Второзаконие 6 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали так в той земле, в которую вы идёте, чтоб овладеть ею;
2 дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои.
3 Итак, слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе, что Он даст тебе землю, где течёт молоко и мёд.
4 Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;
5 и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими.
6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём;
7 и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоём и идя дорогою, и ложась, и вставая;
8 и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,
9 и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.
10 Когда же введёт тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил,
11 и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться,
12 тогда берегись, чтобы не забыл ты Господа, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.
13 Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись.
14 Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас;
15 ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли.
16 Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе.
17 Твёрдо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его, и постановления, которые Он заповедал тебе;
18 и делай справедливое и доброе пред очами Господа, дабы хорошо тебе было, и дабы ты вошёл и овладел доброю землёю, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим,
19 и чтобы Он прогнал всех врагов твоих от лица твоего, как говорил Господь.
20 Если спросит у тебя сын твой в последующее время, говоря: «что значат сии уставы, постановления и законы, которые заповедал вам Господь, Бог ваш?»
21 то скажи сыну твоему: «рабами были мы у фараона в Египте, но Господь вывел нас из Египта рукою крепкою,
22 и явил Господь знамения и чудеса великие и казни над Египтом, над фараоном и над всем домом его пред глазами нашими;
23 а нас вывел оттуда, чтобы ввести нас и дать нам землю, которую клялся отцам нашим дать нам;
24 и заповедал нам Господь исполнять все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего, дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь, как и теперь;
25 и в сём будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицом Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам».

Толкование Далласской семинарии

I. ПОВЕЛЕНИЕ ЛЮБИТЬ ГОСПОДА (ГЛ. 6)

а. Обещание благословений за послушание (6:1−3)

Втор 6:1. Законоположения, изложенные в главах 6−11, можно рассматривать как одно великое повеление, а именно — любить «Господа, Бога… всем сердцем… и всею душею… и всеми силами» (6:5). Иначе говоря, послушание со стороны израильтян должно было свидетельствовать, что они любят Бога. Тот же принцип провозгласил Иисус для христиан (сравните Ин 14:21).

Втор 6:2−3. Закон был составлен так, чтобы дать израильтянам возможность слушаться Господа и выражать Ему свое благоговение («бояться» Его; (сравните толкование на 4:10) в повседневных своих делах и поведении. (Необходимость повиноваться Богу неоднократно подчеркивается во Второзаконии.) Боясь Его и слушаясь, они станут процветать (толкование на слова чтобы тебе хорошо было в 4:40) и долго проживут в своей новой земле (сравните 4:10; 5:33), где течет молоко и мед (толкование на Исх 3:8).

б. Повеление и его значение (6:4−9)

Втор 6:4. Этот стих получил название Шма — от древнееврейского слова, которое переводится как Слушай. Призыв, содержащийся в нем, лежит в основе иудаистского вероисповедания. Смысл стиха в том, что Господь (Иегова) является единственным в своем роде, и уникальность Его — абсолютна. Только Он есть Бог. Вот почему израильтяне могли жить с чувством безопасности, совершенно недоступным окружавшим их народам, которые исповедывали многобожие. «Боги» Ближнего Востока редко пребывали в гармонии между собой. Каждый из них был капризен и непредсказуем в своем поведении.

Так что язычник никогда не мог быть уверен, что его лояльность по отношению к одному богу защитит его от капризной ярости другого. Что же касается израильтян, то их монотеистическая доктрина приносила им избавление от этой неуверенности — ведь они имели дело только с одним Богом, Который обращался с ними, исходя из последовательных и справедливых установлений, которые Он дал им. Это исповедание единобожия не противоречит библейской доктрине о Троице.

Бог для евреев является понятием «множественным» (элохим; возможно, именно Троица здесь и подразумевается) и вместе «единым» (эхад), подразумевающим «одно» в смысле единства Личностей в Божестве (сравните Быт 2:24; в отношении Адама и Евы в русской Библии говорится, что они «одна плоть»; слову «одна» в еврейском тексте соответствует то же слово, которое употреблено для выражения единства Божества).

Втор 6:5. Любить Господа значит желать близких взаимоотношений с Ним и слушаться Его повелений. Данное повеление — любить Его — часто встречается во Второзаконии (стих 5; 7:9; 10:12; 11:1, 13, 22; 13:3; 19:9; 30:6, 16, 20). Любовь эта должна была быть от всего сердца (всем сердцем твоим) и должна была наполнять собой все существование израильтянина, сказываться в каждом аспекте его существования (всею душею твоею, и всеми силами твоими).

Втор 6:6−9. Божиему народу следовало размышлять над Его повелениями, держать их в сердцах своих. Это способствовало бы пониманию евреями Закона и правильному применению его в жизни. Далее. На родителей возлагалась ответственность внушать Божии повеления и детям своим, доносить их до их сердец. Нравственное воспитание детей, воспитание их по законам Библии, давало лучшие результаты не при формальном обучении изо дня в день, а когда по инициативе родителей, свободных от тревоги как за собственную жизнь, так и за жизнь своих детей, Бог и слово Его становились естественной темой беседы в любом месте и в любое время (стих 7).

Что касается того, чтобы «навязать» эти установления и «написать» их, то некоторыми евреями они были впоследствии поняты буквально. Между тем, их скорее следовало понимать символически — как подчеркнутую необходимость изучать Закон (сравните Исх 13:9, 16).

в. Предостережения в связи с перспективой преуспевания в будущем (6:10−19)

Втор 6:10−12. В их новой земле Господь собирался даровать евреям преуспевание «внезапно и вдруг». Но благополучие и процветание таят в себе опасность, т. к. человек, достигший их, склонен забывать Бога (сравните Притч 30:7−9). Именно на вершине своего преуспевания совершил царь Давид величайшее из своих прегрешений (2Цар 11).

Втор 6:13−19. Когда израильтяне станут процветать, тем более надо им будет блюсти в сердцах своих страх Божий (толкование на 4:10) и служить Ему, говорится в этих стихах. Повеление клясться именем… Господа здесь дается в подтверждение приказания бояться Его, потому что некто, произнося клятву именем Бога, Которого боится, тем самым берет на себя ответственность исполнить то, в чем клянется.

А если они забудут Бога (стих 12), то почти наверняка последуют за другими богами, потому что Бог вложил в сердца людей не только способность, но и потребность поклоняться высшей силе. Неверность же навлечет на них осуждение — ведь Господь… есть Бог ревнитель (сравните 4:24; 5:9; 32:16, 21). Это значит, что Он ревниво охраняет то, что принадлежит Ему одному. Ревность в этом смысле этически оправдана, ибо она не то же самое, что зависть и вожделение к чужой собственности или привилегиям, тоже понимаемые как «ревность».

Моисей предвидел и другой грех, в который израильтяне, возможно, впадут в новой земле, — грех искушения Господа (6:16). Он ведь понимал, что время от времени народ будет сталкиваться с трудностями, как это было, к примеру, в Массе (сравните Исх 17:1−7), где им нехватало воды, и они стали думать, что погибнут от жажды. Вместо того, чтобы довериться при этом испытании Богу, они стали искушать Его жалобами и раздорами между собой.

В будущем израильтянам следует помнить об этом случае, вызвавшем среди них замешательство. Им надо знать, что если они будут соблюдать Его заповеди… уставы Его и постановления (сравните Втор 4:45; 6:1, 20) и делать справедливое и доброе пред очами Его, тогда, несмотря ни на какие трудности, с которыми им, может быть, придется встретиться, им будет хорошо (сравните стих 3).

г. Передача Завета последующим поколениям (6:20−25)

Втор 6:20−25. И снова напомнил Моисей своим слушателям, как важно соблюдать преемственность Завета, чтобы и дети их исполняли его. То, о чем говорится в данных стихах, как бы вытекает из сказанного в стихах 6−9, является параллелью и иллюстрацией к ним. Моисей прозревал в будущем дом Израилев, в котором слово Божие будет обсуждаться открыто и повседневно. Когда юный сын спросит у отца о значении израильского закона, тот, в ответах и объяснении, должен будет держаться определенной последоватеьности.

Первое, израильтяне были в рабстве в Египте (стих 21 а). Второе, Бог чудесным образом избавил израильтян (стих 216; сравните 4:29) и наказал египтян (6:22). Третье, все эти необычайные дела совершились во исполнение Его обещания, данного в древности патриархам (Аврааму, Исааку и Иакову) — образовать в земле Ханаанской новый народ из их потомков (стих 23; сравните Быт 15:18−21; 17:7−8; 26:3−5; 28:13−15). Четвертое, слово Свое Бог дал им в виде постановлений — так, чтобы израильтяне всегда могли процветать (сравните Втор 5:33), повинуясь им и боясь Бога (сравните 4:10; 6:13). Где-то в начале этой главы Моисей подчеркнул, как важно родителям любить Его всем существом своим. А тут, в конце главы, он указал, что один из аспектов этой любви к Богу (а «значит» и послушания Ему) состоит во внушении такой же любви к Нему детям.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.