Второзаконие 4 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я научаю вас исполнять, дабы вы были живы, и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, даёт вам;
2 не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую.
3 Глаза ваши видели, что сделал Господь с Ваал-Фегором: всякого человека, последовавшего Ваал-Фегору, истребил Господь, Бог твой, из среды тебя;
4 а вы, прилепившиеся к Господу, Богу вашему, живы все доныне.
5 Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею;
6 итак, храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: «только этот великий народ есть народ мудрый и разумный».
7 Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовём Его?
8 и есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?
9 Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих, —
10 о том дне, когда ты стоял пред Господом, Богом твоим, при Хориве, и когда сказал Господь мне: собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле и научат сыновей своих.
11 Вы приблизились и стали под горою, а гора горела огнём до самых небес, и была тьма, облако и мрак.
12 И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас;
13 и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях;
14 и повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы входите, чтоб овладеть ею.
15 Твёрдо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня,
16 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину,
17 изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами,
18 изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли;
19 и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну, и звёзды, и всё воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом.
20 А вас взял Господь и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела, как это ныне видно.
21 И Господь прогневался на меня за вас, и клялся, что я не перейду за Иордан и не войду в ту добрую землю, которую Господь, Бог твой, даёт тебе в удел;
22 я умру в сей земле, не перейдя за Иордан, а вы перейдёте и овладеете тою доброю землёю.
23 Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо, как повелел тебе Господь, Бог твой;
24 ибо Господь, Бог твой, есть огонь поядающий, Бог ревнитель.
25 Если же родятся у тебя сыны и сыны у сынов твоих, и, долго жив на земле, вы развратитесь и сделаете изваяние, изображающее что-либо, и сделаете зло сие пред очами Господа, Бога вашего, и раздражите Его,
26 то свидетельствуюсь вам сегодня небом и землёю, что скоро потеряете землю, для наследования которой вы переходите за Иордан; не пробудете много времени на ней, но погибнете;
27 и рассеет вас Господь по всем народам, и останетесь в малом числе между народами, к которым отведёт вас Господь;
28 и будете там служить богам, сделанным руками человеческими из дерева и камня, которые не видят и не слышат, и не едят, и не обоняют.
29 Но когда ты взыщешь там Господа, Бога твоего, то найдёшь Его, если будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душою твоею.
30 Когда ты будешь в скорби, и когда всё это постигнет тебя в последствие времени, то обратишься к Господу, Богу твоему, и послушаешь гласа Его.
31 Господь, Бог твой, есть Бог милосердый; Он не оставит тебя и не погубит тебя, и не забудет завета с отцами твоими, который Он клятвою утвердил им.
32 Ибо спроси у времён прежних, бывших прежде тебя, с того дня, в который сотворил Бог человека на земле, и от края неба до края неба: бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему?
33 Слышал ли какой народ глас Бога, говорящего из среды огня, и остался жив, как слышал ты?
34 Или покушался ли какой бог пойти, взять себе народ из среды другого народа казнями, знамениями и чудесами, и войною, и рукою крепкою, и мышцею высокою, и великими ужасами, как сделал для вас Господь, Бог ваш, в Египте пред глазами твоими?
35 Тебе дано видеть это, чтобы ты знал, что только Господь есть Бог, и нет ещё кроме Его;
36 с неба дал Он слышать тебе глас Свой, дабы научить тебя, и на земле показал тебе великий огонь Свой, и ты слышал слова Его из среды огня;
37 и так как Он возлюбил отцов твоих и избрал вас, потомство их после них, то и вывел тебя Сам великою силою Своею из Египта,
38 чтобы прогнать от лица твоего народы, которые больше и сильнее тебя, и ввести тебя и дать тебе землю их в удел, как это ныне видно.
39 Итак, знай ныне и положи на сердце твоё, что Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет ещё кроме Его;
40 и храни постановления Его и заповеди Его, которые я заповедую тебе ныне, чтобы хорошо было тебе и сынам твоим после тебя, и чтобы ты много времени пробыл на той земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе навсегда.
41 Тогда отделил Моисей три города по эту сторону Иордана на восток солнца,
42 чтоб убегал туда убийца, который убьёт ближнего своего без намерения, не быв врагом ему ни вчера, ни третьего дня, и чтоб, убежав в один из этих городов, остался жив:
43 Бецер в пустыне, на равнине в колене Рувимовом, и Рамоф в Галааде в колене Гадовом, и Голан в Васане в колене Манассиином.
44 Вот закон, который предложил Моисей сынам Израилевым;
45 вот повеления, постановления и уставы, которые изрёк Моисей сынам Израилевым по исшествии их из Египта,
46 за Иорданом, на долине против Беф-Фегора, в земле Сигона, царя Аморрейского, жившего в Есевоне, которого поразил Моисей с сынами Израилевыми, по исшествии их из Египта.
47 И овладели они землёю его и землёю Ога, царя Васанского, двух царей Аморрейских, которая за Иорданом к востоку солнца,
48 начиная от Ароера, который лежит на берегу потока Арнона, до горы Сиона, она же Ермон,
49 и всею равниною по эту сторону Иордана к востоку, до самого моря равнины при подошве Фасги.

Толкование Далласской семинарии

Б. Призыв подчиняться Закону и не служить идолам (4:1−43)

I. ЦЕЛЬ ЗАКОНА (4:1−8)

Втор 4:1−2. Словами Итак… слушай вводятся те практические заключения, которые следовали из пережитого Израилем в пустыне. Поскольку недавний исторический опыт народа свидетельствовал ему о верности Господа, о Его милосердии, но и о судах Его, народ становился ответственным за свое безоговорочное повиновение Его постановлениям и законам. Под «постановлениями», возможно, понимались те правила поведения, которые были освящены Законом и не подлежали изменениям; а под «законами» — разного рода правовые положения и решения, выносившиеся судьями.

Очень важно, что Моисей учил Израиль этому Закону — ведь побудительная причина к исполнению его: дабы вы были живы и… наследовали ту землю — показывает, что истинно радоваться жизни возможно лишь на основе подчинения Божиему закону. Израиль ничего не должен был прибавлять к нему и, таким образом, подрывать его силу, как это делали впоследствии фарисеи. Но и убавлять от сказанного Моисеем — чтобы потакать своеволию и слабости человеческой природы — они не должны были.

Втор 4:3−4. Моисей напомнил израильтянам о случившемся в Ваал-Фегоре, в Моаве, чтобы на примере их собственной истории показать им, насколько и самая жизнь их зависит от повиновения Божиему закону. В Ваал-Фегоре все те израильтяне, которые пошли по пути духовного прелюбодеяния, вступив в блуд физический с моавитскими женщинами, обрекали себя на смерть — от меча или болезней (лишь от «поражения», т. е. какого-то массового заболевания, погибло двадцать четыре тысячи человек). Но все те, которые «прилепились» к Господу, остались в живых. Об этом инциденте упоминается также в Чис 25:1−9; в Пс 105:28−29 и у пророка Осии 9−10.

Втор 4:5−8. Первой целью Закона было дать израильтянам полноценную жизнь — в случае их послушания Богу (стихи 1−4). В стихах 5−8 сформулирована вторая цель Закона: сделать Израиль в нравственном и духовном отношениях единственным в своем роде среди других народов и через него привести и эти другие народы к Господу.

В отличие от всех них, Израилю дано было выделяться не особыми природными ресурсами или огромными богатствами, либо военным могуществом, а своим нравственным превосходством и близкими отношениями с Богом — в случае, если бы он исполнял собственную конституцию, построенную на принципах нравственности. И если бы Израиль повиновался Закону, то всем прочим народам осталось бы лишь завидовать ему. В их глазах он был бы а) народом мудрым и разумным, б) народом близким Богу и в) народом, который держится справедливых постановлений и законов.

2. СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ПЕРЕЖИТОГО ЕВРЕЯМИ ПРИ ХОРИВЕ (4:9−14)

Втор 4:9. Торжественное наставление, чтобы береглись (оно много раз встречается во Второзаконии) и тщательно хранили душу свою, исходит из того, что израильтяне постоянно рисковали впасть в грех, который каждый раз ставил их на грань уничтожения как народ. Грехом этим было идолопоклонство (стихи 15−31). Евреи могли стать языческим народом по одной из двух взаимосвязанных причин.

Развращенность (греховность) человеческого разума (души) столь значительна, что великие дела, которые Бог совершил для Своего народа (к примеру, вывел его из Египта и дал ему Закон при Хориве) могли померкнуть в их сознании, во избежание чего они нуждались в постоянном напоминании самим себе об этих замечательных деяниях Божиих. Это первая причина.

Вторая же была в том, что по лени или апатии родители могли и не наставить в отношении этого сынов своих, и те в результате стали бы идолопоклонниками. Во Второзаконии особое значение придается не священникам или религиозным вождям, а именно родителям — как лицам, которые несут ответственность за духовное воспитание своих детей (стихи 9−10; 6:7, 20; 11:19; 31:13; 32:46).

Бог доверяет откровение великих дел Своих — таких, как передача Закона на Синае, верным и ревностным хранителям и распорядителям, которым нельзя забывать доверенного им и следует передавать это детям и детям детей своих. (Понятие «не забудь» — еще одно, на которое во Второзаконии делается особое ударение; мы встречаем его в 4:9, 23, 31; 6:12; 8:11, 14, 19; 9:7; 25:19).

Втор 4:10−14. Целью пережитого евреями при Хориве было вселить страх Божий в сердца народа, без чего немыслимо было бы осуществиться завету между ними и Господом. В Ветхом Завете понятие страха Божия, хотя и включает в себя благоговение и почтение, однако, является чем-то большим. Здесь «бояться» Бога значит настолько обостренно сознавать Его моральную чистоту и всемогущество, чтобы страх перед ослушанием Его естественно вытекал из этого сознания. Кроме того, бояться Бога, означает отвечать на Его волеизъявление поклонением Ему, служением, доверием, повиновением и преданностью.

В тот день на Хориве Божие всемогущество было явлено в огне и тьме, в облаках и мраке, и в гласе Божием, который, подобно грому, раздавался с небес.

Моральная чистота Бога выразилась в Его Десяти Заповедях, получивших название Его Завета.

Через упомянутый опыт израильтяне должны были научиться бояться Бога как некую духовную Личность (вы образа не видели; сравните стих 15; был только глас), как Личность иного мира. Это последнее обстоятельство особо подчеркивается Его повелением, чтобы израильтяне исполняли Его указания, постановления и законы, учить которым их станет Моисей; стих 1, 14.

Итак, зримыми впечатлениями того дня были только две каменные скрижали, которые Бог дал им (возможно, все Десять Заповедей были полностью написаны на каждой из них — судя по тому, что в древности на Ближнем Востоке существовал обычай дублировать подобные документы).

Таким образом, в отличие от других религий того времени и того места, в основу религии Израиля легло слово его Бога.

3. ЗАПРЕЩЕНИЕ ПОКЛОНЯТЬСЯ ИДОЛАМ (4:15−24)

Втор 4:15−20. В этих стихах Моисей отразил один из важных моментов их опыта, полученного при Хориве. Поскольку в тот день евреи не видели никакого образа (сравните стих 12) Божества, им и впредь не следует пытаться представлять Его в том или ином образе. В древности религии, которые исповедывались на Ближнем Востоке, предусматривали поклонение идолам в облике тех или иных существ, упоминаемых в стихах 16−18. Израилю же было запрещено (и тогда и на будущее) «облекать» Бога в какой-бы то ни было образ, чтобы не поставить под сомнение Его трансцендентность, ибо следствием подобного сомнения и языческих представлений о Божестве явилось бы духовное «развращение» (стих 25).

Поклонение астральным силам тоже было очень распространено в те времена на Ближнем Востоке. Так, в Египте солнцу поклонялись как богу Ра или Атону, да и в той новой земле, куда направлялись израильтяне, поклонение светилам было общепринято. (К примеру, объектом поклонения в городе Иерихоне был бог луны.) Израильтянам нельзя было допустить себя до подобного «прельщения» (стих 19) и поклоняться солнцу, луне и звездам (сравните 17:2−5), которые Бог дал всем народам под… небом.

Другая причина, по которой Израилю надлежало отвергать любые формы идолопоклонства, состояла в том, что он был выведен из Египта, языческой страны, где поклонялись образам десятков лжебогов. (О том обстоятельстве, что Израиль был выведен из Египта, во Второзаконии упоминается около двадцати раз.)

Условия пребывания еврейского народа в египетском рабстве сравниваются с пребыванием в раскаленной печи железной. Но теперь он стал Божиим уделом, т. е. Его собственным народом, предназначенным Им для выполнения особой миссии (сравните 9:26; Пс 27:9; 32:12; 67:9; 77:62, 71; 78:1; 93:14; Иоиль 2:17; 3:2; Мих 7:14, 18).

Втор 4:21−24. Хотя Моисей знал, что ему не войти в Обетованную землю (в ту добрую землю; сравните 1:25), он продолжал желать этого. Потому-то он вновь упоминает о недовольстве, которое вызвал у Бога (сравните 3:26−27), а израильтянам повторяет, что его не будет с ними, чтобы удерживать их от идолопоклонства. Он, однако, не сомневался, что Господь не допустит, чтобы Его повеление осталось неисполненным. Подобно огню поядаюшему (4:24), Он очистит все, что представляет ценность (как очищаются в огне ценные металлы), и уничтожит все, не имеющее цены.

А будучи Богом ревнителем (сравните 5:9; 32:16, 21; толкование на 6:15), Он не допустит, чтобы почести, предназначенные только Ему, воздавались кому-то другому (Ис 42:8; 48:11). Вот почему Израилю надо было быть начеку (Берегитесь и самым тщательным образом следовать завету, и не забывать его (сравните Втор 4:9).

4. ПРЕДСКАЗАНИЕ РАССЕЯНИЯ (4:25−31)

Втор 4:25−31. Строго предостерегши народ против поклонения идолам (стихи 15−24), Моисей предупредил его и о последствиях небрежного отношения к этому предостережению (стихи 25−31). Прожив долгое время в Обетованной земле и почувствовав себя в безопасности, они могут забыть Господа и свою нужду в том, чтобы лишь Ему верить и доверять. И тогда их легко соблазнят идолопоклонники, и они развратятся (сравните стихи 15−16) и тем навлекут на себя Божий гнев.

Небо и землю Моисей призвал во свидетели по причине их постоянства и неизменности, в отличие от страдающих непостоянством человеческих сердец.

Наказание, которое постигнет Израиль, выльется в две формы: в рассеянии их по всем народам, при гибели множества (стих 27), и в предоставлении их на милость идолам (стих 28). Это пророчество исполнилось во время Ассирийского и Вавилонского пленений, но более всего — в рассеянии Израиля после отвержения им Христа.

В последствии времени (стих 30) может относиться к любому периоду после начала рассеяния, но в конечном счете это относится к тому времени, когда Господь Иисус возвратится на землю, чтобы установить Свое Тысячелетнее царство (Откр 20:4). В то время раскаявшийся Израиль взыщет наконец Господа всем сердцем своим и всею душею и станет слушаться Его. (Во Второзаконии Моисей неоднократно подчеркивал эту нужду — предаться Господу «всем сердцем»; Втор 4:29; 6:5; 10:12; 11:13; 13:3; 26:16; 30:6, 10.)

Конечное обращение Израильтян к своему Спасителю не добродетельностью их сердец будет объясняться, а милосердием их Бога. Еврейским словом, переведенным как милосердый (рахум), выражалось нежное сострадание матери к ее беспомощному ребенку. Так что даже если Израиль забудет своего Бога, Тот не оставит Свое беспомощное в нравственном отношении дитя, потому что испытывает к нему сострадание, сравнимое с материнским, а также потому, что заключил нерушимый завет с Авраамом, который клятвенно подтвердил Исааку и Иакову (Быт 15:18−21; 17:7−8; 26:3−5; 28:13−15; 35:12); во Второзаконии об этом упоминается шестнадцать раз.

5. ЗНАЙТЕ, ЧТО ТОЛЬКО ГОСПОДЬ ЕСТЬ БОГ (4:32−40)

Втор 4:32−34. Сказав о будущем («в последствии времени», стих 30), Моисей заговорил о временах прежних — от начала Творения до происшедшего на Синае. Весь опыт отношений Израиля с его Богом был совершенно уникальным. Никакой другой народ не мог бы утверждать, что слышал глас Бога, говорящего из среды огня. Никакой другой народ не мог бы указать на бога, который как бы заново воссоздал его, взяв его из… народа более сильного. А разве легко объяснить истинную причину этого исторического события!

Голос Бога, необычайные явления и чудеса (сравните 6:22; 7:19; 26:8; 29:3), великие и внушающие благоговейный ужас дела (например, казни египетские, явления огненного столпа, разделение Чермного моря, появление «манны» и все прочее) не оставляли сомнения, что именно Бог освободил израильтян. Он сделал это, демонстрируя Свои мощь и силу (рукою крепкою и мышцею высокою означает, что Он как бы простер над ними Свою могучую руку; сравните 5:15; 7:19; 11:2; Пс 135:12; Иез 20:33−34).

Втор 4:35−38. Целью этого чудесного избавления было дать израильтянам познать не просто умом, но и на опыте, что только Господь есть Бог. Предоставленная им возможность слышать с неба Его устрашающий глас, а на земле видеть Его великий огонь (на Синае, Исх 19:16−20), была направлена не столько на просвещение их ума, сколько на изменение их нравственной природы, а именно на привитие им духа покорности и на подавление их естественной человеческой склонности к дерзкой самонадеянности.

Все это должно было пробудить в них спасительный страх перед нарушением его заповедей. Глубокая озабоченность Господа нравственным просвещением Израиля объяснялась тем, что Он возлюбил их отцов и обещал им, согласно завета, любить и потомство их. В силу этой любви Он и освободил их из Египта (Втор 4:20). И намеревался изгнать из Ханаана другие народы, более сильные, чем Израиль, чтобы дать Израилю землю их в удел (толкование на стих 21).

Втор 4:39−40. В свете такой избирательной милости и столь неповторимого откровения израильтянам следовало признать, что только Господь есть Бог (сравните стих 35), и держаться постановлений Его и заповедей.

Только исполнив то и другое, могли бы израильтяне, процветая, долго жить на той земле (сравните 5:33; 6:2). Слова чтобы хорошо было тебе произнесены в этой книге восемь раз, несомненно, для того, чтобы привлечь внимание к этому стимулу послушания (4:40; 5:16; 6:3, 18; 12:25, 28; 19:13; 22:7). Мысль о том, что праведность продлевает жизнь, а грех укорачивает ее, часто встречается в Ветхом Завете (Притч 3:1−2, 16; 10:27).

6. ТРИ ГОРОДА-УБЕЖИЩА В ТРАНСИОРДАНИИ (4:41−43)

Втор 4:41−43. Эти стихи могут соответствовать редакторскому примечанию, помещенному здесь, между первым и вторым обращениями Моисея, потому, что к этому времени он уже предназначил данные три города, расположенные восточнее Иордана, быть городами-убежищами. Вот их названия: Бецер… Рамоф… и Голан (карту «Шесть городов-убежищ», там, где толкование на Чис 35:6−34). О значении этих городов речь пойдет в толковании на Втор 19:1−13 (сравните Исх 21:12−13; Чис 35:6−28; Нав 20).

III. Второе обращение Моисея: обязательства, предусмотренные заветом (4:44 — 26:19)

В упоминавшихся вассальных (или сюзеренных) договорах 2-го тысячелетия до Р. Х., в разделе, который следовал за историческим прологом, перечислялись обязательства вассалов по отношению к своему великому царю. Этот раздел, содержавший обязательства по завету или условия соглашения, обычно делился на две части. В первой был общий призыв к вассалам соблюдать безоговорочную преданность царю или сюзерену. Во второй части перечислялись конкретные обязательства или законы, определявшие, каким образом должны были вассалы выражать свою полную преданность сюзерену.

Построение второго обращения Моисея, по-видимому, следует тому же принципу, что и построение вассальных договоров. Моисей начинает свою речь с воспоминаний о событиях, пережитых ими при Хориве (4:44 — 5:33), об этом основополагающем опыте Израиля. За коротким этим разделом следует призыв к полной преданности (главы 6−11). После чего Моисей обращается к Закону, который объяснял, как именно следовало евреям выражать преданность Господу в их повседневной жизни (12:1 — 26:15). Завершается речь Моисея провозглашением взаимных обязательств народа и Господа (26:16−19).

А Краткое повторение Закона при Хориве (4:44 — 5:33)

1. ВТОРОЕ ОБРАЩЕНИЕ (4:44−49)

Втор 4:44−49. Моисей изложил народу «инструкцию», исходившую от Бога (торах, слово, переводимое как закон, означает именно инструкцию или постановление) относительно того, как должен Израиль «ходить» перед Богом. Ради их личного и всенародного процветания им надо было соблюдать условия завета, выраженные в форме постановлений и уставов.

Впервые они были даны израильтянам через три месяца после того, как народ вышел из Египта (сравните Исх 20:1−17; 21−23). Таким образом Второзаконие не какому-то новому завету соответствует, а служит обновлению завета, данного прежде. Обновление его или повторение произошло восточнее р. Иордан, близ Беф-Фегора. Подробности относительно Сигона и Ога в толкование на Втор 2:26 — 3:11.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.