Судьи 4 глава

Книга Судей Израилевых
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Когда умер Аод, сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа.
2 И предал их Господь в руки Иавина, царя Ханаанского, который царствовал в Асоре; военачальником у него был Сисара, который жил в Харошеф-Гоиме.
3 И возопили сыны Израилевы к Господу, ибо у него было девятьсот железных колесниц, и он жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет.
4 В то время была судьёю Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова;
5 она жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к ней сыны Израилевы на суд.
6 Девора послала и призвала Варака, сына Авиноамова, из Кедеса Неффалимова, и сказала ему: повелевает тебе Господь, Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор и возьми с собою десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых;
7 а Я приведу к тебе, к потоку Киссону, Сисару, военачальника Иавинова, и колесницы его и многолюдное войско его, и предам его в руки твои.
8 Варак сказал ей: если ты пойдёшь со мною, пойду; а если не пойдёшь со мною, не пойду.
9 Она сказала ему: пойти пойду с тобою; только не тебе уже будет слава на сём пути, в который ты идёшь; но в руки женщины предаст Господь Сисару. И встала Девора и пошла с Вараком в Кедес.
10 Варак созвал Завулонян и Неффалимлян в Кедес, и пошли вслед за ним десять тысяч человек, и Девора пошла с ним.
11 Хевер Кенеянин отделился тогда от Кенеян, сынов Ховава, родственника Моисеева, и раскинул шатёр свой у дубравы в Цаанниме близ Кедеса.
12 И донесли Сисаре, что Варак, сын Авиноамов, взошёл на гору Фавор.
13 Сисара созвал все колесницы свои, девятьсот железных колесниц, и весь народ, который у него, из Харошеф-Гоима к потоку Киссону.
14 И сказала Девора Вараку: встань, ибо это тот день, в который Господь предаст Сисару в руки твои; Сам Господь пойдёт пред тобою. И сошёл Варак с горы Фавора, и за ним десять тысяч человек.
15 Тогда Господь привёл в замешательство Сисару и все колесницы его и всё ополчение его от меча Варакова, и сошёл Сисара с колесницы и побежал пеший.
16 Варак преследовал колесницы его и ополчение до Харошеф-Гоима, и пало всё ополчение Сисарино от меча, не осталось никого.
17 Сисара же убежал пеший в шатёр Иаили, жены Хевера Кенеянина; ибо между Иавином, царём Асорским, и домом Хевера Кенеянина был мир.
18 И вышла Иаиль навстречу Сисаре, и сказала ему: зайди, господин мой, зайди ко мне, не бойся. Он зашёл к ней в шатёр, и она покрыла его ковром.
19 Сисара сказал ей: дай мне немного воды напиться, я пить хочу. Она развязала мех с молоком, и напоила его, и опять покрыла его.
20 Сисара сказал ей: стань у дверей шатра, и если кто придёт и спросит у тебя и скажет: «нет ли здесь кого?», ты скажи: «нет».
21 Иаиль, жена Хеверова, взяла кол от шатра, и взяла молот в руку свою, и подошла к нему тихонько, и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле; а он спал от усталости — и умер.
22 И вот, Варак гонится за Сисарою. Иаиль вышла навстречу ему и сказала ему: войди, я покажу тебе человека, которого ты ищешь. Он вошёл к ней, и вот, Сисара лежит мёртвый, и кол в виске его.
23 И смирил Бог в тот день Иавина, царя Ханаанского, пред сынами Израилевыми.
24 Рука сынов Израилевых усиливалась более и более над Иавином, царём Ханаанским, доколе не истребили они Иавина, царя Ханаанского.

Толкование Далласской семинарии

4. ДЕВОРА И ВАРАК ИЗБАВЛЯЮТ НАРОД ОТ ХАНАНЕЕВ (ГЛ. 4−5)

Повествование переносится к северным племенам (сравните 4:6; 5:14−15, 18), которые подвергались «притеснению» со стороны коалиции хананеев, объединившихся под руководством Иавина Асорского, вероятно, потомка того царя Асора, который потерпел поражение от Иисуса Навина (Нав 11:1−13). В отличие от прежних нападений на евреев — со стороны чужеземцев, это было осуществлено хананеями, жившими в земле, какой-то частью того населения ее, которое израильтяне не изгнали из северного Ханаана (Суд 1:30−33).

а. Отступление Израиля от Иеговы (4:1)

Суд 4:1. Первая фраза стиха свидетельствует о возобновлении идолопоклонства в среде Израиля — по примеру окружавших его хананеев (сравните 2:19; 3:7, 12). Это, по всей видимости, случилось после смерти Аода, положительное воздействие которого на народ было, как представляется, весьма сильным. Как уже говорилось, Самегар «спас Израиля» (3:31), скорее всего, в годы правления Аода или его непрекращавшегося влияния.

б. Под игом хананеев (4:2−3)

Суд 4:2−3. Примерно за 200 лет до того Господь освободил Израиля из египетского рабства. Теперь же, напротив, Он предал его в руки хананеев — в наказание за его отступничество (сравните 2:14; 3:8; 1Цар 12:9).

Асор (Тел эль-Кедах) был самым значительным в северном Ханаане укрепленным городом, находившимся на территориии северисара (бывший у царя военачальником), который жил в Харошеф-Гоиме (4:13, 16). Этот город исследователи Библии склонны порой отождествлять с Тел эль-Амаром (расположенным при узком ущельи, через которое река Кишон вытекает на равнину Акр, километрах в пятнадцати на северо-запад от Мегиддо). Хананеи жестоко угнетали израильтян, пользуясь своим военным превосходством (о каковом свидетельствует наличие у них девятисот железных колесниц; (сравните стих 13). Евреи находились у них в подчинении целых двадцать лет, пока не возопили… к Господу.

в. Девора и Варак приносят освобождение (4:4 — 5:31а)

1) Правление Деворы.

Суд 4:4−5. Девора (что значит «медоносная пчела»), прежде чем стала судьею Израиля, прославилась как пророчица. Пальма Деворина, место, где она разбирала спорные дела и разрешала конфликты (судила), находилась километрах в 12−13 на север от Иерусалима, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой. Она, по всей вероятности, была ефремлянкой, хотя некоторые относят ее к колену Иссахарову (5:15). Ничего не известно о муже ее, Лапидофе, однако, он и Варак — не одно и то же лицо.

2) Поручение Вараку (4:6−9).

Суд 4:6−7. Девора призвала Варака из города Кедеса, находившегося на территории колена Неффалимова; это был один из городов-убежищ (он и теперь называется Тел Кедес; расположен на запад от озера Шером). Вараку пророчица передала Господне повеление подняться на гору Фавор, взяв с собою десять тысяч человек из колен Неффалима и Завулона, которые более всего терпели от хананеев. (Конусообразная гора Фавор поднимается примерно на 500 метров над уровнем моря и находится там, где сходились племенные наделы Неффалима, Завулона и Иссахара — в северо-восточной части Изреельской (Ездрилонской) долины. Иссахар, не упоминаемый в этой главе, упоминается в Суд 5:15.)

Гора Фавор была местом относительно защищенным от ханаанских колесниц и удобным для нападения на врага, находившегося внизу.

Бог давал понять Вараку, что Сам решит исход битвы (Я приведу к тебе… Сисару… и предам его в руки твои).

Суд 4:8−9. Чем бы ни руководствовался Варак, ставя Деворе условие (если, ты пойдешь со мною, пойду), ответ его едва ли удовлетворил Бога. Может быть, он просто хотел гарантии Божиего присутствия, которое было бы подтверждено участием в битве Деворы, Его пророчицы и судьи. (Следует заметить, что Варак числится в Священном Писании среди героев веры; Евр 11:32.) Девора, однако, согласилась, но сказала, что за то, что ответ Варака не был «безусловным», честь победы над Сисарой достанется не ему, а женщине. Варак, несомненно, подумал, что она говорит о себе, но это заявление Деворы было пророчеством, в котором имелась в виду Иаиль (4:21).

3) Сбор войска.

Суд 4:10−13. В сопровождении Деворы повел Варак… десять тысяч мужей из колен Завулона и Неффалима к горе Фавор (в Кедес).

Предваряя то, о чем будет сказано в стихах 17−22, дается пояснение относительно кочевника Хевера из племени Кенеян, что он отделился от своих соплеменников (кочевавших по южной Иудее; 1:16) и раскинул шатер свой… близ Кедеса. (О Ховаве, тесте Моисеевом, в толковании на Чис 10:29.) Услышав об акции, предпринятой Вараком, Сисара построил свою армию, на вооружении которой было девятьсот железных колесниц, близ реки Киссон (вероятно, в окрестностях Мегиддо или Таанаха; 5:19) в Ездрилонской долине (ее называли также Ездрилонской равниной).

4) Поражение хананеев.

Суд 4:14−16. По команде Деворы (Встань) и при Божием поощрении, сообщенном Вараку через эту пророчицу (Господь предаст Сисару в руки твои, и Сам… пойдет пред тобою) повел израильский командующий своих людей вниз с горы — чтобы сразиться с врагом, намного сильнее его. Но силою действовавшей свыше, все ополчение хананеев и все их колесницы были приведены в замешательство.

Внешне все происходило как будто бы действием силы человеческой — сказано, что хананеи пали от меча; однако ниже, в 5:20, читаем, что с ними «с неба сражались», и это выразилось, а частности, во внезапной, необъяснимо налетевшей непогоде, в результате чего вражеское войско было буквально снесено разбушевавшейся и вышедшей из берегов рекой Киссон (5:21). И сошел Сисара с колесницы, и побежал пеший (очевидно, в северо-восточном направлении, мимо горы Фавор), но воины, ведомые Вараком, преследовали колесницы… и ополчения хананеев, пока все они не пали, так что не осталось никого.

5) Бегство и смерть Сисары.

Суд 4:17−22. Сисара же добежал до шатров упомянутого в стихе 11 Хевера Кенеянина, поддерживавшего дружеские отношения с Иавином, царем Асорским, чью армию Сисара возглавлял. С характерным восточным гостеприимством Иаиль, жена Хевера, предложила незадачливому полководцу спрятаться у нее в шатре, и напоила его, и… покрыла ковром (от посторонних глаз). Но лояльности своего мужа по отношению к царю Асорскому Иаиль, по-видимому, не разделяла…

Стоило Сисаре уснуть, как женщина взяла кол от шатра и молоток и, тихонько подойдя к спящему, вонзила кол в висок его так, что приколола к земле (сравните 5:26). Неожиданный оборот для знаменитого восточного гостеприимства! (Заметим, что женщины бедуинов, на которых лежала обязанность разбивать на стоянках шатры, умело обращались со всем, что имело к этому отношение.) А затем Иаиль привела в свой шатер Варака, который гнался за Сисарою, и указала ему на труп его врага. Так исполнилось пророчество Деворы (4:9), поскольку честь нанести поражение Сисаре разделили две женщины: сама Девора, которая начала это дело, и Иаиль, завершившая его.

6) Торжество Израиля над Иавином.

Суд 4:23−24. С поражением армии Иавина начался закат ханаанского присутствия и влияния в Галилее; через какое-то время хананеи и вовсе перестали представлять собой угрозу для Израиля.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.