Второзаконие 9 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Слушай, Израиль: ты теперь идёшь за Иордан, чтобы пойти овладеть народами, которые больше и сильнее тебя, городами большими, с укреплениями до небес,
2 народом многочисленным и великорослым, сынами Енаковыми, о которых ты знаешь и слышал: «кто устоит против сынов Енаковых?»
3 Знай же ныне, что Господь, Бог твой, идёт пред тобою, как огонь поядающий; Он будет истреблять их и низлагать их пред тобою, и ты изгонишь их, и погубишь их скоро, как говорил тебе Господь.
4 Когда будет изгонять их Господь, Бог твой, от лица твоего, не говори в сердце твоём, что за праведность мою привёл меня Господь овладеть сею землёю, и что за нечестие народов сих Господь изгоняет их от лица твоего;
5 не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идёшь ты наследовать землю их, но за нечестие народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову;
6 посему знай, что не за праведность твою Господь, Бог твой, даёт тебе овладеть сею доброю землёю, ибо ты народ жестоковыйный.
7 Помни, не забудь, сколько ты раздражал Господа, Бога твоего, в пустыне: с самого того дня, как вышел ты из земли Египетской, и до самого прихода вашего на место сие вы противились Господу.
8 И при Хориве вы раздражали Господа, и прогневался на вас Господь, так что хотел истребить вас,
9 когда я взошёл на гору, чтобы принять скрижали каменные, скрижали завета, который поставил Господь с вами, и пробыл на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил,
10 и дал мне Господь две скрижали каменные, написанные перстом Божиим, а на них все слова, которые изрёк вам Господь на горе из среды огня в день собрания.
11 По окончании же сорока дней и сорока ночей дал мне Господь две скрижали каменные, скрижали завета,
12 и сказал мне Господь: встань, пойди скорее отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из Египта; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им; они сделали себе литый истукан.
13 И сказал мне Господь: вижу Я народ сей, вот он народ жестоковыйный;
14 не удерживай Меня, и Я истреблю их, и изглажу имя их из поднебесной, а от тебя произведу народ, который будет сильнее и многочисленнее их.
15 Я обратился и пошёл с горы, гора же горела огнём; две скрижали завета были в обеих руках моих;
16 и видел я, что вы согрешили против Господа, Бога вашего, сделали себе литого тельца, скоро уклонились от пути, которого держаться заповедал вам Господь;
17 и взял я обе скрижали, и бросил их из обеих рук своих, и разбил их пред глазами вашими.
18 И, повергшись пред Господом, молился я, как прежде, сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши, которыми вы согрешили, сделав зло в очах Господа и раздражив Его;
19 ибо я страшился гнева и ярости, которыми Господь прогневался на вас и хотел погубить вас. И послушал меня Господь и на сей раз.
20 И на Аарона весьма прогневался Господь и хотел погубить его; но я молился и за Аарона в то время.
21 Грех же ваш, который вы сделали, — тельца я взял, сожёг его в огне, разбил его и всего истёр до того, что он стал мелок, как прах, и я бросил прах сей в поток, текущий с горы.
22 И в Тавере, в Массе и в Киброт-Гаттааве вы раздражили Господа.
23 И когда посылал вас Господь из Кадес-Варни, говоря: «пойдите, овладейте землёю, которую Я даю вам», — то вы воспротивились повелению Господа, Бога вашего, и не поверили Ему, и не послушали гласа Его.
24 Вы были непокорны Господу с того самого дня, как я стал знать вас.
25 И повергшись пред Господом, умолял я сорок дней и сорок ночей, в которые я молился, ибо Господь хотел погубить вас;
26 и молился я Господу и сказал: Владыка Господи, не погубляй народа Твоего и удела Твоего, который Ты избавил величием крепости Твоей, который вывел Ты из Египта рукою сильною;
27 вспомни рабов Твоих, Авраама, Исаака и Иакова, не смотри на ожесточение народа сего и на нечестие его и на грехи его,
28 дабы живущие в той земле, откуда Ты вывел нас, не сказали: «Господь не мог ввести их в землю, которую обещал им, и, ненавидя их, вывел Он их, чтоб умертвить их в пустыне».
29 А они Твой народ и Твой удел, который Ты вывел из Египта силою Твоею великою и мышцею Твоею высокою.

Толкование Далласской семинарии

4. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ЧУВСТВА САМОПРАВЕДНОСТИ (9:1 — 10:11)

а. Завоевание Ханаана не было следствием праведности Израиля (9:1−6)

Втор 9:1−3. Моисей помнил, какой страх овладел народом, когда он услышал от двенадцати лазутчиков о могучем сложении и исполинском росте жителей Ханаана, их силе и числе (Чис 13:26 — 14:4). Он не хотел, чтобы предстоящее вновь обернулось для евреев неожиданностью, или чтобы недооценили они грандиозность задачи, которую им надо было исполнить.

Вот почему он как бы подчеркивал, что с чисто военной или человеческой точки зрения победа их была невозможна. Ибо на стороне неприятеля была превосходящая сила, он имел крепости (большие города с высокими стенами) и опыт ведения войны. Он пользовался устрашающей репутацией: «кто устоит против сынов Енаковых?» (О сынах Енаковых толкование на Втор 1:28.)

И вот, несмотря на то, что все это говорило в пользу хананеев, они были обречены еще до начала битвы. Потому что так же, как в пустыне Господь шел впереди израильтян в столбе облачном или огненном, так и теперь пойдет Он перед израильской армией, подобно «огню поядающему», чтобы уничтожить их врагов. Как сказано в Притч 21:31 «Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа».

Однако это не значило, что Божиему народу можно было пребывать в пассивности. Нет — с верою должны были они вступить в битву и истребить врага силою, которую Бог даст им, как обещал.

Втор 9:4−6. Одержав впечатляющие победы при завоевании земли, израильтяне легко могли впасть в гордыню. Поразмыслив над Божией милостью, явленной им в этих победах, они с еще большей легкостью могли бы впасть в гордыню духовную. И вот, в каждом из этих трех стихов Моисей предостерегает евреев от опасности поддаться духу самоправедности, и потому повторяет им, что победы будут ими одержаны вовсе не в результате их особой праведности.

Три причины выдвигает Моисей, почему Израилю дано будет завоевать землю. Первая причина — нечестие народов, населяющих ее (стихи 4−5), которое достигло таких масштабов, что навлекло на них Божий суд. Ведь Он, будучи Богом Израиля, является и Богом всех других народов. Они все подотчетны Ему. Вторая причина: Бог дарует победу Израилю, потому что поклялся в этом патриархам (сравните толкование на 1:8; обратите внимание на Быт 15:13−21, где говорится как о предстоящем Божием суде над развратившимися аморреями, так и об обещаниях их земли Аврааму).

Наконец, третья причина: Ханаанская земля являлась просто милостивым даром Господа израильтянам, которые сами по себе были народом жестоковыйным, т. е. упорным и безответственным (Втор 9:6; сравните стих 13; 10:16; 31:27). Позднее Моисей прямо сказал, что израильтяне скорее заслужили, чтобы Господь истребил их (9:13−14), чем благословил, даровав им землю. Итак, Израилю не следовало поддаваться чувству самоправедности по причине этих побед, одержанных им при завоевании Ханаанской земли. Ибо причина этих побед — в развращенности его врагов, в Божием обетовании и в Его милости.

б. Подробное изложение мятежной истории Израиля (9:7 — 10:11)

1) Золотой телец (9:7−21).

Втор 9:7−14. Этот раздел и стихи, следующие за ним (стихи 22 — 10:11), убедительно свидетельствуют в пользу заявления, что «ты народ жестоковыйный» (9:6). Подчеркнутый призыв: Помни, не забудь, выявляет абсурдность одного лишь предположения (если бы таковое возникло у Израиля), что земля была ему дана в награду за праведность. Воспользовавшись только одним эпизодом из их прошлого — поклонением золотому тельцу — Моисей показал, что история израильтян почти всегда была историей противления (стих 7) Божиему промыслу.

Этот эпизод (Исх 32), может быть, больше, чем какой-либо другой к тому времени, свидетельствовал о греховности Израиля с одной стороны и о Божией милости — с другой. Пока Моисей постился сорок дней и сорок ночей на горе Хорив (Синай; сравните Втор 1:2) и, значит, предоставил себя в полное распоряжение Богу, народ праздновал и веселился. И в то время, как Моисей получал скрижали… завета (стих 9:9, 11), написанные перстом Божиим (толкование на Исх 31:18), народ, в нарушение некоторых из этих заповедей, поклонялся золотому тельцу (толкование на Исх 32:6).

Господь дал Моисею завет, но народ… развратился и скоро уклонился… от пути, который Он заповедал ему (Втор 9:12). В результате Бог Сам провозгласил, что народ этот — жестоковыйный (стих 13). Их сопротивление было столь велико, что Он хотел истребить их и начать сначала, произведя от Моисея иной народ (сравните Исх 32:9−10).

Втор 9:15−21. В этих стихах отражена реакция Моисея на согрешение народа. Упомянутое им скоро уклонились (вы) от пути… (сравните стих 12) подчеркивает непостоянство народа и тяжесть его согрешения. Разбив обе скрижали… пред глазами народа, Моисей наглядно продемонстрировал им, как именно поступили они с заветом, предложенным им Господом. Они «разбили» (нарушили) соглашение с Ним (Исх 24:3). Значит, и Господь имел право отменить завет Закона, заключенного Им на Синае.

Следующее, что сделал Моисей, были пост и молитва на протяжении других сорока дней и сорока ночей (Втор 9:18; сравните стих 25; 10:10). В ветхозаветные времена для людей было естественно поститься в периоды покаяния (сравните Суд 20:26; 2Цар 12:16; 3Цар 21:27; Неем 1:4). Соблюдение Моисеем поста свидетельствовало о его единстве с народом и об ужасе, охватившем его при мысли о согрешении народа. Содеянное ими зло вызвало гнев Божий (Втор 9:18−20).

Но реакция Бога на молитву Моисея была благосклонной: И послушал меня Господь, говорит он. О содержании этой молитвы узнаем из стихов 26−29. Из стиха 20-го следует, что Моисей молился и за Аарона и тем спас ему жизнь. Превращение Моисеем в «прах» золотого тельца, которого он язвительно назвал «грехом вашим», сделало невозможным восстановить и золото, из которого был вылит этот идол. (толкование на Исх 32:20.) Кроме того, уничтожение Моисеем идола как бы символизировало, что и сам народ заслуживал такой же участи. И лишь Божия милость, которую снискал Моисей своим вмешательством, спасла народ.

2) Другие эпизоды противления (9:22−24).

Втор 9:22. Из этого стиха ясно, что Моисей мог бы бесконечно перечислять раздражавшие Господа дела Израиля. Об инциденте в Тавере, где народ жаловался на свои трудности, в Чис 11:1−3; в Массе, где они жаловались на отсутствие воды, — в Исх 17:1−7; о том, как евреи выражали недовольство манной в Киброт-Гаттааве, в Чис 11:31−34.

Втор 9:23−24. После того, как Бог явил Свою милость народу, не истребив его, несмотря на то, что они поклонялись золотому тельцу, можно было, казалось, ожидать, что в сердце своем Израиль станет мягче и покорнее. Но вновь оказали евреи сопротивление своему Богу, отказавшись выйти из Кадес-Варни и вступить в битву за землю Ханаанскую. Так что Моисей был прав, прийдя к выводу, что при каждом сколько-нибудь значительном повороте своей истории израильтяне были непокорны Богу.

Христианам тоже следует остерегаться противления Богу, которое наблюдаем в истории Израиля (1Кор 10:1−12), не сумевшего должным образом довериться Ему и повиноваться. Христиане в такой же мере обязаны милости Божией, как было обязано ей то поколение израильтян, которое скиталось в пустыне.

3) Просьба Моисея.

Втор 9:25−29. Содержание посреднической молитвы Моисея приводится здесь, а не в стихе 19, где на первый взгляд следовало привести его, — вероятно, по причине того, что сказано в стихе 24. Но если народ был столь непокорен с самого начала, почему Бог терпел его? В молитве-то и содержится ответ на этот вопрос. Стихи 26−29 являются своего рода «образцом» ветхозаветной молитвы. Упоминание Моисеем о сорока днях и сорока ночах его неотступной мольбы и поста (сравните стих 18) убеждает как в искренности его, так и в понимании им всей серьезности ситуации.

Мысли о Божиих славе и репутации на земле владели сознанием Моисея. Не об Израиле, не имевшем заслуг, молил он, скорее «напоминал» Богу, что Израиль — Его удел (сравните стих 29; толкование на 4:20). Ведь в свете обетовании, данных Им патриархам (Аврааму, Исааку и Иакову, сравните 9:5; толкование на 1:8) уничтожение Богом Израиля могло бы поставить под вопрос Его способность исполнять Свои обещания (9:28).

Таким образом в этой молитве Моисея отнюдь не звучат корыстные помыслы. Он произносил ее, как уже сказано, в тревоге за Божию репутацию и движимый желанием, чтобы Господь вновь явил Свою милость, простив ожесточение… нечестие и грехи (стих 27) Своему народу, Своему уделу, который Он вывел из Египта силою… великою и мышцею… высокою (толкование на 4:34).

Примечания:

 
Синодальный перевод
6, 13 жестоковыйный — непослушный, непокорный, своевольный; буквально: с жестокой шеей.
10 перст — палец.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.