Иисус Навин 13 глава

Книга Иисуса Навина
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Когда Иисус состарился, вошёл в лета преклонные, тогда Господь сказал ему: ты состарился, вошёл в лета преклонные, а земли брать в наследие остаётся ещё очень много.
2 Остаётся сия земля: все округи Филистимские и вся земля Гессурская.
3 От Сихора, что пред Египтом, до пределов Екрона к северу, считаются Ханаанскими пять владельцев Филистимских: Газский, Азотский, Аскалонский, Гефский, Екронский и Аввейский;
4 к югу же вся земля Ханаанская от Меары Сидонской до Афека, до пределов Аморрейских,
5 также земля Гевла и весь Ливан к востоку солнца от Ваал-Гада, что подле горы Ермона, до входа в Емаф.
6 Всех горных жителей от Ливана до Мисрефоф-Маима, всех Сидонян Я изгоню от лица сынов Израилевых. Раздели же её в удел Израилю, как Я повелел тебе;
7 раздели землю сию в удел девяти коленам и половине колена Манассиина.
8 А колено Рувимово и Гадово с другою половиною колена Манассиина получили удел свой от Моисея за Иорданом к востоку, как дал им Моисей, раб Господень,
9 от Ароера, который на берегу потока Арнона, и город, который среди потока, и всю равнину Медеву до Дивона;
10 также все города Сигона, царя Аморрейского, который царствовал в Есевоне, до пределов Аммонитских,
11 также Галаад и область Гессурскую и Маахскую, и всю гору Ермон и весь Васан до Салхи,
12 всё царство Ога Васанского, который царствовал в Астарофе и в Едреи. Он оставался один из Рефаимов, которых Моисей поразил и прогнал.
13 Но сыны Израилевы не выгнали жителей Гессура и Маахи, и живёт Гессур и Мааха среди Израиля до сего дня.
14 Только колену Левиину не дал он удела: жертвы Господа, Бога Израилева, суть удел его, как сказал ему Господь.
15 колену сынов Рувимовых по племенам их дал удел Моисей:
16 пределом их был Ароер, который на берегу потока Арнона, и город, который среди потока, и вся равнина при Медеве,
17 Есевон и все города его, которые на равнине, и Дивон, Вамоф-Ваал и Беф-Ваал-Меон,
18 Иааца, Кедемоф и Мефааф,
19 Кириафаим, Сивма и Цереф-Шахар на горе Емек,
20 Беф-Фегор и места при подошве Фасги и Беф-Иешимоф,
21 и все города на равнине, и всё царство Сигона, царя Аморрейского, который царствовал в Есевоне, которого убил Моисей, равно как и вождей Мадиамских: Евия, и Рекема, и Цура, и Хура, и Реву, князей Сигоновых, живших в земле той;
22 также Валаама, сына Веорова, прорицателя, убили сыны Израилевы мечом в числе убитых ими.
23 Пределом сынов Рувимовых был Иордан. Вот удел сынов Рувимовых по племенам их, города и села их.
24 Моисей дал также удел колену Гадову, сынам Гадовым, по племенам их:
25 пределом их был Иазер и все города Галаадские, и половина земли сынов Аммоновых до Ароера, что пред Раввою,
26 и земли от Есевона до Рамаф-Мицфы и Ветонима и от Маханаима до пределов Давира,
27 и на долине Беф-Гарам и Беф-Нимра и Сокхоф и Цафон, остаток царства Сигона, царя Есевонского; пределом его был Иордан до моря Хиннерефского за Иорданом к востоку.
28 Вот удел сынов Гадовых по племенам их, города и сёла их.
29 Моисей дал удел и половине колена Манассиина, который принадлежал половине колена сынов Манассииных, по племенам их;
30 предел их был: от Маханаима весь Васан, всё царство Ога, царя Васанского, и все селения Иаировы, что в Васане, шестьдесят городов;
31 а половина Галаада и Астароф и Едрея, царственные города Ога Васанского, даны сынам Махира, сына Манассиина, половине сынов Махировых, по племенам их.
32 Вот что Моисей дал в удел на равнинах Моавитских за Иорданом против Иерихона к востоку.
33 Но колену Левиину Моисей не дал удела: Господь, Бог Израилев, Сам есть удел их, как Он говорил им.

Толкование Далласской семинарии

2. ОСОБОЕ ПОЖАЛОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ВОСТОЧНЫМ ПЛЕМЕНАМ (13:8−33)

Нав 13:8−13. Затем Иисус Навин получил указание признать и подтвердить то, что уже было сделано Моисеем до переходе евреями Иордана. Племена Рувима, Гада и половина племени Манассиина, владея большими стадами скота, были заинтересованы в том, чтобы осесть на тучных пастбищах Трансиордании. Но лишь после того, как их мужчины изъявили согласие воевать плечом к плечу со своими братьями, чтобы покорить Ханаан, согласился и Моисей отдать им земли на восточной стороне Иордана (Чис 32). В этих стихах дано описание трансиорданских земель (Нав 13:9−12; сравните 12:1−5).

Гессур и Мааха (уже упоминавшиеся в 12:5) не были покорены израильтянами — почему, не говорится. Все эти страны располагались на восток и северо-восток от Киннеретского моря (Галилейского).

Нав 13:14. Колено Левиино, в отличие от других племен, не получило особого надела (сравните стих 33; 14:3−4; 18:7). Взамен левитам даны были сорок восемь городов с пастбищными землями вокруг них (14:4; 21:41), соответственно указанию Моисея (Чис 35:1−5).

Нав 13:15−32. Рувим (стихи 15−23) получил территорию, прежде принадлежавшую Моаву, на восток от Мертвого моря. Колено Гадово наследовало земли в центральной части региона, в Галааде. Наделом половины колена Манассиина (стихи 29−31) было богатое Васанское плато, на восток от Киннеретского моря.

За столетия до того, как земля была поделена, Иаков, умирая, изрек пророчество относительно своих сыновей. Скорбное предчувствие прозвучало в его пророчестве о перворожденном его — Рувиме (сравните Быт 49:3−4; 35:22). Хотя Рувим был первенцем Иакова, и ему полагалась «двойная часть» (Втор 21:17), ни он, ни его племя не получили ее. Только теперь, спустя более чем четыре столетия после того, как совершил свое греховное дело Рувим, наказание настигло его потомков; право первородства было передано брату его Иосифу, который и по лучил «двойную часть» — одну для Ефрема, а другую — для Манассии (Быт 48:12−20).

Мудрой ли была настойчивая просьба двух с половиной племен позволить им осесть в Трансиордании? История, по-видимому, дала на это отрицательный ответ Их территории не имели естественных границ на востоке, а потому не были защищены от моавитян, хананеев, арамеев, мадианитян, амаликитян и других народов, которые постоянно вторгались в их земли. А когда ассирийский царь бросил свой алчный взгляд на Ханаан, эти два с половиной колена — Рувима, Гада и частично Манассии — первыми были уведены ассирийцами в плен (1Пар 5:26).

Нав 13:33. Богатому, но сопряженному с опасностями и бедами, наследию двух с половиной племен противопоставлено наследие колена Левиина; дважды подчеркивается в этой главе (стих 14:3−4; 18:7), что Левий не получил надела от Моисея. Но заменой земельных угодий послужил ему сан священства, прерогатива священных жертвоприношений и в конечном счете Сам… Господь, как сказано в стихе 33.

Два с половиной колена сделали свой выбор, как и Лот в свое время, на основании зрительного впечатления (сравните Быт 13:10−11), и в конце-концов они свои наделы потеряли. В отличие от них, левиты, не просившие «части» для себя, получили наследие огромного духовного значения, а вместе с ним и все необходимое для жизни.

Б. Надел Халева (глава 14)

I. ВВЕДЕНИЕ (14:1−5)

Нав 14:1−5. После напоминания о наделах, оставленных Моисеем в Трансиордании, повествование обращается к распределению земель между остальными девятью с половиной коленами уже в Ханаане. Повторяется объяснение относительно сынов Рувимовых, сынов Гадовых и половины племени Манассии, а также относительно левитов (сравните 13:14, 33; 18:7). Кроме того, уточняется метод распределения наделов в Ханаане: землю делили по жребию (14:2; 18:8; 19:51).

Господь дал наставление Моисею, чтобы каждому племени отводилась территория, пропорциональная числу людей в этом племени; место, где отводился надел, определялось, как уже сказано, по жребию (Чис 26:54−56). В соответствии с еврейской традицией делалось это так: из одного сосуда извлекалось написанное название племени, и одновременно из другого — обозначение границ соответствующей территории. Этот метод применялся при определении наследственного удела каждого колена.

Однако не слепой случай стоял за процессом распределения земель, а Сам Бог, Который «надзирал» за всей этой процедурой (сравните Притч 16:33). Некоторую «пристрастность», имевшую при этом место и вызывавшую недовольство и зависть одних колен по отношению к другим, следует рассматривать не как нечто случайное и несправедливое, а в контексте Божьего плана относительно Израиля и цели, которую преследовал Бог.

2. ХАЛЕВ В КАДЕС-ВАРНИ (14:6−9)

Нав 14:6−9. Наступило время тянуть жребий, и племя Иуды, которое получило надел первым, собралось в Галгале. Но еще до начала процедуры Халев, великий старец Израиля, выступил вперед и напомнил Навину об обещании, которое Господь дал ему, Халеву, сорок пять лет назад: «ему дам Я землю, по которой он проходил, и сынам его, за то, что он повиновался Господу» (Втор 1:36).

Жизнь Халева подходила к концу, и он должен был избрать наследие свое. Что же все еще было наиболее желанным для него? В проникновенном обращении к Иисусу Навину он остановился на главном факте своей жизни, и на основании его сформулировал свою просьбу. Этот факт биографии Халева высвечивает в нашей памяти как события, происшедшие в Кадес-Варни, во время скитания евреев по пустыне, так и те, что имели место в процессе завоевания.

В начале этого отрывка о Халеве говорится как о сыне Иефонии, Кенезеянине. Согласно Быт 15:19, кенезеи были в дни Авраама одним из ханаанских племен. Первоначально клан Халева не был связан узами Завета и не принадлежал к обществу Израильскому, как не принадлежали к нему Хевер Кенеянин (Суд 4:17), Руфь Моавитянка (Руфь 1:1−5), Урия Хеттеянин (2Цар 11:3, 6, 24) и другие. Представляется, что кенезеи, по крайней мере, частично, присоединились к племени Иуды прежде, чем совершился Исход. Таким образом веру свою они не унаследовали — она явилась плодом их убеждения. И эту веру Халев всю свою долгую жизнь являл на практике.

Стоя перед главнокомандующим Иисусом Навином, его старый друг и сподвижник по памятной разведывательной акции (Чис 14:6), 85-летний Халев (Нав 14:10) говорил о том давнем незабываемом дне (стих 10), когда два человека противостали другим десяти, ходившим в Ханаан (Чис 13:3); этими двумя были он, Халев, и Иисус Навин (Чис 13:7, 9). Когда разведчики вернулись со своего задания, те десять тоже хвалили землю, но со страхом заключили, что Израилю не под силу было бы овладеть ею (Чис 13:27−30, 32).

Халев, однако, нашел в себе мужество не согласиться с ними (13:31), и когда страх, охвативший народ, стал угрожать взрывом мятежа, Иисус Навин поддержал Халева и стал убеждать народ довериться Богу, Который даст им победу (Чис 14:6−9). За то, что Халев первым противостал малодушным лазутчикам и народу в целом в их неверии, Бог обещал ему благословение и особую награду (Чис 4:24; Втор 1:36).

Простым было свидетельство, произнесенное тогда Халевом перед народом (Нав 14:6−12). В тот памятный день он говорил на основании своих убеждений. Он не преуменьшал стоявшей перед ними проблемы — «великорослые люди» и их хорошо укрепленные города были реальностью. Но Халев высоко ставил Бога. По его мнению (и этим он отличался от других лазутчиков), не существовало проблем, которые могли бы превозмочь величие Бога. Халев верил в силу Божию.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.