Откровение 18 глава

Откровение Иоанна Богослова
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его.
2 И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы,
3 и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши её.
4 И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от неё, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться язвам её;
5 ибо грехи её дошли до неба, и Бог воспомянул неправды её.
6 Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам её; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое.
7 Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своём: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!»
8 За то в один день придут на неё казни, смерть, и плач, и голод, и будет сожжена огнём, потому что силён Господь Бог, судящий её.
9 И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара её,
10 стоя издали от страха мучений её и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришёл суд твой.
11 И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает,
12 товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шёлка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора,
13 корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих.
14 И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и всё тучное и блистательное удалилось от тебя — ты уже не найдёшь его.
15 Торговавшие всем сим, обогатившиеся от неё, станут вдали от страха мучений её, плача и рыдая
16 и говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом,
17 ибо в один час погибло такое богатство! И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали
18 и, видя дым от пожара её, возопили, говоря: какой город подобен городу великому!
19 И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час!
20 Веселись о сём, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним.
21 И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жёрнову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его.
22 И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе;
23 и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы.
24 И в нём найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле.

Толкование Далласской семинарии

2. УНИЧТОЖЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВАВИЛОНА (глава 18)

Откр 18:1−3. Дальнейшее откровение относительно гибели Вавилона дается Иоанну Ангелом, сходящим с неба, т. е. еще одним Ангелом, которого не следует отождествлять ни с одним из упоминавшихся прежде. Все эти слуги Божьи имеют немалую власть и в этой книге нередко являются вестниками очередного откровения. Этот Ангел имел власть великую; земля осветилась от славы его (18:1). Сообщение Ангела сводилось к следующему: Пал, пал Вавилон.

В главе 18 перед читателями предстает большой процветающий город, один из мировых центров политической и экономической жизни. В результате суда Божия, который обрушится на него, он станет жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего напоил этот город все народы. Действие религии, не знающей истинного Бога, можно уподобить действию наркотиков, делающих людей безумными… Для города, благодаря которому многие купцы земные разбогатели, настал последний час.

Откр 18:4−8. Вслед за сообщением Ангела раздался голос с неба, вероятно, голос Самого Господа, Который призвал верный Ему народ выйти из города и таким образом избежать последствий суда, грядущего на него (стихи 4−5). Тот же голос повелевает, очевидно, обращаясь к царям, назначенным Богом исполнителями воли Его, — Воздайте ей… Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей.

За то, что превозносила себя и развратничала физически и духовно, за то в один день грядут на нее все казни: смерть, и плач, и голод, и будет сожжена огнем. То обстоятельство, что в главе 18 неоднократно подчеркивается гибель великого города в одночасье, наводит на мысль о том, что разорение Вавилона «десятью царями» будет окончательно довершено землетрясением, о котором говорится в 16:18−19.

Откр 18:9−20. Цари земные, так или иначе связанные с «великим городом», придут в отчаяние при виде его гибели. Они восплачут и возрыдают… говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! И купцы земные станут оплакивать падение города, с которым не смогут уже более вести торговых дел.

Стихи 12−13 описуют богатство и процветание Вавилона, и этим более подчеркивается «светская ипостась» его, нежели религиозная. Вплоть до 20 стиха говорится об отчаянии и причитаниях всех, так или иначе «причастных» к Вавилону, а в 20 стихе небо и святые и пророки Божии призываются к радости, потому что в отмщение за них и как бы от их имени совершил Бог суд над Вавилоном.

Откр 18:21−24. Последнее и страшное разрушение его сравнивается по стремительности своей с падением жернова… в море (стих 21). Перечисляется все то, чем славен был Вавилон и чего более не увидит он и не услышит: музыканты, играющие на арфах и флейтах, художники и искусные творения их рук, веселые свадьбы; умрут, перестанут существовать торговля его и промышленность. Причина столь сурового суда над этим городом в безграничном превознесении его власть имущих и в том, что волшебством его введены в заблуждение все народы (сравните 18:23 и 17:2), а в нем самом найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле (сравните 18:24 и 17:6).

Остается вопрос, какой город подразумевается здесь? Широко распространено мнение, будто это Рим, город, занимающий выдающееся место в истории как столица древней империи и «резиденция» Папы Римского — главы Католической церкви. Сторонники другой точки зрения считают, что это действительно восстановленный в будущем Вавилон, расположенный некогда на реке Евфрат, которая к концу времен вновь будет сделана судоходной. По тщательном изучении всех аргументов «за» и «против» предпочтительной видится вторая точка зрения. Но среди толкователей Библии единодушия на этот счет по-прежнему не существует.

События, описанные в 17 главе, очевидно, совершатся в середине последнего семилетия, тогда как события 18 главы произойдут в конце его, непосредственно перед вторым пришествием Христа. Разрушение Вавилона явится завершающим драматическим аккордом «времени язычников», которое началось с нападения вавилонской армии на Иерусалим в 605 году до Р. Х. (Лк 21:24).

Итак, главы 17 в 18, сообщающие дополнительные сведения о политическом и религиозном состоянии земли в последние семь лет, подводят читателя к восприятию самого главного события в книге Откровения — второго пришествия Христа.

Примечания:

 
Синодальный перевод
12 виссон — ткань, нити, из тонких льняных волокон.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.