Второзаконие 16 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Наблюдай месяц Авив и совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Авиве вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью.
2 И заколай Пасху Господу, Богу твоему, из мелкого и крупного скота на месте, которое изберёт Господь, чтобы пребывало там имя Его.
3 Не ешь с нею квасного; семь дней ешь с нею опресноки, хлебы бедствия, ибо ты с поспешностью вышел из земли Египетской, дабы ты помнил день исшествия своего из земли Египетской во все дни жизни твоей;
4 не должно находиться у тебя ничто квасное во всём уделе твоём в продолжение семи дней, и из мяса, которое ты принёс в жертву вечером в первый день, ничто не должно оставаться до утра.
5 Не можешь ты заколать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе;
6 но только на том месте, которое изберёт Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его, заколай Пасху вечером при захождении солнца, в то самое время, в которое ты вышел из Египта;
7 и испеки и съешь на том месте, которое изберёт Господь, Бог твой, а на другой день можешь возвратиться и войти в шатры твои.
8 Шесть дней ешь пресные хлебы, а в седьмой день отдание праздника Господу, Богу твоему; не занимайся работою.
9 Семь седмиц отсчитай себе; начинай считать семь седмиц с того времени, как появится серп на жатве;
10 тогда совершай праздник седмиц Господу, Богу твоему, по усердию руки твоей, сколько ты дашь, смотря по тому, чем благословит тебя Господь, Бог твой;
11 и веселись пред Господом, Богом твоим, ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя, на месте, которое изберёт Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его;
12 помни, что ты был рабом в Египте, и соблюдай и исполняй постановления сии.
13 Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберёшь с гумна твоего и из точила твоего;
14 и веселись в праздник твой ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих;
15 семь дней празднуй Господу, Богу твоему, на месте, которое изберёт Господь, Бог твой, ибо благословит тебя Господь, Бог твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих, и ты будешь только веселиться.
16 Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лицо Господа, Бога твоего, на место, которое изберёт Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей; и никто не должен являться пред лицо Господа с пустыми руками,
17 но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе.
18 Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным;
19 не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых;
20 правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землёю, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
21 Не сади себе рощи из каких-либо дерев при жертвеннике Господа, Бога твоего, который ты сделаешь себе,
22 и не ставь себе столба, что ненавидит Господь, Бог твой.

Толкование Далласской семинарии

7. ПРАЗДНИКИ ПАЛОМНИЧЕСТВА (16:1−17)

Речь идет о трех самых значительных ежегодных праздниках, в которых все евреи-мужчины обязаны были участвовать (стих 16). Желательно было и участие членов их семей (сравните стихи 11, 14; толкование на стих 16). В религиозной жизни Израиля эти праздники играли такую важную роль, что и после рассеяния некоторые евреи, жившие далеко от Палестины, все еще — при первой возможности — приезжали туда, чтобы присутствовать на одном или более из них (в Деян 2:8−11 о Празднике Седмиц или Пятидесятницы). Участие в этих праздниках давало израильтянам возможность выражать свою признательность Господу как Освободителю их и Кормильцу. Отправляясь в паломничество к святилищу, они, кроме того, демонстрировали свою веру в Господа, оставляя на Его попечение свои семьи.

Упомянутые праздники поклонения Богу выливались в радостное времяпрепровождение, ибо участники их с благодарностью делились щедротами Его благословений (Втор 16:11, 14−15; сравните 12:7, 12, 18; 14:26).

а. Пасха (16:1−8)

Втор 16:1−2. Наиболее подробные наставления относительно Пасхи даны в Исх 12:1−28, 43−49. Слово «Пасха» (песах) происходит от глагола пасах, означающего «проходить мимо». Этот праздник праздновался в ту ночь, когда Господь «прошел мимо» помазанных кровью дверных косяков в домах израильтян, пощадив жизни их перворожденных; первенцев же из египтян — как сыновей их, так и скот их — Он предал тогда смерти. Жизни перворожденных еврейского народа были защищены жертвенной кровью.

С тех пор Пасха стала для евреев ритуалом, который они совершали в память об освобождении их Богом из Египта (Исх 12:26−27), ритуалом, которому сопутствовал назидательный рассказ представителям младшего поколения о том, что сделал для евреев Господь.

Праздновали Пасху на 14-ый день месяца Авива (март-апрель). Первоначально пасхальную жертву избирали из мелкого… скота; ею должно было быть однолетнее животное из овец или коз (Исх 12:5). Слова и крупного скота означали, что Моисей расширил рамки выбора. Но, возможно, дело здесь в том, что жертвы из крупного скота следовало предлагать в семидневный Праздник опресноков (Втор 16:3), сразу же после Пасхи. Так или иначе, ягнята стали традиционными жертвенными пасхальными животными. На алтарь их приносили «в сумерки» (толкование на Исх 12:6).

Язычники не могли участвовать в пасхальных празднествах, если только не становились прозелитами (Исх 2:43−49).

Ежегодно Пасха отмечалась и месяц спустя — для тех, кто не мог принять в ней участие в месяце Авиве — по причине своей церемониальной нечистоты или пребывания в пути (Чис 9:6−12).

Втор 16:3−4. Итак за Пасхой сразу же следовал семидневный Праздник опресноков, так что два этих праздника в сущности составляли один (сравните Лк 2:41; 22:7; Деян 12:3−4; толкование на Лк 22:7−38; Ин 19:14).

Употребление в пищу только пресного хлеба напоминало о поспешности, с какой евреи вынуждены были уйти из Египта (Исх 12:33−34). Это помогало им не забывать об их внезапном и стремительном исходе из «дома рабства». Как хлебы бедствия, опресноки символизировали, кроме того, неволю, в которой жили евреи в Египте.

Мясо животного, принесенного на алтарь вечером первого праздничного дня (т. е. мясо пасхального ягненка), нельзя было оставлять до следующего утра. Несъеденное следовало сжигать (Исх 12:10), возможно, потому, что жертва была святыней.

Втор 16:5−8. Первая Пасха праздновалась израильтянами по домам. Но позднее, после возведения главного святилища (места, где пребывало… имя Господне; сравните 12:5, 11; 14:23; 16:2, 11; 26:1, 15), Пасху можно было праздновать только там. Этим, возможно, символизировалось рождение при исходе — Израиля, как народа, предназначенного стать семьей, чьей главой является Бог.

Хотя под словом «вечером» могло подразумеваться время от 3-х до 5 часов пополудни (толкование на Исх 12:6), этот промежуток времени можно было называть так, потому что солнце уже приближалось к захождению (вечером, при захождении солнца).

Испекши и съев пасхального ягненка, люди должны были возвратиться в свои шатры, временные жилища тех, кто приходили к главному святилищу, чтобы принять участие в празднике. В Новом Завете с пасхальным Агнцем был отождествлен Иисус Христос (1Кор 5:7; сравните также Ин 19:36 с Исх 12:46). Как бы «принимая» кровь Христа на себя, в знак доверия Тому, Кто умер вместо нас, за наш грех, христиане получают освобождение от вечной погибели.

б. Праздник седмиц (16:9−12)

Втор 16:9. Свое название этот праздник получил в свете Моисеева повеления отсчитать семь седмиц со времени начала жатвы в марте-апреле. Праздновали его, следовательно, в конце мая — начале июня. Он был известен также как «Праздник жатвы» (Исх 23:16) и как «день первых плодов» (Чис 28:26). Позднее ему было дано название «Пятидесятницы» (семь недель плюс один день составляли пятьдесят дней; (Лев 23:16); термин появился в переводе Септуагинты.

Втор 16:10−12. Щедрое обеспечение Богом Своего народа — вот что было темой и поводом праздника седмиц. Отсюда добровольное приношение каждого должно было согласовываться с тем, насколько благословит того или иного человека Господь (сравните стих 17; 15:14). Именно такой принцип даяний, а не систему десятины имел, возможно, в виду Павел, когда наставлял коринфских христиан давать «сколько позволит (каждому) состояние» (1Кор 16:2).

Праздник седмиц должен был быть временем веселья и щедрости друг по отношению к другу. Как Господь был великодушен к израильтянам, так и они должны были быть великодушны к другим, в особенности, к менее обеспеченным членам своего сообщества (сравните Втор 14:21; 16:14; 24:19−21).

Характерно, что Святой Дух был дан новозаветным святым на праздник Пятидесятницы (Деян 2). Это символизировало конец периода ветхозаветного Богопоклонения и начало новозаветного поклонения Ему (толкование на Деян 2:4). Затем это указывало на то, что величайшая Божия забота о повседневной жизни христианина проявляется в даянии ему Святого Духа. (Относительно предупреждения соблюдать и исполнять постановления сии толкование на Втор 31:12.)

е. Праздник кущей (16:13−17)

Втор 16:13. Праздник кущей называется так потому, что, собрав осенний урожай (Лев 23:39), израильтяне должны были неделю жить в «кущах» или шалашах (Лев 23:42), которые сооружались из ветвей и листвы (Лев 23:40). Его называли также «Праздником собирания плодов» (Исх 23:16; 34:22). Праздновать его начинали на 15-ый день седьмого месяца (Лев 23:34, 39), т. е. месяца Тишри (сентябрь-октябрь). То обстоятельство, что он назван «Господним праздником» (Лев 23:39), а также просто «праздником» (Иез 45:25), возможно, указывает, что это осеннее торжество стало самым значительным из трех ежегодных еврейских праздников, на которые стекались паломники.

Втор 16:14−15. Общее веселье (стих 15) должно было быть главной особенностью этого праздника, как, впрочем, и праздника седмиц (стихи 10−11). Народ должен был радоваться потому, что Бог благословлял его, но также и потому (как указывается в Лев 23:42−43), что в свое время он был освобожден из Египта. Неделя, которую евреи проводили в шалашах, напоминала им об их пребывании в пустыне — после того, как они вышли из «дома рабства». Таким образом осеннее торжество было посвящено образованию народа по Божией милости и Его непрекращающейся поддержке этого народа — неизменной с тех пор и до момента каждого праздника Кущей.

Втор 16:16−17. В заключение Моисей напомнил мужам Израиля об их обязанности три раза в году… являться пред Господа. Это не означало, конечно, что членам их семей не надо было принимать участия в праздниках. Идеальной мыслилась такая ситуация, когда бы все они, вместе со слугами, левитами, «пришельцами», сиротами и вдовами, — участвовали в торжествах (сравните стих 11, 14). При этом каждый мужчина должен был приносить Богу какой-то дар, потому что лейтмотивом трех упомянутых праздников было выражение радостной благодарности Ему за Его обильные духовные и материальные благословения, излитые на Израиля в прошлом и изливаемые на него в настоящем.

8. ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ТЕОКРАТИЧЕСКОГО ПРАВЛЕНИЯ (16:18 — 18:22)

Предыдущие разделы (12:1 — 16:17) в основном касались законов, которыми руководствовался народ, поклоняясь Господу. Темой же данного раздела (16:18 — 18:22) является ответственность официальных лиц за соблюдение обрядов Богопочитания — в условиях жизни народа в Обетованной земле — незапятнанными, а также за праведность и беспристрастность совершаемых ими судов.

а. Судьи и «надзиратели» (16:18 — 17:13)

Втор 16:18−20. В этом пункте своей проповеди Моисей не уточнил, как именно должны были назначаться судьи и надзиратели. В пустыне поначалу Моисей сам был единственным судьей народа. Но когда груз его судейской ответственности стал для него чрезмерным, он назначил «руководителей» (вождей, начальников) племен в лице их военачальников, «надзирателей» и судей (1:15−18; сравните Исх 18). Вероятно, эти люди стали старейшинами в каждом из колен. И, надо думать, судьи для каждого города брались впоследствии из соответствующего городского совета старейшин (который действовал в качестве юридического органа; сравните Втор 19:12).

«Надзиратели» были, вероятно, помощниками судей. Всем этим начальникам следовало судить народ судом праведным (сравните 1:17; Притч 18:5; 24:23). Выносимые ими приговоры должны были отвечать принципам праведности, установленным в слове Божием (которое в то время соответствовало пяти книгам Моисея). Начальникам нельзя было извращать закона. Это означало, что Бог дал евреям некий небесный образец, с которым им следовало сверяться в своем поведении по отношению друг к другу. А если их действия не согласовывались с упомянутым образцом, то вели к «извращению закона» и, значит, подлежали либо исправлению, либо осуждению.

Судьи предостерегались от всякого — «лицеприятия» (не смотри на лица). В идеале они должны были так подходить к каждому человеку, как будто никогда прежде не знали его или ее. Брать взятки значило становиться на неправедный путь (ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых (в англ. переводе Библии — «и содействуют извращению слов тех, кто правы»), то есть лишают судей способности действовать в процессе разбирательства справедливо по отношению к каждой из сторон).

Требования к судьям и к другим официальным лицам Моисей резюмировал в эмоционально подчеркнутом повелении: Правды, правды ищи. Но именно оно подразумевало, что праведный суд будет для людей — по причине их слабостей — некоей ускользающей целью. Тем более было абсолютно необходимо точно следовать эталону, сформулированному в законе. И жизнь и преуспевание евреев зависели от того, удастся ли им учредить праведный суд в Обетованной земле.

Втор 16:21 — 17:1. Одной из важнейших обязанностей судей было не допускать осквернения Богопочитания. Все, что вело бы к синкретизму (т. е. к совмещению почитания Господа с языческими обрядами поклонения) было под запретом. Так, запрету подлежало насаждение «рощ» из дерев, точнее, столбов или древесных стволов с символическим изображением Астарты — богини плодородия и супруги Ваала, а также установления каменных столбов — мужских символов плодородия (сравните 7:5; 12:3; Исх 34:13).

Приносить в жертву Господу животное с каким-либо пороком (Втор 17:1; сравните 15:21) значило вносить в святилище нечто неприемлемое для Бога. Подобная жертва была бы мерзостью в глазах Господа. Предлагать Ему то, что не было лучшим, значило «бесславить» имя Его (Мал 1:6−8). Принося Господу несовершенную жертву, человек в сущности свидетельствовал о своей неспособности признать в Боге совершенного Творца мира и всего сущего в нем. А также о своей неспособности понять, как велико «расстояние», отделяющее совершенного святого Бога от грешных людей.

Обычно священники несли ответственность за неосквернение святилища (к примеру, за недопущение в него каких бы то ни было «символов плодородия» или несовершенных жертв), но высшая ответственность за это лежала все-таки на судьях. Если священники оказывались неспособны достойно исполнять свою миссию, необходимо было вмешательство судей.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.