Судьи 8 глава

Книга Судей Израилевых
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И сказали ему Ефремляне: зачем ты это сделал, что не позвал нас, когда шёл воевать с Мадианитянами? И сильно ссорились с ним.
2 Гедеон отвечал им: сделал ли я что такое, как вы ныне? Не счастливее ли Ефрем добирал виноград, нежели Авиезер обирал?
3 В ваши руки предал Бог князей Мадиамских Орива и Зива, и что мог сделать я такое, как вы? Тогда успокоился дух их против него, когда сказал он им такие слова.
4 И пришёл Гедеон к Иордану, перешёл сам и триста человек, бывшие с ним. Они были утомлены, преследуя врагов.
5 И сказал он жителям Сокхофа: дайте хлеба народу, который идёт за мною; они утомились, а я преследую Зевея и Салмана, царей Мадиамских.
6 Князья Сокхофа сказали: разве рука Зевея и Салмана уже в твоей руке, чтобы нам войску твоему давать хлеб?
7 И сказал Гедеон: за это, когда предаст Господь Зевея и Салмана в руки мои, я растерзаю тело ваше терновником пустынным и молотильными зубчатыми досками.
8 Оттуда пошёл он в Пенуэл и то же сказал жителям его, и жители Пенуэла отвечали ему то же, что отвечали жители Сокхофа.
9 Он сказал и жителям Пенуэла: когда я возвращусь в мире, разрушу башню сию.
10 Зевей же и Салман были в Каркоре и с ними их ополчение до пятнадцати тысяч, всё, что осталось из всего ополчения жителей востока; пало же сто двадцать тысяч человек, обнажающих меч.
11 Гедеон пошёл к живущим в шатрах на восток от Новы и Иогбеги и поразил стан, когда стан стоял беспечно.
12 Зевей и Салман побежали; он погнался за ними и схватил обоих царей Мадиамских, Зевея и Салмана, и весь стан привёл в замешательство.
13 И возвратился Гедеон, сын Иоаса, с войны от возвышенности Хереса.
14 И захватил юношу из жителей Сокхофа и выспросил у него; и он написал ему князей и старейшин Сокхофских семьдесят семь человек.
15 И пришёл он к жителям Сокхофским, и сказал: вот Зевей и Салман, за которых вы посмеялись надо мною, говоря: «разве рука Зевея и Салмана уже в твоей руке, чтобы нам давать хлеб утомившимся людям твоим?»
16 И взял старейшин города и терновник пустынный и зубчатые молотильные доски и наказал ими жителей Сокхофа;
17 и башню Пенуэльскую разрушил, и перебил жителей города.
18 И сказал Зевею и Салману: каковы были те, которых вы убили на Фаворе? Они сказали: они были такие, как ты, каждый имел вид сынов царских.
19 Гедеон сказал: это были братья мои, сыны матери моей. Жив Господь! если бы вы оставили их в живых, я не убил бы вас.
20 И сказал Иеферу, первенцу своему: встань, убей их. Но юноша не извлёк меча своего, потому что боялся, так как был ещё молод.
21 И сказали Зевей и Салман: встань сам и порази нас, потому что по человеку и сила его. И встал Гедеон, и убил Зевея и Салмана, и взял пряжки, бывшие на шеях верблюдов их.
22 И сказали Израильтяне Гедеону: владей нами ты и сын твой и сын сына твоего, ибо ты спас нас из руки Мадианитян.
23 Гедеон сказал им: ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами.
24 И сказал им Гедеон: прошу у вас одного, дайте мне каждый по серьге из добычи своей. (Ибо у неприятелей много было золотых серёг, потому что они были Измаильтяне.)
25 Они сказали: дадим. И разостлали одежду и бросали туда каждый по серьге из добычи своей.
26 Весу в золотых серьгах, которые он выпросил, было тысяча семьсот золотых сиклей, кроме пряжек, пуговиц и пурпуровых одежд, которые были на царях Мадиамских, и кроме золотых цепочек, которые были на шее у верблюдов их.
27 Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своём городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его.
28 Так смирились Мадианитяне пред сынами Израиля и не стали уже поднимать головы своей, и покоилась земля сорок лет во дни Гедеона.
29 И пошёл Иероваал, сын Иоасов, и жил в доме своём.
30 У Гедеона было семьдесят сыновей, происшедших от чресл его, потому что у него много было жён.
31 Также и наложница, жившая в Сихеме, родила ему сына, и он дал ему имя Авимелех.
32 И умер Гедеон, сын Иоасов, в глубокой старости, и погребён во гробе отца своего Иоаса, в Офре Авиезеровой.
33 Когда умер Гедеон, сыны Израилевы опять стали блудно ходить вслед Ваалов и поставили себе богом Ваалверифа;
34 и не вспомнили сыны Израилевы Господа, Бога своего, Который избавлял их из руки всех врагов, окружавших их;
35 и дому Иероваалову, или Гедеонову, не сделали милости за все благодеяния, какие он сделал Израилю.

Толкование Далласской семинарии

11) Дипломатическая тактика Гедеона в отношении ефремлян.

Суд 8:1−3. Ефремляне выразили, однако, Гедеону резкое недовольство тем, что не призвал их с самого начала для участия в битве у горы Море (7:1). Дав им «кроткий ответ» (сравните Притч 15:1), Гедеон даже польстил ефремлянам: они, мол, достигли большего в этой войне чем он (8:2). Он сделал умный дипломатический ход, успокоив ревность ефремлян и предотвратив межплеменную войну (сравните с Суд 12:1−6, где реакция Иеффая на претензии ефремлян явилась враждебной).

12) Преследование мадианитян в Трансиордании (8:4−21).

Суд 8:4−9. Хотя большая часть убегавших мадианитян была уничтожена израильтянами, значительной группе их, включавшей двух царей — Зевея и Салмана — удалось перейти через Иордан, чтобы продолжить бегство в юго-восточном направлении. Гедеон и его триста человек гнались за ними. Но устали и проголодались и стали просить пищи у жителей Сокхофа (стих 5), а затем у жителей Пенуэла (стихи 8−9); эти два израильских города находились в Трансиордании, на территории Гада (Быт 32:22, 30; Нав 13:27).

Оба они отказали Гедеону в помощи, возможно, опасаясь мести со стороны мадианитян. Но какова бы ни была причина их отказа, он означал, что Сокхоф и Пенуэл приняли сторону врага в его борьбе против Господа и назначенного Им освободителя. Прежде в подобной ситуации пророчица Девора произнесла проклятие на город Мероз (Суд 5:23). Аналогично этому прозвучало обещание лютой казни предателям из уст Гедеона. О совершении ее говорится в стихах 16−17.

Башня в Пенуэле, которую обещал разрушить Гедеон, была, очевидно, крепостью, где горожане укрывались в случае военной угрозы (сравните с Сихемской башней в 9:46−49 и с башней в Тевеце — 9:50−51).

Суд 8:10−12. Два царя (Зевей и Салман) с остатками войска мадиамского — около пятнадцати тысяч человек, что составляло 11% от первоначальной силы мадианитян в 135 тысяч человек, разбили лагерь в Каркоре (место — не известно; предполагают, что Каркор находился близ пересохшего русла реки Сирхан, значительно восточнее Мертвого моря).

Гедеон неожиданно появился у этого лагеря, воспользовавшись караванной дорогой кочевников и, обойдя с востока (именно так следует, видимо, понимать стих 11а) Нову (возможно, Канават в восточной части Васана) и Иогбегу (современный эль-Хубейхат, километрах в 20 на юго-восток от Пенуэла), поразил стан, стоявший беспечно. На этот раз Зевею и Салману не удалось уйти от победителя.

Суд 8:13−17. Начало стих 13 в разных переводах звучит по-разному. Полагают, в частности, что Гедеон… возвратился… с войны, сойдя с гор Галаадских (возвышенность Хереса могла находиться неподалеку от Сокхофа). И захватил юношу из жителей Сокхофа и заставил его написать ему имена всех их князей и старейшин… семьдесят семь человек. И предал их казни, о которой говорил (стих 7). И Пенуэл с жителями его предал разрушению и смерти (сравните стих 9).

Суд 8:18−21. Захваченных им царей Гедеон допросил по поводу инцидента, прежде нигде не записанного, — относительно убийства родных его братьев… на Фаворе (небольшая конусообразная возвышенность на север от горы Море). Остается не известным, были ли братья Гедеона убиты в процессе последнего вторжения мадианитян в Изреельскую долину, или в какое-то из предыдущих их вторжений. Судя по тому, что здесь Гедеон выступает как совершитель кровной мести (сравните Втор 19:6, 12), братья его были, вероятно, убиты у себя в шатрах или на поле, но не в битве.

Убить мадиамских царей Гедеон предложил своему старшему сыну Иеферу; это считалось почетным делом, совершить которое юноша не был, однако, готов (для царей это было бы, напротив, бесчестием — пасть от руки неопытного противника). И они просили Гедеона — оказать им честь, сразив их собственноручно. Что он и сделал. Пряжки (или цепочки, украшения, вероятно, из драгоценного металла), бывшие на шеях верблюдов их, Гедеон взял в качестве военного трофея.

13) Отказ Гедеона стать царем.

Суд 8:22−23. Вслед за этой решающей победой Израильтяне стали просить Гедеона, чтобы стал царем над ними и положил начало царской династии (владей нами ты и сын твой и сын сына твоего). Гедеон не принял ни того ни другого предложения. (Однако сын его Авимелех позднее сам «предложил себя в цари»; 9:1−6.) Возможно, Гедеон и сам не вполне осознал смысл и значение произнесенных им здесь слов, которыми провозгласил теократическое правление Самого Иеговы: Господь да владеет вами.

14) Ефод Гедеона становится «сетью» для него (8:24−27).

Суд 8:24−26. Хотя и отказавшись от царского звания, Гедеон обложил израильтян «данью», попросив у них по золотой серьге из военной добычи; всего таким образом он получил тысячу семьсот золотых сиклей (примерно 20 кг. золота). (Измаильтянами назывался первоначально кочевой народ, происходивший от Агари; Быт 16:15. Но впоследствии употребление этого термина расширилось, так что здесь, к примеру, «измаильтянами» названы мадианитяне.)

Суд 8:27. Из этого золота сделал Гедеон ефод, и положил его в своем городе, в Офре. Каковы бы ни были при этом его намерения, результат оказался плачевным, ибо ефод Гедеона стал предметом поклонения всех израильтян. И сделался он сетью Гедеону и всему дому его.

Характер и назначение этого ефода не вполне ясны. Он мог быть сделан наподобие короткой верхней одежды первосвященника (Исх 28:6−30; 39:1−21; Лев 8:7−8). Высказывается соображение, что он явился облачением к жертвеннику, поставленному Гедеоном в Офре, вместо Силома, где была скиния. Может быть, ефод превратили в подобие идола.

Так или иначе, каким-то образом была узурпирована первосвященническая функция или, как уже упомянуто, основан центр поклонения в противопоставление скинии. Однако в конце-концов Гедеон, видимо, возвратился к единому теократическому сообществу, из которого, в свое время, Господь призвал его как освободителя Израиля.

г. Продолжительность мира (8:28)

Суд 8:28. В результате победы, одержанной Гедеоном над мадианитянами, покоилась земля сорок лет. Из записанных в книге Судей это был последний период мира. Создается впечатление, что последующая деятельность Иеффая и Самсона мира земле не приносила, как не удержала она от дальнейшего упадка народ Израиля.

д. Смерть Гедеона (8:29−32)

Суд 8:29−32. Отказавшийся стать царем Иероваал (т. е. Гедеон; 6:32; 7:1) жил «по-царски», по крайней мере, в том смысле, что имел много… жен и от них семьдесят сыновей, а также наложницу… в Сихеме (жившую, видимо, в доме своих родителей), которая родила ему сына, названного Авимелех.

В истории отступничества Израиля Авимелех сыграл заметную роль, ибо «подготовил почву» для дальнейшего сползания народа «вниз по спирали», каковое и началось после смерти Гедеона.

6. СУДЕЙСТВО ФОЛЫ И ИАИРА И ПОСЛЕДУЮЩИЙ НЕЗАКОННЫЙ ЗАХВАТ ВЛАСТИ АВИМЕЛЕХОМ (8:33 — 10:5)

Примечательно, что ни одно из последующих «судейских правлений», зафиксированных в книге Судей, не вело к миру (сравните с 3:11, 30; 5:31; 8:28). Это, по-видимому, соответствовало общему нарастанию упадка — как политического и общего, так и в сфере морали, о чем свидетельствует дальнейшее повествование.

Событием, положившим начало этому периоду упадка, явился насильственный захват власти Авимелехом, сыном Гедеона от его сихемской наложницы, который судьей в книге не назван. Его правление было сопряжено с несправедливостями и притеснением, и конец этому был положен лишь его смертью и вступлением на место судьи Фолы, личности несравненно более положительной (Фола жил на том же центральном нагорьи).

а. Отступление Израиля (8:33−35)

Суд 8:33−35. Итак, по смерти Гедеона израильтяне вновь стали идолопоклонниками (сравните 2:19). Вместо того, чтобы поклоняться Иегове, благодаря Его за все Его милости и избавления от врагов, они учредили культ Ваалверифа, которого сделали своим богом; святилище его было в Сихеме, откуда родом была мать Авимелеха (9:3−4; сравните 9:46). Этому сопутствовала и проявленная израильтянами неблагодарность к дому Иероваалову, или Гедеонову (6:32; 7:1; 8:29); имеется, возможно, в виду, что они не воспрепятствовали расправе Авимелеха с сыновьями Гедеона (9:5).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.