Второзаконие 34 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И взошёл Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана,
2 и всю землю Неффалимову, и всю землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря,
3 и полуденную страну, и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора.
4 И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам её»; Я дал тебе увидеть её глазами твоими, но в неё ты не войдёшь.
5 И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню;
6 и погребён на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня.
7 Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нём не истощилась.
8 И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских тридцать дней. И прошли дни плача и сетования о Моисее.
9 И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею.
10 И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу,
11 по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землёю его,
12 и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля.

Толкование Далласской семинарии

Д. Смерть Моисея (глава 34)

1. МОИСЕЙ ОБОЗРЕВАЕТ ОБЕТОВАННУЮ ЗЕМЛЮ

Втор 34:1−4. Моисей взошел на гору Нево, как повелел ему Господь (3:27; 32:48−50). Под вершиной Фасги, вероятно, подразумевается хребет, простирающийся от горы Нево. Места, которые увидел Моисей, начинаются на севере и следуют на юг против часовой стрелки. Хотя в обычных условиях человеку невозможно увидеть западное (Средиземное) море с горы Нево, Моисею наверное была дана от Господа сверхъестественная способность увидеть его, как и всю землю.

Упомянув о клятве, данной Им патриархам, Бог повторил Моисею, что, хотя ему и не позволено будет ввести народ в Обетованную землю, Свое обещание дать эту землю Израилю (Втор 1:8; 6:10; 9:5, 27; 29:13; 30:20) Он сдержит.

2. СМЕРТЬ МОИСЕЯ И ПЕРЕХОД ВЛАСТИ К ИИСУСУ НАВИНУ (34:5−9)

Втор 34:5−8. Хотя Моисей был наказан (лишен права войти в землю Ханаанскую) за недостаточность веры (Чис 20:1−13), происшедшее в пустыне Син было лишь проявлением слабости с его стороны, и умер он, исполненный веры, и был почтен как раб Господень. Полагают, что он был удостоен и совершенно особой чести, выразившейся в том, что Сам Господь похоронил его. Дело в том, что И погребен (в русской Библии) в некоторых других переводах звучит как «Он предал его погребению».

Но и при отсутствии полной уверенности в правильности такого перевода, в пользу того, что Моисея не люди похоронили, а Бог, возможно, поручив это своим Ангелам, говорит стих 66: и никто не знает места погребения его даже до сего дня. Такой вывод, видимо, находит подтверждение и в стихе 9 Послания Иуды.

Место погребения Моисея, хотя и неизвестно, находилось где-то в земле Моавитской… против Веффегора, — в той самой долине, где стояли лагерем израильтяне, слушая наставления Моисея и принимая его благословения, которые записаны во Второзаконии 5−33 (сравните 3:29; 4:46).

Моисей был личностью столь необычайной, что и последние минуты его на земле Бог дал ему провести в близком общении с Собою, после чего люди не были допущены к погребению его.

Относительно замечания о здоровьи Моисея толкование на 31:2. Смерть своего вождя (которая наступила, когда ему было 120 лет), сыны Израилевы… оплакивали… тридцать дней; обычно время плача по усопшему длилось 7 дней (Быт 50:10).

Спустя века Моисей явился на землю вместе с Илией, и оба были свидетелями преображения Христова (Мф 17:1−3).

Втор 34:9. Иисус… Навин исполнился духа премудрости (возможно, речь идет о Святом Духе (сравните Ис 11:2), но, может быть, о том, что, получив через Моисея особое Божие благословение, Навин преисполнился особой мудрости, обрел способности, значительно превышавшие обычные человеческие.

3. ЭПИТАФИЯ МОИСЕЯ (34:10−12)

Втор 34:10−12. Моисей был пророком совершенно уникальным — по степени своей близости с Господом (ибо Господь знал его лицем к лицу, т. е. как близкого друга; сравните Исх 33:11; Чис 12:8) и в силу тех знамений и чудес, которые Господь дал ему явить и тех великих дел, которые Он дал ему совершить (Втор 34:11−12).

С Моисея и им начата новая эра в истории Божиего народа, точнее, сама эта история его как народа. Это эра Закона. Со времени кончины Моисея израильтяне ожидали, чтобы Бог дал им другого Пророка, как он (18:15). «Другой Моисей» был дан Израилю в тот день, когда Господь Иисус Христос пришел на землю, превзойдя в славе Своей Моисея (Евр 3:1−6).

Он раскрыл перед Божиим народом врата в следующую эру — эру Его благодати. С тех пор прошли века упорного неповиновения со стороны израильтян, которые отвергли и в массе своей продолжают отвергать милостивый Божий призыв. Однако живет песнь Моисея, которая все еще обращена в тот день, когда Израиль откликнется на него и возвратится к своему Господу.

Примечания:

 
Синодальный перевод
8 сетовать — роптать, жаловаться.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.