Судьи 19 глава

Книга Судей Израилевых
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 В те дни, когда не было царя у Израиля, жил один левит на склоне горы Ефремовой. Он взял себе наложницу из Вифлеема Иудейского.
2 Наложница его поссорилась с ним и ушла от него в дом отца своего в Вифлеем Иудейский и была там четыре месяца.
3 Муж её встал и пошёл за нею, чтобы поговорить к сердцу её и возвратить её к себе. С ним был слуга его и пара ослов. Она ввела его в дом отца своего.
4 Отец этой молодой женщины, увидев его, с радостью встретил его, и удержал его тесть его, отец молодой женщины. И пробыл он у него три дня; они ели и пили и ночевали там.
5 В четвёртый день встали они рано, и он встал, чтоб идти. И сказал отец молодой женщины зятю своему: подкрепи сердце твоё куском хлеба, и потом пойдёте.
6 Они остались, и оба вместе ели и пили. И сказал отец молодой женщины человеку тому: останься ещё на ночь, и пусть повеселится сердце твоё.
7 Человек тот встал было, чтоб идти, но тесть его упросил его, и он опять ночевал там.
8 На пятый день встал он поутру, чтоб идти. И сказал отец молодой женщины той: подкрепи сердце твоё хлебом, и помедлите, доколе преклонится день. И ели оба они.
9 И встал тот человек, чтоб идти, сам он, наложница его и слуга его. И сказал ему тесть его, отец молодой женщины: вот, день преклонился к вечеру, ночуйте, пожалуйте; вот, дню скоро конец, ночуй здесь, пусть повеселится сердце твоё; завтра пораньше встанете в путь ваш, и пойдёшь в дом твой.
10 Но муж не согласился ночевать, встал и пошёл; и пришёл к Иевусу, что ныне Иерусалим; с ним пара навьюченных ослов и наложница его с ним.
11 Когда они были близ Иевуса, день уже очень преклонился. И сказал слуга господину своему: зайдём в этот город Иевусеев и ночуем в нём.
12 Господин его сказал ему: нет, не пойдём в город иноплеменников, которые не из сынов Израилевых, но дойдём до Гивы.
13 И сказал слуге своему: дойдём до одного из сих мест и ночуем в Гиве, или в Раме.
14 И пошли, и шли, и закатилось солнце подле Гивы Вениаминовой.
15 И повернули они туда, чтобы пойти ночевать в Гиве. И пришёл он и сел на улице в городе; но никто не приглашал их в дом для ночлега.
16 И вот, идёт один старик с работы своей с поля вечером; он родом был с горы Ефремовой и жил в Гиве. Жители же места сего были сыны Вениаминовы.
17 Он, подняв глаза свои, увидел прохожего на улице городской. И сказал старик: куда идёшь? и откуда ты пришёл?
18 Он сказал ему: мы идём из Вифлеема Иудейского к горе Ефремовой, откуда я; я ходил в Вифлеем Иудейский, а теперь иду к дому Господа; и никто не приглашает меня в дом;
19 у нас есть и солома и корм для ослов наших; также хлеб и вино для меня и для рабы твоей и для сего слуги есть у рабов твоих; ни в чём нет недостатка.
20 Старик сказал ему: будь спокоен: весь недостаток твой на мне, только не ночуй на улице.
21 И ввёл его в дом свой и дал корму ослам его, а сами они омыли ноги свои и ели и пили.
22 Тогда как они развеселили сердца свои, вот, жители города, люди развратные, окружили дом, стучались в двери и говорили старику, хозяину дома: выведи человека, вошедшего в дом твой, мы познаем его.
23 Хозяин дома вышел к ним и сказал им: нет, братья мои, не делайте зла, когда человек сей вошёл в дом мой, не делайте этого безумия;
24 вот у меня дочь девица, и у него наложница, выведу я их, смирите их и делайте с ними, что вам угодно; а с человеком сим не делайте этого безумия.
25 Но они не хотели слушать его. Тогда муж взял свою наложницу и вывел к ним на улицу. Они познали её, и ругались над нею всю ночь до утра. И отпустили её при появлении зари.
26 И пришла женщина пред появлением зари, и упала у дверей дома того человека, у которого был господин её, и лежала до света.
27 Господин её встал поутру, отворил двери дома и вышел, чтоб идти в путь свой: и вот, наложница его лежит у дверей дома, и руки её на пороге.
28 Он сказал ей: вставай, пойдём. Но ответа не было, потому что она умерла. Он положил её на осла, встал и пошёл в своё место.
29 Придя в дом свой, взял нож и, взяв наложницу свою, разрезал её по членам её на двенадцать частей и послал во все пределы Израилевы.
30 Всякий, видевший это, говорил: не бывало и не видано было подобного сему от дня исшествия сынов Израилевых из земли Египетской до сего дня. Обратите внимание на это, посоветуйтесь и скажите.

Толкование Далласской семинарии

1. ЗВЕРСКИЙ ПОСТУПОК С НАЛОЖНИЦЕЙ ЛЕВИТА (ГЛ. 19)

а. Примирение левита с его наложницей (19:1−9)

Суд 19:1а. Глава начинается с уже знакомого нам рефрена: В те дни, когда не было царя у Израиля… (сравните 17:6; 18:1; 21:25); им предваряется характер дальнейшего повествования, призванного показать, что анархия и несправедливость преобладали в израильском обществе, не имевшем централизованного царского правления. Предыдущие главы (17−18) сосредоточены были на грехе идолопоклонства, глубоко проникшем в народ.

Суд 19:1б−9. Левита, о котором здесь идет речь, не следует принимать за того же, которого нанял священником Миха (главы 17−18), хотя оба они имели отношение к Вифлеему Иудейскому, а жили в горной стране ефремлян.

Из оригинального текста, а также из англ. перевода Библии следует, что наложница (что-то вроде «внештатной жены»; наличие таковых у израильтян Божиего одобрения никогда не получало) этого левита не просто поссорилась с ним, но была неверной ему и в конце-концов возвратилась в дом отца своего в Вифлееме Иудейском. Четыре месяца спустя левит отправился туда за ней, с целью примирения. Отец… молодой женщины… с радостью встретил его и, оказав ему типично восточное гостеприимство, четыре с половиной дня удерживал его в доме своем, пока левит не решил, что дольше оставаться не может, и не двинулся со своей наложницей в обратный путь.

б. Появление левита в Гиве (19:10−15)

Суд 19:10−15. С ними были два навьюченных осла и слуга левита. Пройдя около 10 км в северном направлении, они достигли Иевуса (это название Иерусалима встречается только здесь и в 1Пар 11:4−5; происходило оно от названия племени иевусеев, этнически принадлежавших к аморреям, которые жили в этом городе).

Предложение своего слуги переночевать в Иевусе левит отклонил, предпочтя городу иноплеменников, один из городов сынов Израилевых, которые, как он надеялся (и горько же пришлось ему разочароваться!), окажут им более дружелюбный прием. Итак, они прошли еще километров шесть на север и достигли Гивы (соврем. Тел эль-Фул), чтобы там ночевать. Но хотя они и сидели на городской площади, жители Гивы, сыны Вениаминовы, не спешили оказать им гостеприимство.

в. Гостеприимство старого ефремлянина (19:16−21)

Суд 19:16−21. Наконец их взял к себе в дом ефремлянин — старик, возвращавшийся с поля уже после захода солнца.

г. Нападение на дом ефремлянина (19:22−26)

Суд 19:22−26. Злодеи, совершившие его, были полным подобием содомлян, живших в дни Лота (Быт 19:1−11). Эти гивитяне, как о них сказано, люди развратные (буквально здесь — «сыны Велиара», т. е. диавола; сравните 2Кор 6:15), окружили дом ефремлянина и стали требовать, чтобы старик выдал им своего гостя для аморальных утех.

Полагая, что соблюсти закон гостеприимства важнее, чем защитить честь женщины, ефремлянин предложил им, вместо левита, его наложницу и собственную дочь девицу. Развратные злодеи продолжали домогаться своего, однако, в конце-концов «удовлетворились» несчастной наложницей, которую левит сам вывел к ним на улицу. Всю ночь… ругались они над нею и лишь при появлении зари… отпустили. Упав у порога дома ефремлянина, та умерла.

д. Призыв левита к мщению (19:27−30)

Суд 19:27−30. Наутро левит вышел, чтоб идти в путь свой (судя по тексту, не имея намерения разыскивать свою наложницу), однако, обнаружив ее мертвой у порога дома, он положил ее на осла… Придя домой, левит расчленил труп наложницы (из оригинала следует, что он это сделал, подобно тому, как расчленял священник жертвенное животное) на двенадцать частей (очевидно, соответственно числу колен Израилевых) и послал во все пределы Израилевы (сравните 1Цар 11:7; 3Цар 11:30).

Хотя в воображение современного читателя (впрочем, как и в представления современников левита; Суд 19:30; сравните Ос 9:9), это вмещается с трудом, поступок его был целенаправленным: им он призывал евреев к общенародному «судебному слушанию». Возможно, он хотел донести до них мысль о необходимости, удаления «вины крови», которая смертью его наложницы возлагалась на народ в целом. И, действительно, всякий видевший один из «членов» замученной соплеменницы, приходил в смятение и ужас, понимая, что так этого оставить нельзя.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.