Второзаконие 11 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Итак, люби Господа, Бога твоего, и соблюдай, что повелено Им соблюдать, и постановления Его, и законы Его, и заповеди Его во все дни.
2 И вспомните ныне, — ибо я говорю не с сынами вашими, которые не знают и не видели наказания Господа, Бога вашего, — Его величие, Его крепкую руку и высокую мышцу Его,
3 знамения Его и дела Его, которые Он сделал среди Египта с фараоном, царём Египетским, и со всею землёю его,
4 и что Он сделал с войском Египетским, с конями его и колесницами его, которых Он потопил в водах Чермного моря, когда они гнались за вами, — и погубил их Господь даже до сего дня;
5 и что Он делал для вас в пустыне, доколе вы не дошли до места сего,
6 и что Он сделал с Дафаном и Авироном, сынами Елиава, сына Рувимова, когда земля разверзла уста свои и среди всего Израиля поглотила их и семейства их, и шатры их, и всё имущество их, которое было у них;
7 ибо глаза ваши видели все великие дела Господа, которые Он сделал.
8 Итак, соблюдайте все заповеди Его, которые я заповедую вам сегодня, дабы вы укрепились и пошли и овладели землёю, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею;
9 и дабы вы жили много времени на той земле, которую клялся Господь отцам вашим дать, им и семени их, на земле, в которой течёт молоко и мёд.
10 Ибо земля, в которую ты идёшь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твоё, поливал её при помощи ног твоих, как масличный сад;
11 но земля, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою, —
12 земля, о которой Господь, Бог твой, печётся: очи Господа, Бога твоего, непрестанно на ней, от начала года и до конца года.
13 Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей,
14 то дам земле вашей дождь в своё время, ранний и поздний; и ты соберёшь хлеб твой и вино твоё, и елей твой;
15 и дам траву на поле твоём для скота твоего, и будешь есть и насыщаться.
16 Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились и не стали служить иным богам и не поклонились им;
17 и тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесёт произведений своих, и вы скоро погибнете с доброй земли, которую Господь даёт вам.
18 Итак, положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими;
19 и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоём, и когда идёшь дорогою, и когда ложишься, и когда встаёшь;
20 и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих,
21 дабы столько же много было дней ваших и дней детей ваших на той земле, которую Господь клялся дать отцам вашим, сколько дней небо будет над землёю.
22 Ибо если вы будете соблюдать все заповеди сии, которые заповедую вам исполнять, будете любить Господа, Бога вашего, ходить всеми путями Его и прилепляться к Нему,
23 то изгонит Господь все народы сии от лица вашего, и вы овладеете народами, которые больше и сильнее вас;
24 всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше; от пустыни и Ливана, от реки, реки Евфрата, даже до моря западного будут пределы ваши;
25 никто не устоит против вас: Господь, Бог ваш, наведёт страх и трепет пред вами на всякую землю, на которую вы ступите, как Он говорил вам.
26 Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие:
27 благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня,
28 а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдёте вслед богов иных, которых вы не знаете.
29 Когда введёт тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идёшь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал:
30 вот они за Иорданом, по дороге к захождению солнца, в земле Хананеев, живущих на равнине, против Галгала, близ дубравы Море.
31 Ибо вы переходите Иордан, чтобы пойти овладеть землёю, которую Господь, Бог ваш, даёт вам, и овладеете ею и будете жить на ней.
32 Итак, старайтесь соблюдать все постановления и законы Его, которые предлагаю я вам сегодня.

Толкование Далласской семинарии

б. О любви к Господу по причине Его могучих дел (11:1−7)

Втор 11:1. И снова делает Моисей особое ударение на нераздельности любви и послушания (сравните 6:5−6; 7:9; 10:12−13; 11:13, 22; 19:9; 30:6, 8, 16, 20). Послушание еврея Богу было последним и решающим испытанием его любви к Нему (сравните Ин 14:15). На еврейском языке повеление «любить Бога» подразумевает, что человек вступает с Ним в предельно близкие отношения, совершая соответствующий выбор, и в дальнейшем повинуется воле Божией, как открывается она ему.

Втор 11:2−7. Господь руководил всей историей израильского народа. Он и наказывал их ради нравственного воспитания в угодном Ему духе. Преодолеть изменчивость и своеволие человеческого сердца можно было только решительными мерами и неустанным, кропотливым воздействием. Бог и в Египет послал евреев как в некую «школу», чтобы сумели оценить Его величие и силу (крепкую руку и высокую мышцу; сравните 4:34; 5:15; 7:19), и впоследствии на избавление их от фараона ответить Ему благодарностью и повиновением.

Израилю были даны различные знаки и знамения (11:3; 10 казней египетских) — с тем, чтобы он сумел разобраться в значении событий, переживаемых им. Ведь тот же инцидент (у Чермного моря (сравните толкование на Исх 14:2), как и последовавшее за ним поражение египтян (Втор 11:4), могли быть объяснены лишь чудесным Божиим вмешательством, избавлением Им одних и осуждением других. А после Египта Господь отправил своих детей в «школу» пустыни, где они провели сорок лет.

Там они проходили дальнейшую духовную обработку, ибо в условиях полной их зависимости от Него во всем Бог учил их вере. Под неопределенно выраженным указанием на то, что Он делал для вас (стих 5), подразумеваются чудеса, которые Бог совершил для Своего народа в пустыне, — тут и вода из скалы, и манна, и перепела (Исх 16).

Однако воспитательные меры, к которым прибегал Бог, не всегда носили лишь поощрительный характер. В процессе Исхода народ познал Божий милость и силу, а во время пребывания в пустыне — чудную Его заботу. Но вот, когда подняли мятеж Дафан и Авирон (Чис 16), евреи получили урок Божией святости. И если бы не заступничество тогда Моисея, Он покончил бы с ними как с народом (Чис 16:45) — за их ропот и неверие (Чис 16:41).

Моисей призывал народ учиться на собственном прошлом, потому что и самую историю их Бог формирует и направляет в нравоучительных целях. Подчеркивая, что глаза ваши видели, и особо упоминая о том, что дети их, напротив, не видели событий того времени (Втор 11:2), Моисей намекает на ответственность родителей, обязанных жизнью своей подавать детям пример послушания и внушать им истины, которые они, родители, усвоили на опыте, в процессе всего пережитого ими.

в. Призыв повиноваться Божиим повелениям как условие преуспевания и длительного пребывания народа в Обетованной земле (11:8−25)

Втор 11:8−9. Моисей хотел, чтобы народ извлек важный вывод из сделанного им краткого обзора их истории (стихи 1−7). Поскольку прошлое Израиля было для Бога средством нравственного воспитания народа, евреям должно быть ясно, что от того, станут ли они вести себя угодно Богу, или, напротив, неприемлемо для Него, будет зависеть их судьба: милость Божия, или суровые кары Его. Другими словами, процветать в новой земле они смогут лишь в том случае, если станут соблюдать все Божии заповеди. Сила израильтян ставилась в прямую зависимость от их послушания.

Таким образом сверхъестественная способность побеждать врагов, которые сильнее их, и возможность долго жить в той земле (сравните 4:40; 5:16; 6:2; 25:15; 32:47) были в конечном счете вопросом этики, а не военного искусства. (Относительно «земли, в которой течет молоко и мед» — выражения, часто встречающегося во Второзаконии, толкование на Исх 3:8.)

Втор 11:10−15. Противопоставление Обетованной земли Египту могло быть подсказано напоминанием перед этим о Дафане и Авироне (стих 6). Эти люди называли Египет «землей, в которой течет молоко и мед», и жаловались, что Моисей привел их в худшие места, а не в лучшие (Чис 16:12−14). Между тем, Ханаанская земля была гораздо более благоприятной в сельскохозяйственном отношении.

Тогда как в Египте сельское хозяйство держалось на системе ирригации, Божиему народу будет посылаться дождь с небес, потому что Господь круглый год печется о земле, которую дает им. Небесное орошение, в отличие от ирригационного, будет зависеть не от человеческих знаний и умения, а от желания Израиля повиноваться Тому, Кто посылает дождь на землю. «Ранний» и «поздний» дожди — это осенние дожди в сентябре-октябре и весенние дожди в марте-апреле (сравните Иоиль 2:23). Ими начинался и кончался сезон дождей. Без них не поспевал бы урожай и не росли бы деревья и растения, включая хлеб (пшеницу, ячмень), а также лен; не произрастали бы виноград и оливковые деревья (ты соберешь вино твое и елей твой), и трава на поле.

Втор 11:16−21. Через Моисея Бог вновь предостерег Израиля от поклонения иным богам. Это место перекликается со сказанным в стихах 13−15, потому что именно божествами плодородия почитались многие из богов, которым поклонялись в Ханаане; это были боги-покровители хлебного урожая, успешного роста оливковых деревьев, боги, якобы посылавшие дожди и т. п. И если народ израильский не будет предельно осторожен (толкование на 4:9), то его соседи-язычники легко соблазнят его и втянут в поклонение этим божествам.

И произойдет это просто: вместо того, чтобы в вопросах плодородия полагаться на Господа, евреи станут выпрашивать его у упомянутых лжебогов. Поклонение такого рода было несовместимо с нравственностью и этикой, ибо основывалось на откровенно чувственных ритуалах и символах и вело к общей развращенности идолопоклонников; все эти ритуалы и символы настолько, однако, влекли к себе человеческое сердце, что беззаботные и морально нестойкие израильтяне легко могли запутаться в этой смертельно опасной паутине.

Божий гнев может выразиться и в ниспослании голода (Он… заключит небо), т. е. попытки Израиля выпросить дождь у хананейских божеств обернутся тем, что Бог удержит дождь, не даст ему пролиться на землю!.

Однако воля евреев к противостоянию греху идолопоклонства была столь слаба, что укрепить ее могло лишь глубокое осмысление ими слов Моисея об ожидающих их не только Божиих милостях, но и карах Его. Им следовало удержать (положить) эти слова в своих сердцах и душах. (Относительно того, чтобы «навязать» их на руки и написать на лбу, толкование на 6:8).

Только если слова Божии будут господствовать в каждой сфере их жизни, в домах их и семьях, если они прилежно станут учить им своих детей (сравните 6:7), смогут евреи надеяться, что избегут обольщения и обретут длительное благополучие в Обетованной земле, которую Господь дал им, потому что поклялся в том их отцам (толкование на 1:35).

Тот же принцип применим и к сегодняшним христианам. Знание Писаний и послушание сказанному в них удерживает верующих от современных форм идолопоклонства (сравните 2Тим 3:1−9 с 2Тим 3:14−17). Вот почему апостол Павел призывал всех христиан: «Слово Христово да вселяется в вас обильно» (Кол 3:16).

Втор 11:22−25. В этом месте своей речи Моисей обращается к теме успешного завоевания обещанной им земли. Любовь народа к Господу (сравните 6:5), которая являла бы себя в следовании евреев Его конкретным указаниям, была непременным условием этого завоевания.

В награду за послушание Господь, действуя сверхъестественной силой Своей, даровал бы Израилю успех и победу в войне против более могущественных врагов его. Он навел бы на них страх и трепет, и они не смогли бы одолеть Израиля. Слова Раав, обращенные к еврейским «соглядатаям»: «я знаю, что Господь отдал землю сию вам; ибо вы навели на нас ужас» (Нав 2:9) — пример того, как исполнялось Божие обещание (сравните Исх 15:15−16; Втор 2:25; 28:10; Нав 2:11, 24; 5:8).

Если бы Израиль продолжал блюсти верность Богу, его границы расширились бы (Втор 11:24; сравните толкование на 1:7) — во исполнение обетования, данного Аврааму (Быт 15:18). Однако, по причине непослушания народа исполнение обетования относительно всей земли все еще откладывается: оно дело будущего.

г. Благословения и проклятия на горе Гевал и на горе Гаризим (11:26−32)

Втор 11:26−32. Подробности об этом толкование на главы 27−28. В стихах 26−32 главы 11-ой подводится логический итог данному разделу Моисеевой речи. Вновь и вновь подчеркивает он, что в своем развитии история Израиля будет прямо зависеть от того, как в этическом плане станут складываться взаимоотношения евреев с Господом.

Примечания:

 
Синодальный перевод
4 Чермное, не чёрное. Чермное — от церковно-книжного, устарелого — багровое, темнокрасное. Чермное море — современное Красное море.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.