. Итак, мысль вполне ясна: как с помощью небольших удил управляют конями, а при посредстве небольшого руля — большим кораблем, и, как и малый огонь «зажигает много вещества», — так и язык — небольшой член, но много делает. Да, язык мал, но силен!

2. ПОРОЧНОСТЬ ЯЗЫКА (3:6−8)

Иак 3:6. Язык не только силен, но и порочен. Хотя он мал, но воздействие его сильнее и опаснее, чем действие огня, язык напитан ядом и обладает сатанинской силой. Язык — огонь (Притч 16:27; 26:18−22); это — неудержимое зло. Язык в таком положении находится между членами нашими (нашего тела), что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни (сравните с Иак 1:27). Язык можно сравнить со ступицею колеса в нашей человеческой природе, и тогда получится, как в известном цирковом номере с горящим колесом, когда огонь горит как раз в центре колеса. Чем больше этот огонь разгорается, тем скорее раскручивается колесо, разбрасывая пламя и искры во все стороны.

Однако, язык — это только «запал», а первопричина огня или его источник — это сам ад или геенна. (Геенной называли знаменитую древнюю свалку мусора в долине Енном вблизи Иерусалима, где язычники сжигали своих детей, принося их в жертву идолам; Иер 7:31.) На этой свалке постоянно поднимался дым от огня, и в Священном Писании ей уподоблено огненное озеро.

Иак 3:7. Язык сравним не только с огнем, вышедшим из под контроля. Он подобен также неукрощенному зверю. Все живые в природе существа — птицы, рептилии, рыбы и морские животные, лесные звери — все могут быть укрощены человеком (в греческом тексте буквально говорится о том, что природа животных укрощается природой человеческой). Но собственного языка человек укротить не может.

Иак 3:8. И это потому, что язык — неудержимое зло, он не управляем, непоследователен, неудержим. Более того, язык пропитан ядом (Пс 140:3). Как яд змеи, этот яд ненависти и сплетен — смертоносен.

3. ЯЗЫК — ПРОТИВОРЕЧИВ И НЕЧИСТ (3:9−12)

Иак 3:9−10. Подобно раздвоенному языку змеи, один и тот же необузданный человеческий язык и Бога благословляет и проклинает человека. Благословение или хвала в адрес нашего Бога и Отца (в Новом Завете только один раз встречается такое словосочетание — «Бога и Отца») оскверняются проклятиями, произносимыми в адрес людей, которые сотворены по подобию Божию (Быт 1:27; Быт 9:6; Кол 1:10). Но ведь они, эти благословения и проклятия, исходящие из одних и тех же уст совершенно несовместимы. Не должно, братия мои, сему так быть.

Иак 3:11−12. Иаков снова приводит параллели из жизни природы, чтобы подкрепить свою мысль. Подразумевая отрицательный ответ, он спрашивает: Течет ли из одного отверстия источника сладкая (пресная) и горькая (соленая) вода? Конечно же, нет. Не может вода быть пресною, если она содержит соль. Не может смоковница приносить маслины, или виноградная лоза смоквы. Вывод ясен: язых верующего не должен быть орудием двоедушия.

Размеры языка — невелики, но от него многое зависит, и поэтому он должен находиться под контролем; злой и порочный этот орган следует укрощать; непоследовательный, пропитанный горечью и «солью», он должен быть очищен.

Б. О совершенствовании мыслей (3:13−17)

Правильные речи зависят от правильных мыслей. Язык «заключен» за зубами и за губами, но он постоянно прорывается наружу. Не ум «запирает язык на замок», а подлинная мудрость, которая невозможна без скромности, милосердия и миролюбия.

1. МУДРОСТИ ПРИСУЩА СКРОМНОСТЬ (3:13)

Иак 3:13. Иаков ставит риторический вопрос: Мудр ли и разумен кто из вас? (сравни 1:5). Под словом «мудр», «мудрый» он понимает тонкое чутье в вопросах морали и практическую сметку.

«Разумен» для него тот, кто развит интеллектуально и знающ.

Докажи это на самом деле. Другими словами: «сначала покажи, а потом говори». Мудрость и в самом деле нельзя измерить научными степенями, она доказывается лишь делами. Здесь речь не о тех истинах, которые постигаются на учебной скамье, а о той, которая применяется в жизни. А о доброй жизни и добрых делах более всего говорит скромность, присущая мудрости или «мудрая кротость» (стих 13). Подлинно мудрый человек весьма скромен.

2. МУДРОСТЬ МИЛОСТИВА (3:14−16)

Иак 3:14. Подлинная мудрость не оставляет места зависти и себялюбию (в греческом тексте здесь стоит слово «эрифеиан», которое означает стремление человека добиваться выгоды только для себя). Тем же, кто страдает завистью и сварливостью, хвалиться нечем. Хвалящийся ими лжет на истину.

Иак 3:15−16. Зависть и сварливость — верные признаки того, что так называемая мудрость не свыше нисходит, но является мудростью земной, душевной, бесовской. Зависть и сварливость ведут к неустройству и ко всему худому. Подлинно мудрый человек не ищет славы или корысти для себя самого, но милосерд к другим.

3. МУДРОСТЬ МИРНА (3:17−18)

Иак 3:17. Но мудрость, сходящая свыше (сравните 1:17), во-первых, чиста (или свята), потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердии и добрых плодов, беспристрастна (сравните 1:6) и нелицемерна.

Иак 3:18. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир. Подлинно мудрый человек — это человек мирный.

Достижение праведности, духовной зрелости и практической святости — вот тема этой книги Священного Писания. И тот, кто хочет всего этого достичь, должен следить за своим языком. Мудрая речь исходит от мудрого духа. Держать язык под контролем возможно только в том случае, если под контролем — наши мысли. Уста будут полны хвалой, если у человека чист разум и чиста душа.

Верующий должен быть стойким в вере (глава 1), служа, испытывать сочувствие и сострадание (глава 2), быть сдержанным в разговорах (глава 3). Он должен быть тем, кем желает Бог, чтоб он был, делать то, что желает Бог, и говорить так, как желает Бог.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.