Иисус Навин 8 глава

Книга Иисуса Навина
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Господь сказал Иисусу: не бойся и не ужасайся; возьми с собою весь народ, способный к войне, и, встав, пойди к Гаю; вот, Я предаю в руки твои царя Гайского и народ его, город его и землю его;
2 сделай с Гаем и царём его то же, что сделал ты с Иерихоном и царём его, только добычу его и скот его разделите себе; сделай засаду позади города.
3 Иисус и весь народ, способный к войне, встал, чтобы идти к Гаю, и выбрал Иисус тридцать тысяч человек храбрых и послал их ночью,
4 и дал им приказание и сказал: смотрите, вы будете составлять засаду у города позади города; не отходите далеко от города и будьте все готовы;
5 а я и весь народ, который со мною, подойдём к городу; и когда жители Гая выступят против нас, как и прежде, то мы побежим от них;
6 они пойдут за нами, так что мы отвлечём их от города; ибо они скажут: «бегут от нас, как и прежде»; когда мы побежим от них,
7 тогда вы встаньте из засады и завладейте городом, и Господь, Бог ваш, предаст его в руки ваши;
8 когда возьмёте город, зажгите город огнём, по слову Господню сделайте; смотрите, я повелеваю вам.
9 Таким образом, послал их Иисус, и они пошли в засаду и засели между Вефилем и между Гаем, с западной стороны Гая; а Иисус в ту ночь ночевал среди народа.
10 Встав рано поутру, Иисус осмотрел народ, и пошёл он и старейшины Израилевы впереди народа к Гаю;
11 и весь народ, способный к войне, который был с ним, пошёл, приблизился и подошёл к городу,
12 и поставил стан с северной стороны Гая, а между ним и Гаем была долина. Потом взял он около пяти тысяч человек и посадил их в засаде между Вефилем и Гаем, с западной стороны города.
13 И народ расположил весь стан, который был с северной стороны города, так, что задняя часть была с западной стороны города. И пришёл Иисус в ту ночь на средину долины.
14 Когда увидел это царь Гайский, тотчас с жителями города, встав рано, выступил против Израиля на сражение, он и весь народ его, на назначенное место пред равниною; а он не знал, что для него есть засада позади города.
15 Иисус и весь Израиль, будто поражённые ими, побежали к пустыне;
16 а они кликнули весь народ, который был в городе, чтобы преследовать их, и, преследуя Иисуса, отдалились от города;
17 в Гае и Вефиле не осталось ни одного человека, который не погнался бы за Израилем; и город свой они оставили отворённым, преследуя Израиля.
18 Тогда Господь сказал Иисусу: простри копьё, которое в руке твоей, к Гаю, ибо Я предам его в руки твои. Иисус простёр копьё, которое было в его руке, к городу.
19 Сидевшие в засаде тотчас встали с места своего и побежали, как скоро он простёр руку свою, вошли в город и взяли его и тотчас зажгли город огнём.
20 Жители Гая, оглянувшись назад, увидели, что дым от города восходил к небу. И не было для них места, куда бы бежать — ни туда, ни сюда; ибо народ, бежавший к пустыне, обратился на преследователей.
21 Иисус и весь Израиль, увидев, что сидевшие в засаде взяли город, и дым от города восходил к небу, возвратились и стали поражать жителей Гая;
22 а те из города вышли навстречу им, так что они находились в середине между Израильтянами, из которых одни были с той стороны, а другие с другой; так поражали их, что не оставили ни одного из них, уцелевшего или убежавшего;
23 а царя Гайского взяли живого и привели его к Иисусу.
24 Когда Израильтяне перебили всех жителей Гая на поле, в пустыне, куда они преследовали их, и когда все они до последнего пали от острия меча, тогда все Израильтяне обратились к Гаю и поразили его остриём меча.
25 Падших в тот день мужей и жён, всех жителей Гая, было двенадцать тысяч.
26 Иисус не опускал руки своей, которую простёр с копьём, доколе не предал заклятию всех жителей Гая;
27 только скот и добычу города сего сыны Израиля разделили между собою, по слову Господа, которое Господь сказал Иисусу.
28 И сожёг Иисус Гай, и обратил его в вечные развалины, в пустыню, до сего дня;
29 а царя Гайского повесил на дереве, и был он на дереве до вечера; по захождении же солнца приказал Иисус, и сняли труп его с дерева, и бросили его у ворот городских, и набросали над ним большую груду камней, которая уцелела даже до сего дня.
30 Тогда Иисус устроил жертвенник Господу, Богу Израилеву, на горе Гевал,
31 как заповедал Моисей, раб Господень, сынам Израилевым, о чём написано в книге закона Моисеева, — жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа; и принесли на нём всесожжение Господу и совершили жертвы мирные.
32 И написал Иисус там на камнях список с закона Моисеева, который он написал пред сынами Израилевыми.
33 Весь Израиль, старейшины его и надзиратели его, и судьи его, стали с той и другой стороны ковчега против священников левитов, носящих ковчег завета Господня, как пришельцы, так и природные жители, одна половина их у горы Гаризим, а другая половина у горы Гевал, как прежде повелел Моисей, раб Господень, благословлять народ Израилев.
34 И потом прочитал Иисус все слова закона, благословение и проклятие, как написано в книге закона;
35 из всего, что Моисей заповедал Иисусу, не было ни одного слова, которого Иисус не прочитал бы пред всем собранием Израиля, и жёнами, и детьми, и пришельцами, находившимися среди них.

Толкование Далласской семинарии

3. ПОБЕДА ПРИ ГАЕ (ГЛ. 8)

а. Подготовка к битве (8:1−2)

Нав 8:1. Тот наступательный порыв, в котором Израиль чудесным образом пересек Иордан и одержал сверхъестественную победу под Иерихоном, был приторможен поражением при Гае.

Однако после того, как заслуженная кара настигла Ахана, Бог вернул Израилю Свое благорасположение; вновь заверил Он Иисуса Навина, что не покинет ни его, ни народ, Эти же слова ободрения слышал Иисус от Моисея в Кадес-Варни (Втор 1:21). И с ними же обратился Моисей к Навину сорок лет спустя, когда передавал ему, человеку более молодому, бразды правления (Втор 31:8). Снова Навин услышал их, когда Бог говорил к нему сразу после смерти Моисея (Нав 1:9).

Божиим планом было предусмотрено использование всех боеспособных сил Израиля. Хотя главной причиной поражения при Гае был грех, совершенный Аханом, другой причиной его была недооценка евреями сил врага (сравните 7:3−4). Эту ошибку и предстояло теперь исправить. Бог повелел Навину встать и идти на Гай, пообещав превратить это место разгрома евреев в место их победы.

Нав 8:2. Прежде, чем Навину был раскрыт самый план битвы, ему было сказано, что добычу, взятую в Гае, и стада его жителей израильтяне могут разделить между собой. Иерихон был объявлен заклятым городом, но Гай — нет.

Невольно приходит на мысль Ахан: если бы он подавил в себе жадность и подчинился там, в Иерихоне, слову Божиему, то немного позднее и добычу взял бы и Божие благословение получил.

б. Порядок битвы (8:3−29)

Порядок событий, как они разворачивались при Гае, совершенно отличались от такового под Иерихоном. Израильтяне не обходили семь раз вокруг стен Гая. И стены его не пали сверхъестественным образом. Израилю предстояло, захватить этот город в ходе обычной военной операции.

Нав 8:3−9. Остроумно была разработана стратегия захвата Гая. Она включала устройство засады позади города (западнее его). Сделать это Навину повелел Сам Господь (стих 2). Три контингента воинов должны были участвовать в осуществлении Божьего плана. Первый состоял из храбрых бойцов, которые были посланы ночью, чтобы спрятаться в засаде.

Их задачей было броситься в город и предать его огню, как только защитники города устремятся в погоню за Навином и его войском. Посланных в засаду было тридцать тысяч человек; это может показаться чрезмерным, но наличие множества скал в окрестностях города позволяло надежно укрыться и такому большому числу людей.

Нав 8:10−11. Второй контингент соответствовал основному составу израильской армии, которая и прошла около двадцати четырех километров от Галгала, выйдя оттуда рано поутру и, расположившись затем с северной стороны Гая, на виду у его жителей. В этот, второй, контингент несомненно входили тысячи и тысячи воинов. Это были отвлекающие силы, которые вел сам Навин; их задачей было выманить защитников Гая из города.

Нав 8:12−13. Третий контингент, в количестве примерно пяти тысяч человек, образовал еще одну засаду — между Вефилем и Гаем, чтобы в случае чего не пропустить на помощь защитникам города возможные подкрепления из Вефиля. В ту ночь Навин пришел в глубокую межгорную долину, расположенную севернее Гая.

Нав 8:14−22. Божиим планом было предусмотрено все до мелочей. Увидев расположившуюся близ города армию израильтян, царь Гая клюнул на приманку. Бросившись в погоню за израильтянами, которые обратились в притворное бегство, жители Гая оставили город незащищенным. И тогда по сигналу Навина другой контингент его воинов быстро вошел в город и предал его огню. Когда жители Гая увидели языки пламени и дым, поднимающиеся к небу там, где был их город, ужас и оцепенение охватили их. Прежде, чем они могли что-либо сообразить, они были схвачены израильскими воинами в «клещи» и уничтожены.

Нав 8:23−29. Уничтожив всех жителей Гая, бывших на поле, израильтяне вновь вошли в город и истребили тех, которые оставались за городскими стенами. Всего убитых было двенадцать тысяч человек. В Гае еврейские воины взяли добычу, как разрешил им Бог (стих 2). Сам город был превращен в груду развалин. Взятый живым, царь Гая был повешен на дереве и висел там до вечера, но потом был снят и погребен под грудой камней (сравните с таким же погребением Ахана, 7:26). Тело царя было снято с дерева при заходе солнца, в согласии с Божиим повелением (Втор 21:22−23; сравните Нав 10:27).

в. После битвы (8:30−35)

Нав 8:30−31. Одержав победу под Гаем, Навин поступил так, как заповедал евреям Моисей (Втор 27:1−8). Вместо того, чтобы посредством дальнейших побед закрепить за собой центральную часть Обетованной земли, Иисус повел мужчин, женщин, детей (со всем их скотом и имуществом) с места их стоянки в Галгале на север, вверх по течению Иордана, в заранее определенное место, а именно — к горам Гевал (Нав 8:30) и Гаризим (стих 33), расположенных в Сихеме.

Они шли туда, чтобы поставить жертвенник и принести всесожжение Господу, а также жертвы мирные. Переход этот, протяженностью примерно пятьдесят километров, не был ни трудным, ни опасным, поскольку шли евреи через территорию лишь местами и мало населенную. Но как удалось им избежать столкновения с жителями Сихема, крепости, охранявшей вход в долину между двумя упомянутыми горами?

Не о каждой битве, имевшей место в ходе завоевания, записано в Библии, но, может быть, Сихем просто сдался израильтянам без сопротивления. Однако, почему именно это место было избрано? Видимо, потому, что горы Гевал и Гаризим расположены в географическом центре страны, и с каждой из их вершин обозревается значительная часть Обетованной земли. Здесь-то, в месте, как бы символизировавшем всю землю хананеев, — Иисус Навин и призвал народ к обновлению их обетов Господу в рамках Завета. Примечательно, что он сделал это и при вступлении в землю, и в конце своей миссии — как вождя и руководителя народа (сравните 24:1).

Приуроченные к этому месту церемонии, столь же торжественные, сколь исполненные важного религиозного значения, включали в себя три вещи. Во-первых, на горе Гевал был возведен жертвенник из… цельных, т. е. нетесанных камней, и на нем принесены были жертвы Богу.

Нав 8:32. Во вторых, неподалеку от жертвенника по приказу Иисуса было поставлено еще несколько крупных камней. И на них он написал слова закона Моисеева. Не указывается, какая часть Закона была там запечатлена. По одним предположениям — только Десятисловие, по другим же — по меньшей мере, и главы 5−26 из книги Второзакония.

Археологи обнаруживают на Среднем Востоке схожие каменные столбы (или стеллы) с высеченными на них текстами, высотой от двух до двух с половиной метров. А в Бегистане, на территории Ирана, найдены увековеченные на камнях записи, протяженность которых в три раза превышает «протяженность» или объем Второзакония.

Нав 8:33−35. И, в-третьих, Иисус Навин прочитал народу все слова закона. Причем половина народа стояла на склонах горы Гаризим, по южную сторону долины, а другая половина на склонах горы Гевал, по северную сторону ее; ковчег же завета, в окружении священников, находился в самой долине. Когда одно за другим зачитывались проклятия закона, — «Аминь!» раздавалось со склонов горы Гевал. А когда в таком же порядке зачитывались благословения, откликались племена, расположившиеся на горе Гаризим: «Аминь!» (Втор 11:29; 27:12−26).

В условиях громадного естественного амфитеатра, который и по сей день существует в том месте, народ мог слышать каждое произносившееся слово; со всею искренностью подтвердил Израиль в тот день, что Закон Господа действительно принимается им как Закон всей земли.

Начиная с этого момента, история евреев зависела от соблюдения Закона, прочитанного им во всеуслышание. Когда они повиновались ему, то получали благословения, за непослушанием же следовало наказание (сравните Втор 28).

В. Южная кампания (главы 9−10)

Израиль не посоветовался с Господом, и это явилось одной из главных причин его поражения под Гаем (7:4−5). А небрежное отношение к молитве со стороны вождей народа едва не повергло его в новый кризис.

Народ только что возвратился в свой стан в Галгале — после того, как у гор Гевал и Гаризим ему были зачитаны слова Закона, немалая часть которого была начертана на камнях. Это было время духовной победы; но — также и тонко рассчитанной, замаскированной атаки со стороны сатаны. Когда Божий народ думает, что теперь «все в порядке», он делается особо уязвимым, и вражье нападение не заставляет ждать себя.

История, иллюстрирующая это, рассказывается нам в следующих двух главах книги Иисуса Навина. Она о том, как евреи заключили союз с гаваонитянами (глава 9), и затем выступили в защиту их (глава 10).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.