Второзаконие 32 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих.
2 Польётся, как дождь, учение моё, как роса, речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву.
3 Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему.
4 Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды в Нём; Он праведен и истинен;
5 но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращённый.
6 Сие ли воздаёте вы Господу, народ глупый и несмысленный? не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?
7 Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе.
8 Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых;
9 ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его.
10 Он нашёл его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего;
11 как орёл вызывает гнездо своё, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берёт их и носит их на перьях своих,
12 так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога.
13 Он вознёс его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его мёдом из камня и елеем из твёрдой скалы,
14 маслом коровьим и молоком овечьим, и туком агнцев и овнов Васанских и козлов, и тучною пшеницею, и ты пил вино, кровь виноградных ягод.
15 И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего.
16 Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями разгневали Его:
17 приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши.
18 А Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя.
19 Господь увидел, и в негодовании пренебрёг сынов Своих и дочерей Своих,
20 и сказал: сокрою лицо Моё от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращённый; дети, в которых нет верности;
21 они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их;
22 ибо огонь возгорелся во гневе Моём, жжёт до ада преисподнего, и поядает землю и произведения её, и попаляет основания гор;
23 соберу на них бедствия и истощу на них стрелы Мои:
24 будут истощены голодом, истреблены горячкою и лютою заразою; и пошлю на них зубы зверей и яд ползающих по земле;
25 извне будет губить их меч, а в домах ужас — и юношу, и девицу, и грудного младенца, и покрытого сединою старца.
26 Я сказал бы: «рассею их и изглажу из среды людей память о них»;
27 но отложил это ради озлобления врагов, чтобы враги его не возомнили и не сказали: «наша рука высока, и не Господь сделал всё сие».
28 Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла.
29 О, если бы они рассудили, подумали о сём, уразумели, что с ними будет!
30 Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их!
31 Ибо заступник их не таков, как наш Заступник; сами враги наши судьи в том.
32 Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие;
33 вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов.
34 Не сокрыто ли это у Меня? не запечатано ли в хранилищах Моих?
35 У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них.
36 Но Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится, когда Он увидит, что рука их ослабела, и не стало ни заключённых, ни оставшихся вне.
37 Тогда скажет Господь: где боги их, твердыня, на которую они надеялись,
38 которые ели тук жертв их и пили вино возлияний их? пусть они восстанут и помогут вам, пусть будут для вас покровом!
39 Видите ныне, что это Я, Я — и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей.
40 Я подъемлю к небесам руку Мою и говорю: живу Я вовек!
41 Когда изострю сверкающий меч Мой, и рука Моя приимет суд, то отмщу врагам Моим и ненавидящим Меня воздам;
42 упою стрелы Мои кровью, и меч Мой насытится плотью, кровью убитых и пленных, головами начальников врага.
43 Веселитесь, язычники, с народом Его! ибо Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, и очистит землю Свою и народ Свой!
44 И пришёл Моисей к народу и изрёк все слова песни сей вслух народа, он и Иисус, сын Навин.
45 Когда Моисей изрёк все слова сии всему Израилю,
46 тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего;
47 ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша, и через это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идёте через Иордан, чтоб овладеть ею.
48 И говорил Господь Моисею в тот же самый день и сказал:
49 взойди на сию гору Аварим, на гору Нево, которая в земле Моавитской, против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую я даю во владение сынам Израилевым;
50 и умри на горе, на которую ты взойдёшь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор, и приложился к народу своему,
51 за то, что вы согрешили против Меня среди сынов Израилевых при водах Меривы в Кадесе, в пустыне Син, за то, что не явили святости Моей среди сынов Израилевых;
52 пред собою ты увидишь землю, а не войдёшь туда, в землю, которую Я даю сынам Израилевым.

Толкование Далласской семинарии

1. ПОЭТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ К ПЕСНЕ (32:1−3)

Втор 32:1−3. Обращение к небу и земле подразумевало, что эта песнь имела значение для всего творения. Всякий, кто последовал бы учению Моисея, выраженному в ней, и всему, что сказано во Второзаконии, стал бы благоденствовать и достиг бы расцвета, подобно зелени и траве под освежающим действием дождя и росы.

Учение это — в прославлении имени Господа, т. е. безгрешной природы Его и чудных Его дел. Всякий израильтянин, который станет серьезно размышлять над этим и уповать на Него, будет благословляем Им в повседневной жизни.

2. ВЕРНЫЙ БОГ И РАЗВРАТИВШИЙСЯ НАРОД (32:4−9)

Втор 32:4. Описание Бога в этом стихе резко контрастирует с последующим описанием народа (стихи 5−9). Он твердыня, «крепость, скала» (сравните 15; 2Цар 22:2−3; Пс 17:2; Авв 1:12), т. е. постоянен и неизменен. Так что стабильная жизнь — удел того, кто «опирается» на Него. Дела Его… совершенны (сравните 2Цар 22:31), и все Его действия по отношению к людям справедливы.

В отличие от древних ближневосточных божеств, которых и сами служители их зачастую считали аморальными и капризными, Господь праведен и истинен… и нет неправды в Нем.

Втор 32:5−9. Но народ Божий настолько развратился, что утратил сходство со своим небесным Отцом. Он действовал неправедно и вел себя аморально.

«Глуп и несмысленен» этот народ, пренебрегающий милостью Бога, создавшего его, и забывающий о мощи Его и силе. Если Израиль, действительно, сомневался в том, что Господь — его Создатель, все, что требовалось ему, — это оглянуться назад, вспомнить свою историю (Вспомни дни древние, стих 7). Призыв помнить насчитывается во Второзаконии шестнадцать раз, начиная с 4:10 и по 32:7. Старцы их могли бы напомнить им, что именно Бог установил пределы расселения израильтян (как бы подчинив этому пределы и месторасположение других народов), и что Израиля Всевышний удостоил великой чести, сделав его Своим народом и Своим наследственным уделом.

3. СВОИМ ВОЗНИКНОВЕНИЕМ ИЗРАИЛЬ ОБЯЗАН ГОСПОДУ (32:10−14)

Втор 32:10−14. Под пустыней, о которой тут речь, могла подразумеваться не только та пустыня, где евреи скитались сорок лет, но и Египет, «страна их печали», где угнетавший их фараон задумал пресечь и самый род их, приказав убивать у евреев новорожденных мальчиков. Но Бог ограждал его и смотрел за ним. Бог оберегал Израиль, как зеницу ока Своего (сравните Пс 16:8; Притч 7:2; Зах 2:8).

Образ орла, употребленный здесь, говорит о Божией любви как о нежной и мудрой отеческой любви. Подобно орлу, который всегда настороже, чтобы в случае необходимости «принять птенцов своих на крылья свои», действовал и Господь по отношению к Израилю в страданиях его и испытаниях.

Последние два стиха звучат как пророчество о пребывании Израиля в Обетованной земле, где Бог станет питать его маслом., молоком… и туком… овнов Васанских (Васан — плодородная земля, лежавшая на восток от Киннеретского моря, позднее названного морем Галилейским), пшеницею и вином.

Под медом из камня, видимо, понимался мед, который пчелы в местах, лишенных леса, откладывают в расщелинах скал. А под елеем из твердой скалы — оливковое масло, получаемое из маслин растущих в горах.

4. В ПРОЦВЕТАНИИ ИЗРАИЛЯ — ПРИЧИНА ЕГО ОТСТУПНИЧЕСТВА (32:15−18)

Втор 32:15. Многие христиане на опыте знают, что преуспевание — это порой испытание более трудное, чем несчастья разного рода. Ибо они напоминают верующему, как остро нуждается он в Божией помощи, но «при полном благополучии» ему легко забыть Бога. Так, утучнев… отолстев и разжирев, т. е. достигнув высокого благосостояния, Израиль оставил Господа (презрел твердыню спасения своего; сравните толкование на 32:4).

Втор 32:16−18. Народ стал поклоняться идолам, а в сущности бесам (сравните Пс 105:37), забыв Заступника родившего его (стих 18). В сильном демоническом влиянии и в самом деле видится причина того, что в древности народы Ближнего Востока, в том числе и Израиль, пребывали в столь крепких тисках идолопоклонства. Возможно, именно об этих стихах Ветхого Завета думал апостол Павел, когда писал: «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» (1Кор 10:20).

5. ГОСПОДЬ ПОКАРАЕТ ИЗРАИЛЬ (32:19−27)

Втор 32:19−22. Отступничество Израиля (стихи 15−18) пробудит в Иегове великий гнев (стихи 19−22), который Он изольет на евреев, сынов Своих и дочерей Своих (стих 19), которые поклонились суетным идолам и воздали им честь, тогда как ни один из них «богом» не является (раздражили Меня не богом; стих 21; сравните стих 16).

В Своем праведном гневе Бог лишит их Своего благодатного присутствия (сокрою лице Мое от них, стих 20) и покарает Израиль, дав одерживать над ним победы темным силам языческих племен, лишенных истинного богопознания (Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их).

Втор 32:23−27. В стихах 19−22 лишь в общих чертах рисуется грядущий «суд» Его; в стихах 23−27 читаем об этом подробно. Голод, эпидемии, гибель от зубов диких зверей и от ядовитых пресмыкающихся (стих 24) придут на Израиль; разразятся жестокие войны (стих 25), в ходе которых люди от мала до велика будут погибать от меча (сравните Иез 5:17; 14:21). Относительно того, чтобы «рассеять» заслуживший это Израиль и изгладить самую память о нем, Господь говорит, что отложит это, чтобы враги Его народа не усомнились в том, что Господь сделал все сие и не приписали себе заслугу наказания Израиля (стих 27).

6. ОТСУТСТВИЕ ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТИ У ИЗРАИЛЯ (32:28−33)

Втор 32:28−33. «Все сие» постигнет израильтян за то, что они окажутся неспособны предусмотреть катастрофические последствия своего мятежного поведения (стих 29), хотя сверхъестественный характер Божиих кар будет очевиден (стих 30). Не может один человек нанести поражение тысяче воинов или двое — десяти тысячам (тьме); речь идет о каких-то сокрушительных поражениях израильтян от руки их немногочисленных врагов в будущем, когда Господь, Заступник израильтян, не предаст их в руки неприятелей.

Победу тех («суд») да не приписывают какому-то божеству врагов Израиля (стих 31), ибо заступник их — не таков как наш Заступник. Но язычники явятся орудием Божией казни. Столь порочны и злы будут каратели Израиля (включая ассирийцев и вавилонян), что прообраз их видится Моисею в Содоме и Гоморре, и «плоды», приносимые ими (ягоды их) он называет ядовитыми и горькими (стихи 32−33).

7. СОСТРАДАНИЕ БОГА И ЕГО ОТМЩЕНИЕ ВРАГАМ ИЗРАИЛЯ (32:34−43)

Втор 32:34−35. Хотя Господь и позволит Своим врагам покарать Израиль, Он не снимет с них ответственности за совершенное ими зло и воздаст им за него (сравните стих 41, 43). Пути Господни и сила Его — превыше их понимания, и уготованное им как бы запечатано… в хранилищах Его.

Втор 32:36−38. Подвергая «судам» народ Свой, Господь проявит и сострадание к нему, когда увидит, что рука их ослабела (в значении «ослабела их гордыня, их упование на собственные силы и на ложную твердыню» — на чужих богов). Окончание стих 36 звучит как образное свидетельство о массовом истреблении народа, так сказать, «от мала до велика».

Втор 32:39−43. Израиля Бог судил не с целью уничтожить его, но желая привести его к осознанию того факта, что нет Бога, кроме Господа, и что только Он властен над смертью и жизнью (стих 39).

Поднимать руку было принято, давая клятву, и Бог прибегает к этому жесту (сравните Быт 14:22; Исх 6:8; Неем 9:15; Пс 105:26; Иез 20:5).

Когда же Израиль осознает то, что должен осознать, Бог отомстит врагам Своим (Втор 32:41, 43; сравните стих 35). В сущности речь в этих стихах идет о «мщении» Господа всем ненавидящим Его, т. е. упорно Ему сопротивляющимся, — как в среде Израиля, так и в стане противников его, карающих Израиля по воле Божией. Но конечной целью этих «кар» является очищение (и освобождение) Его народа.

Радоваться «очищению» Богом земли от ненавидящих Его призываются в песне Моисея не только иудеи, но и другие народы (в русск. Библии — язычники).

В. Приготовление Моисея к смерти (32:44−52)

1. ПОСЛЕДНИЙ НАКАЗ МОИСЕЯ НАРОДУ (32:44−47)

Втор 32:44−47. Произнося все слова песни этой (стихи 1−43), Моисей наказал народу серьезно поразмыслить над ними (положить их на сердце). Если они станут размышлять над неотвратимостью и суровостью наказания, грядущего на них за отступничество, то и песнь Моисея будет напоминать им об этом, удерживая от мятежного неповиновения Господу. Страх ради спасения, которым дышала песнь, они постараются внушать и детям своим, завещая им исполнять все слова закона сего.

В заключение Моисей вновь напомнил израильтянам, что самое существование их, процветание и долгое пребывание в земле (сравните 5:16; 6:2; 11:9; 25:15) зависят от исполнения ими Божиих заповедей.

2. ПОВЕЛЕНИЕ БОГА МОИСЕЮ ПОДНЯТЬСЯ НА ГОРУ НЕВО (32:48−52)

Втор 32:48−52. Горой Нево называлась одна из самых высоких вершин в системе Аваримского хребта (на территории Моава); она поднималась над северной оконечностью Мертвого моря. Здесь-то, за пределами Обетованной земли, и должен был умереть Моисей, хотя Бог милостиво позволил ему увидеть землю издали (стих 52) прежде, чем он умрет. Причина наказания Моисея известна из Чис 20:1−13. Бог приказал ему во время пребывания иудеев в пустыне обратиться к скале со словами, чтобы дала воду для народа, роптавшего против него и Аарона.

Но Моисей, ослушавшись Господа, дважды ударил по скале, вместо того, чтобы «говорить» к ней (Чис 20:11); из-за этого у свидетелей происшедшего могло возникнуть предположение, что это Моисей добыл для народа воду, а не Господь дал ее. Очевидно, и самому Моисею показалось тогда недостаточным «говорить» к скале, и он предпочел ударить по ней. За этот акт неверия и за то, что не воздал Богу должной славы (не явили — (он и Аарон) — святости Его) перед народом, и потерял Моисей свое право ввести народ в Обетованную землю.

Примечания:

 
Синодальный перевод
10 зеница — зрачок глаза.
33 аспид — ядовитая змея.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.