1 Коринфянам 2 глава

Первое послание к Коринфянам апостола Павла
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости,
2 ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого,
3 и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете.
4 И слово моё и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы,
5 чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.
6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
9 Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух всё проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всём, а о нём судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.

Толкование Далласской семинарии

1Кор 2:1−5 И здесь апостол, демонстрируя всю бесполезность человеческой мудрости, в сравнении с Божиими силою и мудростью, подкрепляет свою мысль третьей ссылкой — на манеру собственного служения при посещении Коринфа; он характеризует его как совершавшееся в немощи и в страхе и в великом трепете (стих 3). Некоторые видят в этом намек на сокрушенное состояние Павла после его «схватки» с афинскими философами, в результате чего он какое-то время мог не ощущать в себе прежней уверенности. Однако вряд ли это так.

В этих фразах просто передано состояние духа апостола, сознававшего свою полную зависимость от Бога (сравните Еф 6:5; Флп 2:12); именно это ощущение всегда сопутствовало его служению. Верно и то, что манера Павла проповедовать не впечатляла с человеческой точки зрения (2Кор 10:10). Апостол признавал это и даже пользовался этим как аргументом.

Его проповедь не отличалась красноречием и убедительными словами, столь характерными для софистов и странствующих учителей того времени, но то, что он нес людям, было правдивой вестью о распятом Христе как о единственном средстве спасения. Вера слышавших его не была таким образом продуктом человеческой изощренности и цветистого красноречия, но вселялась в их сердца благодаря насыщенности проповеди Павла силой Духа Святого. Это и было желанием апостола, чтобы вера людей основывалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.

1Кор 2:6. Признавая, что не блещет красноречием, Павел вовсе не имел в виду, что Бог одобряет невежество и отвергает любую мудрость. Но есть мудрость, которая исходит от Духа Святого, и Павел хотел, чтобы именно она сделалась достоянием его читателей. Собственно, некоторые из них уже обладали такой мудростью (и Павел надеялся, что когда-нибудь все они станут обладать ею) О таковых апостол говорит, что они «совершенны» (в англ. Библии — «зрелы»), подразумевая вероятно, И тех людей, которых упоминает в 16:13−18. «Совершенных» верующих он еще называет «духовными» (имея их в виду в 2:12−13 и упоминал в 2:15), Причина, по которой власти века сего (ср, 1:20) не приемлют этой мудрости, в том, что они не имеют Духа (2:14).

1Кор 2:7 Благая весть, которую проповедовал Павел, и заключала в себе премудрость Божию, постигаемую лишь в Его откровении (Мф 11:25). В сердцевине этой мудрости план спасения человечества, предназначенный Богом к славе нашей еще «прежде создания мира» (Еф 1:4).

1Кор 2:8. Как и Иоанн в своем Евангелии (Ин 17:1), апостол Павел видит неразрывную связь между славою и распятым Господом (крайний парадокс в представлении как евреев, так и язычников (1Кор 1:23), принявших, не ведая того, участие в осуществлении главного акта Божиего плана спасения).

1Кор 2:9−10. Благословения, сопутствующие спасению, были приготовлены Отцом, осуществлены Сыном, и Духом Святым даются (Еф 1:3−14) всем верующим, которые в результате проникаются к Богу любовью (1Ин 4:19), Познать это коринфяне могли лишь Духом, Который знает и открывает людям все эти глубоко сокровенные тайны Божии, касающиеся спасения.

1Кор 2:11. Павел проводит здесь параллель: если никто не в состоянии глубоко проникнуть в мысли другого человека, известные лишь духу, живущему в нем, то насколько важнее откровение Духа Божьего в раскрытии замыслов и планов Бога.

1Кор 2:12. С этой-то целью, отчасти и сошел Дух от Бога (Ин 16:13) не на некоторых, а на всех верующих (1Кор 12:13).

1Кор 2:13. Итак, весть о спасении, бывшую до недавнего времени тайной, провозглашает Павел, объяснял и развивал далее все с ней связанное. Не от человека, но от Бога она, и люди были научены ей Духом Святым. Последняя фраза стиха звучит как… соображая духовное с духовным. Исходя из особенностей греческой грамматики, переводчики Библии на английский язык передали эту мысль так: «выражая духовные истины духовными словами». С учетом тех же особенностей автор Комментария считает, что это место можно было бы перевести и так: «духовные истины духовным людям».

Оба варианта — возможны, но главная мысль, выраженная апостолом в этом стихе, не в том, каким образом весть, основанная не на человеческой мудрости, передается, а в том, кому передается она; из контекста вытекает, что Павел проповедовал эту «премудрость Божию между совершенными» (стих 6). Таким образом, стих 13 параллелен по смыслу стиху 6, и такое продолжение мысли, как бы в скобках, соответствовало высокому стилю греческого языка.

1Кор 2:14, Поскольку только духовные люди способны воспринимать духовные истины, людям, не имеющим Духа Святого, или невозрожденным, не доступна духовная мудрость, независимо от того, каковы их интеллектуальные возможности или свершения (1:20), Невозрожденный человек, выступающий в роли критика Слова Божия, подобен глухому критику музыки Баха или слепому — картин Рафаэля.

1Кор 2:15−16, С другой стороны, тот, кто имеет Духа Святого и находится под Его руководством, может судить обо всем, что открывает ему Дух, и применять это в жизни (стих 10).

Духовного человека может судить только Бог (4:3−5), но никак не невозрожденные люди (2:15) или мирские верующие (3:1−3). Выражение …мы имеем ум Христов, означает быть послушным тому, что открыто Богом (смотрите Флп 2:5−8); такие истинно духовные люди были и в коринфской церкви.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.