Судьи 9 глава

Книга Судей Израилевых
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Авимелех, сын Иероваалов, пошёл в Сихем к братьям матери своей и говорил им и всему племени отца матери своей, и сказал:
2 внушите всем жителям Сихемским: что лучше для вас, чтобы владели вами все семьдесят сынов Иеровааловых, или чтобы владел один? и вспомните, что я кость ваша и плоть ваша.
3 Братья матери его внушили о нём все сии слова жителям Сихемским; и склонилось сердце их к Авимелеху, ибо говорили они: он брат наш.
4 И дали ему семьдесят сиклей серебра из дома Ваалверифа; Авимелех нанял на оные праздных и своевольных людей, которые и пошли за ним.
5 И пришёл он в дом отца своего в Офру и убил братьев своих, семьдесят сынов Иеровааловых, на одном камне. Остался только Иофам, младший сын Иероваалов, потому что скрылся.
6 И собрались все жители Сихемские и весь дом Милло, и пошли и поставили царём Авимелеха у дуба, что близ Сихема.
7 Когда рассказали об этом Иофаму, он пошёл и стал на вершине горы Гаризима и, возвысив голос свой, кричал и говорил им: послушайте меня, жители Сихема, и послушает вас Бог!
8 Пошли некогда дерева помазать над собою царя и сказали маслине: царствуй над нами.
9 Маслина сказала им: оставлю ли я тук мой, которым чествуют богов и людей, и пойду ли скитаться по деревам?
10 И сказали дерева смоковнице: иди ты, царствуй над нами.
11 Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам?
12 И сказали дерева виноградной лозе: иди ты, царствуй над нами.
13 Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам?
14 Наконец сказали все дерева терновнику: иди ты, царствуй над нами.
15 Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царём над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжёт кедры Ливанские.
16 Итак, смотрите, по истине ли и по правде ли вы поступили, поставив Авимелеха царём? И хорошо ли вы поступили с Иероваалом и домом его, и сообразно ли с его благодеяниями поступили вы?
17 За вас отец мой сражался, не дорожил жизнью своею и избавил вас от руки Мадианитян;
18 а вы теперь восстали против дома отца моего, и убили семьдесят сынов отца моего на одном камне, и поставили царём над жителями Сихемскими Авимелеха, сына рабыни его, потому что он брат ваш.
19 Если вы ныне по истине и по правде поступили с Иероваалом и домом его, то радуйтесь об Авимелехе, и он пусть радуется о вас;
20 если же нет, то да изыдет огонь от Авимелеха и да пожжёт жителей Сихемских и весь дом Милло и да изыдет огонь от жителей Сихемских и от дома Милло, и да пожжёт Авимелеха.
21 И побежал Иофам, и убежал и пошёл в Беэр, и жил там, укрываясь от брата своего Авимелеха.
22 Авимелех же царствовал над Израилем три года.
23 И послал Бог злого духа между Авимелехом и между жителями Сихема, и не стали покоряться жители Сихемские Авимелеху,
24 дабы таким образом совершилось мщение за семьдесят сынов Иеровааловых, и кровь их обратилась на Авимелеха, брата их, который убил их, и на жителей Сихемских, которые подкрепили руки его, чтоб убить братьев своих.
25 Жители Сихемские посадили против него в засаду людей на вершинах гор, которые грабили всякого проходящего мимо их по дороге. О сём донесено было Авимелеху.
26 Пришёл же и Гаал, сын Еведов, с братьями своими в Сихем, и ходили они по Сихему, и жители Сихемские положились на него.
27 И вышли в поле, и собирали виноград свой, и давили в точилах, и делали праздники, ходили в дом бога своего, и ели и пили, и проклинали Авимелеха.
28 Гаал, сын Еведов, говорил: кто Авимелех и что Сихем, чтобы нам служить ему? Не сын ли он Иероваалов, и не Зевул ли главный начальник его? Служите лучше потомкам Еммора, отца Сихемова, а ему для чего нам служить?
29 Если бы кто дал народ сей в руки мои, я прогнал бы Авимелеха. И сказано было Авимелеху: умножь войско твоё и выходи.
30 Зевул, начальник города, услышал слова Гаала, сына Еведова, и воспылал гнев его.
31 Он хитрым образом отправляет послов к Авимелеху, чтобы сказать: вот, Гаал, сын Еведов, и братья его пришли в Сихем, и вот, они возмущают против тебя город;
32 итак, встань ночью, ты и народ, находящийся с тобою, и поставь засаду в поле;
33 поутру же, при восхождении солнца, встань рано и приступи к городу; и когда он и народ, который у него, выйдут к тебе, тогда делай с ними, что может рука твоя.
34 И встал ночью Авимелех и весь народ, находившийся с ним, и поставили в засаду у Сихема четыре отряда.
35 Гаал, сын Еведов, вышел и стал у ворот городских; и встал Авимелех и народ, бывший с ним, из засады.
36 Гаал, увидев народ, говорит Зевулу: вот, народ спускается с вершины гор. А Зевул сказал ему: тень гор тебе кажется людьми.
37 Гаал опять говорил и сказал: вот, народ спускается с возвышенности, и один отряд идёт от дуба Меонним.
38 И сказал ему Зевул: где уста твои, которые говорили: «кто Авимелех, чтобы мы стали служить ему?» Это тот народ, который ты пренебрегал; выходи теперь и сразись с ним.
39 И пошёл Гаал впереди жителей Сихемских и сразился с Авимелехом.
40 И погнался за ним Авимелех, и побежал он от него, и много пало убитых до самых ворот города.
41 И остался Авимелех в Аруме, а Гаала и братьев его Зевул выгнал, чтоб они не жили в Сихеме.
42 На другой день вышел народ в поле, и донесли о сём Авимелеху.
43 Он взял свой народ и разделил его на три отряда и поставил в засаду в поле. И, увидев, что народ вышел из города, восстал на них и побил их.
44 Между тем как Авимелех и отряды, бывшие с ним, приступили и стали у ворот городских, другие два отряда напали на всех, бывших в поле, и убивали их.
45 И сражался Авимелех с городом весь тот день, и взял город, и побил народ, бывший в нём, и разрушил город и засеял его солью.
46 Услышав об этом, все, бывшие в башне Сихемской, ушли в башню капища Ваал-Верифа.
47 Авимелеху донесено, что собрались туда все бывшие в башне Сихемской.
48 И пошёл Авимелех на гору Селмон, сам и весь народ, бывший с ним, и взял Авимелех топоры с собою и нарубил сучьев древесных, и положил на плечи свои, и сказал народу, бывшему с ним: вы видели, что я делал; скорее делайте и вы то же, что я.
49 И нарубил каждый из всего народа сучьев, и пошли за Авимелехом, и положили к башне, и сожгли посредством их башню огнём, и умерли все, бывшие в башне Сихемской, около тысячи мужчин и женщин.
50 Потом пошёл Авимелех в Тевец и осадил Тевец и взял его.
51 Среди города была крепкая башня, и убежали туда все мужчины и женщины и все жители города, и запёрлись и взошли на кровлю башни.
52 Авимелех пришёл к башне и окружил её и подошёл к дверям башни, чтобы сжечь её огнём.
53 Тогда одна женщина бросила обломок жёрнова на голову Авимелеху и проломила ему череп.
54 Авимелех тотчас призвал отрока, оруженосца своего, и сказал ему: обнажи меч твой и умертви меня, чтобы не сказали обо мне: «женщина убила его». И пронзил его отрок его, и он умер.
55 Израильтяне, видя, что умер Авимелех, пошли каждый в своё место.
56 Так воздал Бог Авимелеху за злодеяние, которое он сделал отцу своему, убив семьдесят братьев своих.
57 И все злодеяния жителей Сихемских обратил Бог на голову их; и постигло их проклятие Иофама, сына Иероваалова.

Толкование Далласской семинарии

б. Бедствия при Авимелехе (глава 9)

1) Заговор Авимелеха с сихемцами (9:1−6).

Суд 9:1. (Интересно, что в главе 9 Гедеон ни разу не назван этим именем. О нем говорится только как о Иероваале (толкование на 6:32). Авимелех был, как уже говорилось, сыном Гедеона от наложницы, которую, жившую, по всей вероятности, в доме родителей, Иероваал навещал время от времени. Не вызывает сомнения, что Авимелеха, родившегося от этой «второстепенной жены», другие его братья по отцу избегали, за что он и свел счеты с ними (9:5); зато для сихемской родни своей матери он был человеком желанным.

Город Сихем был значительным религиозным центром со времен Авраама (Быт 12:6−7). Он располагался в узкой долине, между гор Гаризим и Гевал, — там, где при Иисусе Навине были произнесены благословения и проклятия, ожидавшие евреев в соответствии с Законом (Нав 8:30−35), и где совершилась остальная часть церемонии обновления завета перед кончиной Иисуса Навина (Нав 24:1−28). Сихем находился при стратегически важном скрещении дорог — той, которая поднималась от побережья (на западе) и спускалась к городу Адаму на р. Иордан, и той, что тянулась вдоль центрального хребта — от Иерусалима на юге до северных подступов к Изреельской долине.

Суд 9:2−5. Клану своих родственников по матери (а через них — и всем гражданам Сихема) Авимелех предложил себя в цари. Вместо, как он сказал, всех семидесяти сынов Иеровааловых, которые, возможно, и вовсе не претендовали на то, чтобы стать «царями».

Серебро было Авимелехом получено из сокровищницы храма Ваалверифа; и на него он нанял себе в помощь праздных и своевольных людей. Их первой задачей было умертвить семьдесят сынов Иеровааловых; и это кровавое дело они совершили. Они умертвили их на одном камне (что, видимо, означает совершение массовой публичной казни). Важное значение имело то обстоятельство, что младшему сыну Гедеона, Иофаму, удалось скрыться.

Суд 9:6. Вслед за успешным устранением потенциальных соперников Авимелех был коронован царем — как рядовыми жителями Сихема, так и представителями высшего класса; эти жили в той части города, которая называлась дом Милло (т. е. «дом крепости»). Коронация происходила у дуба… близ Сихема (вероятно, пользовавшегося особой известностью священного дерева; Быт 12:6; 35:4; сравните Нав 24:26). Весьма сомнительно, чтобы власть Авимелеха простиралась за пределы нескольких городов в окрестностях Сихема.

2) Обращение Иоафама к сихемцам (9:7−21).

Суд 9:7. Младший сын Гедеона, Иофам, единственный из братьев спасшийся, поднялся на вершину горы Гаризима (на юго-западе от города) и стал громко кричать, обращаясь к жителям Сихема. Вероятно, он стоял на одном из выступов Гаризима, напоминающем по форме кафедру, устроенную природой, откуда слышать его можно было довольно далеко — даже на противоположной стороне долины, где высилась гора Гевал.

Речь Иофама примечательна как по форме своей, так и по содержанию, ибо он произнес первую из немногих записанных в Библии «басен в прозе» (коротких рассказов, в которых животные или неодушевленные предметы — такие, к примеру, как деревья, — персонифицированы, т. е. говорят и действуют как личности). Целью Иофама было заставить сихемцев дать отчет Богу (послушайте меня… и послушает — в значении «и да услышит», — вас Бог) в том, что поставили над собой бесчестного убийцу Авимелеха.

Суд 9:8−15. Главная мысль Иофамовой басни, или притчи, сводилась к тому, что лишь люди, не представляющие никакой ценности, стремятся к господству над другими, поскольку те, которые ценность представляют, слишком заняты важными и полезными делами, чтобы добиваться власти. Образы басни прозрачны. Деревья, искавшие себе царя, последовательно получали отказ от: а) маслины (стих 8), самого древнего из деревьев, дающей оливковое масло (тук), которым чествуют богов и людей (стих 9); б) фигового дерева (смоковницы; стих 10), одного из самых распространенных в Израиле, плод которого играет важную роль в рационе питания местного населения (стих 11); и в) от виноградной лозы (стих 12), сок которой веселит богов и человеков (стих 13).

В последнюю очередь обратились деревья к терновнику (которым в пустынных местах Палестины разжигают огонь для приготовления пищи), чтобы согласился царствовать над ними (стих 14). И терновник согласился, но с условием — чтобы остальные деревья обещали «покоиться под тенью его» (стих 15). Ответ, который вкладывает Иофам «в уста терновника», исполнен иронии, ибо какая может быть тень от мелкорослого кустарника! Зато угрозы пожара, исходящей от него (здесь огонь — символ беды, которую несет «правитель — терновник»), сельские жители всегда боялись: пожары возникали (и быстро распространялись) в результате удара молнии в сухой, как трут, терновый куст.

Суд 9:16−20. Параллель между не представляющим ценности терновником и Авимелехом, царем, избранным сихемцами, — очевидна. Подчеркивая неблагодарность жителей города, Иофам напоминает, чем они обязаны отцу его Иерова-алу (стихи 17−18). Его укор, обращенный к ним, перерастает в проклятие, сила которого обнаруживает себя в стихе 57.

Суд 9:21. Очевидно, ответ сихемцев Иофаму был неблагоприятным для него, потому что он убежал… в Беер (название, столь распространенное в Палестине, что о том, где находилось это место, можно только гадать).

3) Восстание сихемцев под предводительством Гаала (9:22−29).

Суд 9:22−25. Следствием трехлетнего правления Авимелеха стал мятеж сихемцев против него. Ибо послал Бог злого духа между Авимелехом и… жителями Сихема, возбудив в них — во исполнение проклятия Иофама — недобрые чувства против царя. Бросая вызов его власти, они устроили разбойничьи засады в горах и грабили всякого проходящего мимо их по дороге (напомним, что Сихем находился на стратегически важном скрещении торговых путей).

Естественно, число путешественников и купцов на этих дорогах сократилось, и, соответственно, сократились доходы (в виде взимаемых пошлин) Авимелеха. Злая сила, направлявшая действия сихемцев, послана была Богом, контролирующим все происходящее на земле, — в наказание им. Сатана бессилен действовать там, где это не попущено ему Богом (сравните с историей Иова; Иов 1:12; 2:6).

Суд 9:26−29. Вышедшие из повиновения Авимелеху сихемцы нашли себе нового вождя в лице Гаала, сына Еведова, который явился в их город в сопровождении своих братьев (может быть, имеется в виду сформированный им разбойничий отряд). В дни сбора винограда (июнь-июль) жители Сихема, празднуя праздник какого-то языческого бога (вероятно, аналога Адониса или Диониса), стали проклинать Авимелеха и положились на Гаала, а тот стал подстрекать их против царя и Зевула, назначенного им начальником города (стих 30).

Он призывал сихемцев подчиниться потомкам Еммора, основателя их клана (Быт 34:26), вместо того, чтобы служить Авимелеху, сыну израильтянина Гедеона. Из этого видно, что немалую часть сихемцев составляли хананеи. К Авимелеху, которого не было на празднике, Гаал обратился с дерзким вызовом: умножь войско твое и выходи!

4) Авимелех одолевает Гаала (9:30−49).

Суд 9:30−33. Зевул, «градоначальник», узнав про это, воспылал гневом на Гаала и поставил о мятежниках в известность Авимелеха, который жил по соседству, в Аруме (стих 41). Арум, возможно, соответствовал Кирбет эль-Урме (между Сихе-мом и Шило). Он предложил царю тайно вывести свои войска ночью… в поле, а с рассветом солнца напасть на Сихем, чтобы убить Гаала.

Суд 9:34−41. Авимелех так и сделал; свое войско в засаде он разделил на четыре отряда, а с рассветом стал спускаться (вероятно, с горы Гаризим, которая находилась в середине центрального нагорья) к городу. Стоя за воротами Сихема, Гаал обратил внимание на это необычное для раннего утра движение, но находившийся тут же Зевул заверил его, что это движется тень гор.

Когда подходившие к Сихему люди стали различимы настолько, что дальше обманывать Гаала было нельзя, Зевул стал подбивать его возглавить своих сторонников и дать бой Авимелеху, выйдя из-под защиты городских стен. Недавнее безудержное хвастовство обязывало его, и Гаалу не оставалось ничего другого, как, возглавив жителей Сихемских, сразиться с Авимелехом. Но Авимелех нанес им сокрушительное поражение. А сам возвратился в Аруму. Гаала же и братьев его Зевул выгнал из Сихема.

Суд 9:42−45. Однако Авимелех не утолил своего гнева, да и страх перед новым мятежом сихемцев не оставлял его. И он решил уничтожить этот город. Уже на другой день, когда жители Сихема вышли на работу в поле, Авимелех напал на них с тремя отрядами. Два отряда… убивали находившихся за городскими стенами, а сам Авимелех стоял с третьим отрядом у ворот города (очевидно, никого не выпуская и не впуская). К вечеру Сихем бы взят и разрушен. И засеял его солью (т. е. разбросал соль по его земле).

Это символ бесплодия — в знак того, что голой и пустынной земле Сихема предстояло оставаться вовек (сравните Втор 29:23; Иер 17:6). Археологи действительно подтвердили разрушение Сихема, относящееся к 12 веку до Р. Х. Город лежал в руинах, пока не был заново отстроен Иеровоамом I, который сделал его своей столицей (3Цар 12:25).

Суд 9:46−49. В этих стихах, по всей вероятности, рассказывается об инциденте, происшедшем в городе в процессе его разрушения (стих 45); едва ли это случилось после того, как город был разрушен, за его пределами.

Услышав об этом… — относится или к массовому убийству «в поле» (стихи 43−44), или к захвату Авимелехом городских ворот (стих 44). Итак, «услышав об этом», жители города, собравшиеся в башне Сихемской (возможно, она и «дом Милло» (стих 6) являлись одной и той же башней), перешли (сочтя ее более надежной) в башню капища Ваал-Верифа (возможно, это укрепленное место было частью комплекса, известного как башня Милло). И тогда Авимелех и его воины, нарубив сучьев древесных на горе Селмон (так, видимо, названа здесь гора Гаризим или гора Гевал), сожгли посредством их башню Сихемскую, в которой погибло около тысячи мужчин и женщин.

5) Позорная смерть Авимелеха в Те-веце.

Суд 9:50−55. Вслед за разрушением Сихема Авимелех… осадил город Тевец и взял его. Может быть, Тевецу соответствует современный Тувас, расположенный километрах в 13 на северо-восток от Сихема, у дороги Бет Шан. Представляется, что этот город так же, как и Сихем, находился под контролем Авимелеха и тоже восстал против него. И царь попытался подвергнуть его той же участи, что и Сихем, т. е. сжечь его крепостную башню, в которую убежали… все жители города, и затем разрушить его.

Но когда он пришел к башне, какая-то женщина сбросила сверху обломок мельничного жернова (т. е. увесистый камень) и проломила Авимелеху череп. Смерть Авимелеха напоминает смерть Саула (1Цар 31:4). Не желая умереть позорной смертью, Авимелех (как и Саул) приказал своему оруженосцу убить его мечом (дабы не сказали потом, что «женщина убила его».

Увидев Авимелеха мертвым, его сторонники (которые тут названы Израильтянами), разошлись по домам.

6) Проклятие Иофама сбыватеся.

Суд 9:56−57. Автор этой части Священного Писания видит в разрушении Сихема и смерти Авимелеха действие руки Божией: Так воздал Бог Авимелеху, пишет он, за злодеяние, которое он сделал отцу своему (Гедеону), уничтожив семью его. И все злодеяния жителей Сихемских обратил Бог на голову их, позволив осуществиться проклятию Иофама, сына Гедеона (стих 20).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.