Иисус Навин 21 глава

Книга Иисуса Навина
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Начальники поколений левитских пришли к Елеазару священнику и к Иисусу, сыну Навину, и к начальникам поколений сынов Израилевых,
2 и говорили им в Силоме, в земле Ханаанской, и сказали: Господь повелел через Моисея дать нам города для жительства и предместья их для скота нашего.
3 И дали сыны Израилевы левитам из уделов своих, по повелению Господню, сии города с предместьями их.
4 Вышёл жребий племенам Каафовым; и досталось по жребию сынам Аарона священника, левитам, от колена Иудина, и от колена Симеонова, и от колена Вениаминова, тринадцать городов;
5 а прочим сынам Каафа от племён колен Ефремова, и от колена Данова, и от половины колена Манассиина, по жребию, досталось десять городов;
6 сынам Гирсоновым — от племён колена Иссахарова, и от колена Асирова, и от колена Неффалимова, и от половины колена Манассиина в Васане, по жребию, досталось тринадцать городов;
7 сынам Мерариным, по их племенам, от колена Рувимова, от колена Гадова и от колена Завулонова — двенадцать городов.
8 И отдали сыны Израилевы левитам сии города с предместьями их, как повелел Господь через Моисея, по жребию.
9 От колена сынов Иудиных и от колена сынов Симеоновых дали города, которые здесь названы по имени:
10 сынам Аарона, из племён Каафовых, из сынов Левия, так как жребий их был первый.
11 дали Кириаф-Арбы, отца Енакова, иначе Хеврон, на горе Иудиной, и предместья его вокруг него;
12 а поле сего города и сёла его отдали в собственность Халеву, сыну Иефонниину.
13 Итак, сынам Аарона священника дали город убежища для убийцы — Хеврон и предместья его, Ливну и предместья её,
14 Иаттир и предместья его, Ештемо и предместья его,
15 Холон и предместья его, Давир и предместья его,
16 Аин и предместья его, Ютту и предместья её, Беф-Шемеш и предместья его: девять городов от двух колен сих;
17 а от колена Вениаминова: Гаваон и предместья его, Геву и предместья её,
18 Анафоф и предместья его, Алмон и предместья его: четыре города.
19 Всех городов сынам Аароновым, священникам, досталось тринадцать городов с предместьями их.
20 И племенам сынов Каафовых, левитов, прочим из сынов Каафовых, по жребию их, достались города от колена Ефремова;
21 дали им город убежища для убийцы — Сихем и предместья его, на горе Ефремовой, Гезер и предместья его,
22 Кивцаим и предместья его, Беф-Орон и предместья его: четыре города;
23 от колена Данова: Елфеке и предместья его, Гиввефон и предместья его,
24 Аиалон и предместья его, Гаф-Риммон и предместья его: четыре города;
25 от половины колена Манассиина: Фаанах и предместья его, Гаф-Риммон и предместья его: два города.
26 Всех городов с предместьями их прочим племенам сынов Каафовых досталось десять.
27 А сынам Гирсоновым, из племён левитских, дали: от половины колена Манассиина город убежища для убийцы — Голан в Васане и предместья его, и Беештеру и предместья её: два города;
28 от колена Иссахарова: Кишион и предместья его, Давраф и предместья его,
29 Иармуф и предместья его, Ен-Ганним и предместья его: четыре города;
30 от колена Асирова: Мишал и предместья его, Авдон и предместья его,
31 Хелкаф и предместья его, Рехов и предместья его: четыре города;
32 от колена Неффалимова город убежища для убийцы — Кедес в Галилее и предместья его, Хамоф-Дор и предместья его, Карфан и предместья его: три города.
33 Всех городов сынам Гирсоновым, по племенам их, досталось тринадцать городов с предместьями их.
34 Племенам сынов Мерариных, остальным левитам, дали: от колена Завулонова Иокнеам и предместья его, Карфу и предместья её,
35 Димну и предместья её, Нагалал и предместья его: четыре города;
36 от колена Рувимова Бецер и предместья его, Иааца и предместья её,
37 Кедемоф и предместья его, Мефааф и предместья его: четыре города;
38 от колена Гадова: города убежища для убийцы — Рамоф в Галааде и предместья его, Маханаим и предместья его,
39 Есевон и предместья его, Иазер и предместья его: всех городов четыре.
40 Всех городов сынам Мерариным, по племенам их, остальным племенам левитским, по жребию досталось двенадцать городов.
41 Всех городов левитских среди владения сынов Израилевых было сорок восемь городов с предместьями их.
42 При городах сих были при каждом городе предместья вокруг него: так было при всех городах сих.
43 Таким образом, отдал Господь Израилю всю землю, которую дать клялся отцам их, и они получили её в наследие и поселились на ней.
44 И дал им Господь покой со всех сторон, как клялся отцам их, и никто из всех врагов их не устоял против них; всех врагов их предал Господь в руки их.
45 Не осталось неисполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; всё сбылось.

Толкование Далласской семинарии

3. НАЗНАЧЕНИЕ ГОРОДОВ ДЛЯ ЛЕВИТОВ (21:1−42)

Нав 21:1−3. Здесь — последний и завершающий штрих в процедуре распределения земель. Перед нами — вожди племени Левия, которые требуют городов, обещанных Левию Моисеем (сравните Чис 35:1−8). Эти 48 городов с предместьями, т. е. с пастбищами для скота, включая и все шесть городов-убежищ, были приписаны к левитам.

Нав 21:4−7. Конкретно города между левитами распределялись по трем основным «ветвям» их генеалогического древа, т. е. между племенами трех сыновей Левия — Каафа, Гирсона и Мерари (таблицу «предки Моисея, начиная от Авраама» — там, где толкование на Исх 6:18).

Нав 21:8−19. Первыми перечислены тринадцать городов для каафитов. Девять из них располагались на территориях Иуды и Симеона, включая Хеврон (город-убежище); еще четыре — на территории Вениамина. Эти 13 городов были предназначены для священников, потомков Аарона.

Нав 21:20−26. Остальным каафитам предназначались еще десять… городов, включая Сихем (город-убежище), на территориях Ефрема и Дана, а также в западной части территории Манассии. Таким образом города священников сосредоточились в будущем Южном царстве, в Иудее, в Столице которой — Иерусалиме — предстояло возвести храм.

Нав 21:27−33. Еще тринадцать левитских городов, отданных потомкам Гирсона, находились в восточной части территории Манассии, а также на территориях Иссахара, Асира и Неффалима. Среди них было два города-убежища: Голан Васанский и Кедес Галилейский.

Нав 21:34−40. Потомки Мерари из колена Левиина получили двенадцать городов у Завулона и на территории трансиорданских племен — Рувима и Гада, включая Рамоф, город-убежище в Галааде. Следовательно, 10 из 48 левитских городов находились на восточном берегу Иордана, причем 2 — у половины племени Манассиина (стих 27), а по 4 — у Рувима (стихи 36−37) и Гада (стихи 38−39).

Племя Левия было «разбросано» среди других племен во исполнение проклятия Иакова, произнесенного им как на Левия, так и на Симеона (Быт 49:5, 7) за учиненную ими безжалостную резню среди сихемитов (Быт 34). Но в случае потомков Левия Бог Сам встал над ними, чтобы сохранить это племя и сделать его благословением для всего Израиля. Он сделал это потому, что в острой критической ситуации левиты выступили на стороне Моисея (Исх 32:26), а также потому; что Финеес, левит, сын Елеазара, отстоял праведное имя Божие на равнинах Моава (Чис 25).

Нав 21:41−42. Однако ко времени раздачи наделов многие из левитских городов все еще находились под контролем хананеев — их еще следовало завоевать. И, по-видимому, попытки левитов сделать это не всегда были успешными, а другие племена не всегда приходили им на помощь. Здесь, как представляется, кроется наипростейшее объяснение того, что приводимый в 21 главе список левитских городов не вполне совпадает с тем, который находим в 1Пар 6:54−81.

Надо сказать, что «рассеяние» левитов среди других племен имело благоприятные последствия. Благословляя последним благословением колена Израилевы, Моисей сказал о левитах: «Учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля» (Втор 33:10).

Почетной ответственностью и высокой привилегией левитов было наставлять Израиль в Законе Божием, следить за тем, чтобы не угасало в народе знание слова Его. И еще особую роль должны были играть левиты на севере и востоке Обетованной земли — служа там барьером против проникновения в Израиль духа идолопоклонства из Тира и Сидона, а также разнообразных языческих представлений и ритуалов — от племен, кочевавших по пустыне.

Кто-то подсчитал, что ни один израильтянин не жил далее, чем за 10 километров от одного из 48-ми левитских городов. Таким образом каждый израильтянин имел поблизости от себя людей, хорошо осведомленных в Моисеевом законе, у которых можно было получил советы и рекомендации по многим вопросам религиозной, семейной и политической жизни. А это было очень важно для Израиля — во всем подчиняться слову Божиему, дабы не прекратилось преуспевание народам и не лишился он свою привилегий.

Как, однако, ни печально, условие это выполнено не было. Левиты не использовали до конца данные им возможности; они не исполнили своей миссии во всей ее полноте. Будь это так, дух идолопоклонства и его разлагающее влияние, возможно, никогда не распространились бы по земле Израиля.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА ЗАВОЕВАНИЮ И РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ЗЕМЕЛЬ (21:43−45)

Нав 21:43−45. Эти стихи завершают длинный раздел, в котором описывается раздача земель и городов. Ветхозаветный историк бросает взгляд в прошлое и подводит итог завоеванию и распределению земли, подчеркивая при этом верность Бога Его обещанию дать Израилю землю и покой со всех сторон и победу над их врагами. Ничего из обещанного Им не осталось невыполненным. Это не означало, что каждая пядь Обетованной земли оказалась в руках Израиля — ведь Бог Сам сказал ему, что землю эту ему придется завоевывать постепенно (Втор 7:22).

Не следует думать, будто заключительные заявления, провозглашаемые в этих стихах, как бы «проходят мимо» тех бед, которым предстояло разразиться над Его народом во времена судей, — важно понять, что беды эти разразились по вине Израиля, а не Бога. Причем неверность Израиля ни в коей мере не сказалась на верности Бога. Подтверждение этому находим в словах апостола Павла, обращенных к Тимофею: «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2Тим 2:13).

На основании заявления в Нав 21:43 некоторые богословы настаивают на том, что именно тогда и было исполнено обещание относительно земли, данное Богом Аврааму. Это, однако, не так, и вот почему: касательно овладения Израилем землей в Библии имеются и дополнительные предсказания, относящиеся ко времени после Иисуса Навина (к примеру, Ам 9:14−15).

А значит в Нав 21:43 речь идет о тех пределах земли, о которых читаем в Чис 34, а не о земле в ее последних и окончательных границах, в каковых сделается она достоянием Израиля в царствование Мессии (Быт-15:18−21). Кроме того, хоть в дни Навина Израиль и овладел землей, впоследствии он потерял ее, тогда как по Авраамову завету Израилю обещано, что он будет владеть этой землей вечно (Быт 17:8).

IV. Заключение (главы 22−24)

А. Выяснение недоразумения на границе (глава 22)

Когда племена, получившие наделы на восточном берегу Иордана, вернулись к себе домой, то между ними и племенами западного берега едва не вспыхнул внезапный конфликт, который мог бы ввергнуть сообщества, только что осевшие на Обетованной земле, в катастрофическую по своим последствиям гражданскую войну. Сложилась весьма опасная ситуация. Враги, затаившиеся поблизости, несомненно, горячо надеялись, что именно так и произойдет, и тогда они смогут вернуть себе потерянные территории. Но промыслом Божиим трагедия эта была предотвращена, а Израилю было преподано несколько важных уроков.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.