Иисус Навин 11 глава

Книга Иисуса Навина
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Услышав сие, Иавин, царь Асорский, послал к Иоваву, царю Мадонскому, и к царю Шимронскому, и к царю Ахсафскому,
2 и к царям, которые жили к северу на горе и на равнине с южной стороны Хиннарофа, и на низменных местах, и в Нафоф-Доре к западу,
3 к Хананеям, которые жили к востоку и к морю, к Аморреям и Хеттеям, к Ферезеям и к Иевусеям, жившим на горе, и к Евеям, жившим подле Ермона в земле Массифе.
4 И выступили они и всё ополчение их с ними, многочисленный народ, который множеством равнялся песку на берегу морском; и коней и колесниц было весьма много.
5 И собрались все цари сии, и пришли, и расположились станом вместе при водах Меромских, чтобы сразиться с Израилем.
6 Но Господь сказал Иисусу: не бойся их, ибо завтра, около сего времени, Я предам всех их на избиение сынам Израиля; коням же их перережь жилы и колесницы их сожги огнём.
7 Иисус и с ним весь народ, способный к войне, внезапно вышли на них к водам Меромским и напали на них.
8 И предал их Господь в руки Израильтян, и поразили они их, и преследовали их до Сидона великого и до Мисрефоф-Маима, и до долины Мицфы к востоку, и перебили их, так что никого из них не осталось, кто уцелел бы.
9 И поступил Иисус с ними так, как сказал ему Господь: коням их перерезал жилы и колесницы их сожёг огнём.
10 В то же время, возвратившись, Иисус взял Асор и царя его убил мечом (Асор же прежде был главою всех царств сих);
11 и побили всё дышащее, что было в нём, мечом, предав заклятию: не осталось ни одной души; а Асор сожёг он огнём.
12 И все города царей сих и всех царей их взял Иисус и побил мечом, предав их заклятию, как повелел Моисей, раб Господень;
13 впрочем, всех городов, лежавших на возвышенности, не жгли Израильтяне, кроме одного Асора, который сжёг Иисус.
14 А всю добычу городов сих и скот разграбили сыны Израилевы себе; людей же всех перебили мечом, так что истребили всех их: не оставили ни одной души.
15 Как повелел Господь Моисею, рабу Своему, так Моисей заповедал Иисусу, а Иисус так и сделал: не отступил ни от одного слова во всём, что повелел Господь Моисею.
16 Таким образом, Иисус взял всю эту нагорную землю, всю землю полуденную, всю землю Гошен и низменные места, и равнину и гору Израилеву, и низменные места,
17 от горы Халак, простирающейся к Сеиру, до Ваал-Гада в долине Ливанской, подле горы Ермона, и всех царей их взял, поразил их и убил.
18 Долгое время вёл Иисус войну со всеми сими царями.
19 Не было города, который заключил бы мир с сынами Израилевыми, кроме Евеев, жителей Гаваона: всё взяли они войною;
20 ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце своё и войною встречали Израиля — для того, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были так, как повелел Господь Моисею.
21 В то же время пришёл Иисус и поразил Енакимов на горе, в Хевроне, в Давире, в Анаве, на всей горе Иудиной и на всей горе Израилевой; с городами их предал их Иисус заклятию;
22 не осталось ни одного из Енакимов в земле сынов Израилевых, остались только в Газе, в Гефе и в Азоте.
23 Таким образом, взял Иисус всю землю, как говорил Господь Моисею, и отдал её Иисус в удел Израильтянам, по разделению между коленами их. И успокоилась земля от войны.

Толкование Далласской семинарии

1. КОАЛИЦИЯ ЦАРЕЙ (11:1−5)

Нав 11:1−3. Блестящие победы, одержанные Иисусом Навином на юге, вызвали сильную тревогу среди царей северного Ханаана. Иавин, царь Асорский, выступил инициатором последней отчаянной попытки приостановить завоевание земли израильтянами. Несомненно, эта попытка скорее увенчалась бы успехом, если бы Иавин присоединился к коалиции Адониседека (10:1−3), придя со своими силами с севера, чтобы выступить вместе с южными армиями — с целью поразить Израиля у Гаваона. Но Бог удержал Иавина от этого шага, и вот теперь он поспешно и едва ли не панически реагировал на разразившийся кризис. Быстро отправились его гонцы на север, юг, восток и запад — чтобы призвать ханаанские племена к оружию.

Весьма схожая, вероятно, ситуация, возникла и позднее, когда царь Саул обратился с ультимативным призывом ко всему Израилю, чтобы последовал за ним на защиту Иависа Галаадского; он тогда рассек на части двух волов и разослал эти части в разные концы со своими нарочными, которые кричали: «так будет поступлено с волами того, кто не пойдет вслед Саула и Самуила» (1Цар 11:7).

Хиннароф (также Хиннереф, Киннереф, Киннероф — Нав 11:2; сравните 13:27; 19:35; Чис 34:11, Втор 3:17; 3Цар 15:20) — раннее название моря Галилейского, а также города на берегу этого «моря», точнее, озера. Слово это значит «арфа», и названию своему озеро, видимо, обязано тем, что имеет форму арфы. В Новом Завете море Галилейское порой называется озером Геннисаретским — по греческому написанию еврейского слова «хиннереф» (например, Лк 5:1).

Нав 11:4−5. Хотя особыми узами дружбы перечисленные цари севера не были связаны между собой, опасность полного уничтожения побудила их образовать союз, и вот они встретились в нескольких километрах на северо-запад от Галилейского моря, в долине при водах Меромских. Это объединенное ополчение выглядело впечатляюще; оно состояло не только из воинов, многочисленных, как песок морской, но также из огромного числа коней и колесниц. Иосиф Флавий, еврейский историк 1-го века от Р. Х., полагал, что эта северная коалиция включала в себя триста тысяч пеших воинов, десять тысяч кавалерии и двадцать тысяч колесниц. Казалось бы, израильтянам противостояла сила явно превосходящая. Как же мог Иисус Навин надеяться выиграть это сражение?

2. БИТВА (11:6−15)

Сонмы хананеев расположились станом у вод Меромских (стих 5). Вероятно, в их планы входило, построившись в боевой порядок и, следуя принятой ими стратегии, ринуться в Иорданскую долину, чтобы атаковать Иисуса Навина и его войско у Галгала. Однако Навин не стал ждать, пока враг придет к нему; он сам предпринял поход к Мерому, лежавшему в пяти днях пути от Галгала. Во время этого перехода у израильского полководца было достаточно времени, чтобы подумать о полчищах, с которыми ему предстояло сразиться. И представляется, что неясная пока перспектива не могла не тревожить его.

Нав 11:6. Но вот Бог заговорил к нему. И обещание, которое Он дал Навину, не оставило места для сомнений: не бойся их (сравните 1:9; 8:1); ибо завтра, около сего времени, Я предам всех их на избиение сынам Израиля. Именно в такого рода заверении нуждался полководец Израильтян. Получил он и конкретные указания: обезножить коней противника, перерезав им сухожилия, а колесницы его сжечь (толкование на 11:9).

Нав 11:7−9. Сражение разделилось на две фазы. На следующий день Иисус Навин неожиданно атаковал врага у вод Меромских, и погнал его как на запад, к побережью (к Сидону великому и к Мисрефоф-Маиму), так и на восток, до долины Мицфы.

Исполняя Божие повеление (стих 6), Иисус приказал убивать, врагов всех до единого и сжечь их колесницы, и повредить ноги их коням.

Однако, почему Бог предписал Иисусу столь крутые меры, как сожжение колесниц и обезноженье коней? Скорее всего, потому, что хананеи использовали коней при совершении своих языческих ритуалов (в этой связи о распоряжении царя Иосии, сделанном долгое время спустя, в 4Цар 23:11). Кроме того, существовала опасность, что Израиль более станет полагаться на эти новые для него средства ведения войны, чем на Господа. Как сказал псалмопевец, Давид: «Иные — колесницами, иные — конями, а мы именем Господа, Бога нашего, хвалимся» (Пс 19:8). В других переводах, например, в английском, этот стих звучит как «иные полагаются на свои колесницы, иные — на коней, а мы веруем в Господа, Бога нашего, и полагаемся на Него».

Нав 11:10−14. Вторая фаза сражения в северном Ханаане была ознаменована возвращением Иисуса после разгрома вражеской армии и взятием им всех городов поверженных царей. Из всех этих городов, однако, лишь Асор подвергся полному уничтожению — может быть, потому, что был самым крупным городом древней Палестины (его территория насчитывала 80, 94 га; сравните с 5, 67 га — города Мегиддо и 3, 24 га — Иерихона).

Занимая очень выгодное стратегическое положение, Асор доминировал над несколькими ответвлениями главной дороги, пролегавшей здесь в древности: это были пути, которые вели из Египта в Сирию и далее — в Ассирию и Вавилон. Положение его при торговых путях способствовало процветанию Асора. Потому-то из всех северных городов только Асор был евреями сожжен, после того, как они взяли его.

Возможно, Иисус Навин решил сохранить другие взятые им города, чтобы впоследствии израильтяне могли пользоваться ими; однако Асор, как главный город всех этих царств (или городов-государств), выступавший также главным военным инициатором среди них, должен был, по решению Навина, послужить печальным примером для остальных. Если уж великий Асор не смог избежать плачевной участи, то хананеям ничего не оставалось, как признать, что и любой из их городов может быть сожжен, повели это Иисус Навин.

Нав 11:15. Так была одержана решающая победа на севере. Ключ к ней был в послушании Богу. Иисус… не отступил ни от одного слова во всем, что повелел Господь Моисею.

Д. Обзор одержанных побед (11:16 — 12:24)

Формально победа на севере положила конец завоеванию Ханаанской земли. Но прежде, чем приступить к записи того, как была эта земля поделена между коленами израилевыми, автор дает обзор побед Израиля в Обетованной земле во всем их размахе и подводит им итог. В эту часть книги включены географическое описание захваченных территорий (11:16−23) и перечисление царей, которым было нанесено поражение (глава 12).

1 ЗАВОЕВАНИЕ ЗЕМЛИ (11:16−23)

Нав 11:16−17. Сражения, которые вели под его командованием воины Иисуса Навина, прокатились по всей земле, от одной ее границы до другой, с юга на север и с востока на запад. Нагорная страна и пустыня Негев (в русском тексте — земля полуденная, т. е. южная земля), вся земля Гошен и западные предгорья (в русском переводе — низменные места), равнина и гора Израилева с ее предгорьями (в русском тексте — низменные места) — все это относится к центральной и южной частям земли (сравните 10:40).

Негев — пустынная область, лежащая на юго-запад от Мертвого моря, а под «равниной» здесь понимается впадина Иорданской долины на север и на юг от Мертвого моря. Гора Халак находится в южной пустынной части региона; Ваал-Гад (точное местонахождение — неизвестно) располагался на крайнем севере, в долине Ливанской, возможно, в пятидесяти-шестидесяти километрах на север от Галилейского моря.

Нав 11:18−20. Завоевание растянулось на долгое время. Последующие победы не были ни легкими, ни быстрыми. Лишь один город искал мира — это Гаваон. Все остальные были взяты с бою: Бог ожесточил сердца их граждан (толкование на Исх 4:21; 8:15), побудив их сражаться против Израиля, чтобы тот истребил хананеев. День Божьего милосердия для них миновал. Ибо в глазах Божиих мера беззаконий этих идолопоклонников преисполнилась.

Нав 11:21−22. Особо упоминаются здесь Енакимы (в других местах — «сыны Енаковы»), «великорослые люди», которые за сорок пять лет до того привели в ужас разведчиков, посланных Моисеем (Чис 13:33; сравните толкование на Нав 14:10); к ним относился риторический вопрос: «кто устоит против сынов Енаковых?» (Втор 9:2).

Но под руководством Иисуса Навина эти казавшиеся непобедимыми враги были в конце-концов уничтожены. Лишь какая-то часть их сохранились в таких отдаленных городах, как Газа, Геф и Азот. Во дни царя Давида именно из Гефа пришел человек гигантского роста, по имени Голиаф, чтобы бросить вызов Израилю и его Богу (1Цар 17).

Нав 11:23. Этот раздел завершается заявлением, в котором в сущности, подводится итог книге Иисуса Навина в целом: Таким образом взял Иисус всю землю (сравните стих 16), подробно история завоевания, изложена в главах 1−11. В продолжении же этой фразы: …и отдал ее Иисус в удел Израильтянам, по разделению между коленами их — вступление к дальнейшему повествованию, и вместе с тем итог того, о чем пойдет речь в главах 13−22.

Однако, как согласовать заявление о том, что «Иисус взял всю землю» с тем, что будет сказано позднее — «земли брать в наследие осталось еще очень много»? (13:1). Дело в том, что в еврейском сознании часть нередко символизирует целое. Следовательно, в свете того обстоятельства, что Иисус Навин овладел ключевыми центрами по всей земле, — обретало силу его заявление о том, что он покорил всю землю.

А. Д. Меттилл, младший, тщательно проанализировал завоевание Ханаана, изучив эту территорию как с точки зрения ее разделения по географическому принципу, так и те символизировавшие всю землю части ее, которые были захвачены Иисусом Навином. Он пришел к выводу, что израильтяне покорили ключевые пункты на прибрежной равнине, в предгорьях Шефелаха, на центральном плато, в долине Иордана и на Трансиорданском плато.

Не было такой территории в пределах Ханаана, которая полностью не была бы обойдена евреями. Значит, Навин действительно овладел всей землей, как и должно было случиться по слову Божию, на которое Навин полагался более всего. (в этой связи толкование на 21:43−45). Относительно заключительного заявления — И успокоилась земля от войны (11:23) толкование на 14:15.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.