Римлянам 13 глава

Послание к Римлянам апостола Павла
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё,
4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
6 Для сего вы и подати платите, ибо они — Божии служители, сим самым постоянно занятые.
7 Итак, отдавайте всякому должное: кому подать — подать; кому оброк — оброк; кому страх — страх; кому честь — честь.
8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
9 Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого» и все другие заключаются в сём слове: «люби ближнего твоего, как самого себя».
10 Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечёмся в оружия света.
13 Как днём, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.

Толкование Далласской семинарии

Г. Об отношении к властям (13:1−7)

Рим 13:1−3. Рим был столицею огромной империи, городом, в котором находилось ее правительство. Как римские граждане, а к тому еще и жители столицы, читатели послания хорошо знали и о том славном, и о том постыдном, что совершалось в Риме в дни императора Нерона, правившего с 54 по 68 годы от Р. Х. Но не только римскими гражданами были они, а и гражданами царства Иисуса Христа (Флп 3:20; Кол 1:13). И Павел говорит тут о нормах их поведения, как христиан по отношению к гражданским властям Рима. Начало 13-й главы в этом послании является самым длинным и подробным в Новом Завете поучением на этот счет (сравните 1Тим 2:1−4; Тит 3:1; 1Пет 2:13−17).

Ключевым положением является следующее: «Всякая душа да будет покорна высшим властям». И это потому, что «нет власти не от Бога» (сравните Дан 4:17, 25, 34−35). «Посему противящийся власти противится Божию установлению». Люди, поступающие так, фактически бунтуют против Бога, а потому «сами навлекут на себя осуждение» (как со стороны гражданских властей, так и со стороны Господа). Тем же, кто повинуются властям и не совершают ничего предосудительного, нечего бояться, поскольку правящие страной поощряют тех, кто делает доброе.

Рим 13:4−5. Апостол подчеркивает, что «начальники» — это Божии слуги (о чем сегодня часто забывают). Поощряя делающих доброе (стих 3), они и сами служат добру (стих 4). С другой стороны, они носят оружие («меч») как Божии слуги (два раза в 4 стих называет Павел представителей гражданских властей «слугами Божиими»; сравните стих 6); в качестве таковых они и «отмстители», наказывающие за зло.

Государственная власть, при правильном ее функционировании, предотвращает угрозу тирании и вершит справедливость, карая «делающих злое». Верующие по двум причинам должны покоряться властям: чтобы не подвергнуться наказанию и сохранить чистую совесть перед Богом, сознавая, что повиноваться властям повелевает Бог.

Рим 13:6−7. Христиане должны не только подчиняться властям (стих 1, 5), но и поддерживать государство в финансовом отношении, т. е. платить налоги (сравните Мф 22:21). И опять-таки потому, что «начальники» — «Божии служители (Рим 13:4), сим самым постоянно занятые», и потому нуждающиеся в материальной поддержке со стороны граждан, в том числе и христиан. Итак, христиане должны «отдавать всякому должное: кому подать, подать… кому честь, честь».

Д. О жизни в свете приближающегося спасения (13:8−14)

Рим 13:8−10. Обсуждение обязанностей верующих по отношению к властям, очевидно, наводит Павла на мысль об их обязанностях по отношению к другим людям. Он пишет: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви». В такой форме он подчеркивает, что долг христианина — проявлять данную ему Богом любовь в отношениях со всеми людьми. И да не будет обременен он другими долгами. А любви ему должно хватать всегда и на всех (Ин 13:34−35; 1Кор 16:14; Еф 5:2; Кол 3:14; 1Ин 3:14, 23; 1Ин 4:7, 11, 21).

Насколько это важно — всегда являть любовь, видно из пояснения апостола: «Ибо любящий другого исполнил закон» (сравните Мф 22:39; Мк 12:31). В любви, а не в механическом следовании установленным правилам, — сущность Закона (сравните Гал 5:14).

Павел затем цитирует несколько конкретных повелений из социального раздела, если можно так выразиться, Десяти заповедей. «Не прелюбодействуй, не убивай, не кради» и «не пожелай чужого» соответствуют 7, 6, 8 и 10 заповедям (именно в таком порядке; Исх 20:13−15, 17). Итог этому разделу закона, Павел подводит в одной цитате, взятой из книги Левит — 19:18. Интересно отметить, что в тех же словах резюмировали эту часть закона как иудейские раввины, так и Иисус Христос (сравните Мф 22:39). Затем Павел выражает тот же принцип в других словах: «Любовь не делает ближнему зла» и повторяет (сравните Рим 13:8) главное свое утверждение: «итак любовь есть исполнение закона». А это значит, что только тот, кто во Христе, может исполнить как эти, так и другие требования закона (8:4).

Рим 13:11. Проявление Божией любви — это постоянная обязанность христианина, и обязанность эта возрастает с учетом времени. Павел намекает тут на грядущий конец времен и приближающееся возвращение Господа Иисуса. Следовательно «наступил уже час пробудиться нам от сна». Наступил «час» духовного бодрствования и всяческого усердия (сравните Еф 5:14; 1Пет 5:8). Ведь спасение «ныне ближе к нам (речь идет об окончательном спасении, которое совершится при втором пришествии Христа — сравните Рим 8:23; Евр 9:28; 1Пет 1:5), нежели когда мы уверовали» (сравните Иак 5:8). Каждый прожитый день приближает верующего к окончательному спасению и освобождению.

Рим 13:12. Время возвращения Христа на землю и завершения Им спасения верующих (стих 11) Павел называет «днем», который «приблизился». Нынешнее время, когда Христа нет на земле (Ин 14:2−3; Деян 1:11) и здесь действует сатана (2Кор 4:4; Еф 2:2), названо «ночью» (2Пет 1:19). (В англ. переводе Библии сказано: «ночь почти прошла».) Поскольку «день приблизился», Павел призывает своих читателей: «итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружие света». Христиане — это солдаты армии Христа, которые постоянно должны быть на страже и вооружены для битвы (Еф 6:10−17; 1Фес 5:8). Жить жизнью, прославляющей Христа, это значит «быть во свете» (Ин 12:36; Еф 5:8, 14; Кол 1:12; 1Фес 5:5; 1Ин 1:7; 2:10).

Рим 13:13−14. В стихе 13 Павел повторяет мысль, высказанную в стихе 12, но облекает ее в речевой образ, взятый не из войны, а из стиля повседневной жизни. Он призывает: «Как днем (т. е. «поскольку наступает день») будем вести себя благочинно» Преступления, насилие, беззакония — все это ассоциируется со «тьмой» и «ночью» (Ин 1:5; Ин 3:19−20; Ин 8:12; Ин 12:35, 46; Еф 5:8, 11; Еф 6:12; 1Фес 5:7; 1Пет 2:9; 1Ин 1:5−6; 1Ин 2:9, 11). Может быть, на это противопоставление навела Павла его же фраза в 12 стихе — «дела тьмы».

В любом случае перечисленные апостолом дела и действия несомненно являются «делами тьмы»: «пирование», пьянство, сладострастие, распутство, ссоры, зависть (сравните Гал 5:19−21). Интересно отметить, что зависть Павел тоже считает аморальным явлением. Всему этому не должно быть места в жизни христианина, ибо он принадлежит «свету».

Жизнь уверовавшего во Христа должна быть чистою и святою, особенно в свете того, что скоро Господь снова придет на землю (Рим 13:11−12; 1Ин 3:3). Для того, чтобы преуспеть в такой жизни, христианам следует «облечься» в Иисуса Христа (Еф 4:24; Кол 3:10). Принимая спасение, верующий и «облекается» в Него, так что и вести себя должен соответствующим образом (Гал 3:27). А еще секрет упомянутой победной жизни состоит в том, чтобы верующий человек «не превращал в похоти попечение о плоти» (дословно: «не думай в первую очередь о плоти»; сравните Рим 8:3−5, 8−9, 12−13). Нельзя христианину потворствовать своей греховной природе и угождать ей.

Примечания:

 
Синодальный перевод
12 облечёмся — оденемся.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.