Библия » Сравнение переводов

1 Царств 1 глава

Первая книга Царств

Синодальный перевод

1 Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, – Ефрафянин;
2 у него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей.
3 И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там были Илий и два сына его, Офни и Финеес, священниками Господа.
4 В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям её и дочерям её части;
5 Анне же давал часть особую, ибо любил Анну, хотя Господь заключил чрево её.
6 Соперница её сильно огорчала её, побуждая её к ропоту на то, что Господь заключил чрево её.
7 Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала её, а эта плакала и не ела.
8 И сказал ей Елкана, муж её: Анна! что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твоё? не лучше ли я для тебя десяти сыновей?
9 И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень.
10 И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала,
11 и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его.
12 Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста её;
13 и как Анна говорила в сердце своём, а уста её только двигались, и не было слышно голоса её, то Илий счел её пьяною.
14 И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего.
15 И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я – жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом;
16 не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе.
17 И отвечал Илий, и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твоё, чего ты просила у Него.
18 Она же сказала: да найдет раба твоя милость в очах твоих! И пошла она в путь свой, и ела, и лицо её не было уже печально, как прежде.
19 И встали они поутру, и поклонились пред Господом, и возвратились, и пришли в дом свой в Раму. И познал Елкана Анну, жену свою, и вспомнил о ней Господь.
20 Через несколько времени зачала Анна и родила сына и дала ему имя: Самуил, ибо, говорила она, от Господа я испросила его.
21 И пошёл муж её Елкана и все семейство его совершить годичную жертву Господу и обеты свои.
22 Анна же не пошла, сказав мужу своему: когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом и останется там навсегда.
23 И сказал ей Елкана, муж её: делай, что тебе угодно; оставайся, доколе не вскормишь его грудью; только да утвердит Господь слово, вышедшее из уст твоих. И осталась жена его, и кормила грудью сына своего, доколе не вскормила.
24 Когда же вскормила его, пошла с ним в Силом, взяв три тельца, и одну ефу муки и мех вина, и пришла в дом Господа в Силом, отрок же был ещё дитя.
25 и закололи тельца; и привела отрока к Илию
26 и сказала: о, господин мой! да живёт душа твоя, господин мой! я – та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу;
27 о сём дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение моё, чего я просила у Него;
28 и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу. И поклонилась там Господу.

Толкование Далласской семинарии

I. На подступах к монархии (главы 1-9)

А. Рождение и детство Самуила (глава 1)

1. СЕМЬЯ САМУИЛА (1:1-3)

1Цар. 1:1-3. Самуил был сыном Елканы… Ефрафянина, который родом был из Рамафаим-Цофима (ефрафянин Елкана не был жителем Вифлеема, находившегося совсем в другом месте; он жил на горе Ефремовой). Рамафаим, или просто Рама, находился в гористой местности, в двадцати с лишним километрах на север от Иерусалима. Согласно Евсевию, Рама может быть отождествлена с Аримафеей, откуда происходил Иосиф Аримафейский, ученик Христа. (В Раме Самуил родился – стихи 19-20; жил – 7:17; и был погребен – 25:1.)

Смущает принадлежность Елканы к колену Ефремову, поскольку его сын – Самуил – нес впоследствии священническое служение (исключительная прерогатива левитов). Однако из 1Пар. 6:33-38 мы узнаем, что происходил Елкана от Левия и с ефремлянами связан был лишь местом жительства.

Многоженство, которое не могло быть угодно Богу, тем не менее, и среди евреев имело достаточное распространение; две жены было и у отца Самуила. Возможно, другую жену Елкана взял потому, что от Анны не имел детей.

2. БЕСПЛОДИЕ АННЫ (1:4-8)

1Цар. 1:4-8. Согласно Втор. 7:13-14 чадородие рассматривалось в древнем Израиле как знак Божиего благоволения. «Заключение чрева», напротив, приравнивалось проклятию. Однако Анну, несмотря на ее бесплодие, муж любил более другой жены, Феннаны. Это выражалось и в том, что когда Елкана приносил жертву… Господу (для чего ходил в Силом, расположенный более чем в 20 км. от Рамы, ибо там поставил скинию собрания Иисус Навин; Иис. Н. 18:1), то лучшую часть этой мирной жертвы, значительная доля которой возвращалась к жертвователю, отдавал не Феннане и ее детям, а Анне. И все-таки соперница… сильно огорчала Анну, плакавшую и роптавшую на то, что Господь заключил чрево ее (стихи 6-7). Это, конечно, напоминает о переживаниях Рахили, жены Иакова (Быт. 30:1). Анна, как и Рахиль, не могла утешиться тем предпочтением, которое оказывал ей муж (1:8), и все, что ей оставалось, это отдаться на милость Божию.

3. МОЛИТВА АННЫ (1:9-18)

1Цар. 1:9-18. По закону Моисееву все взрослые мужчины должны были являться в скинию (или в храм Господень) в дни трех основных религиозных праздников евреев (Пасхи, Пятидесятницы и Кушей; Исх. 23:14-17). Вот и Елкана посещал эти праздники вместе со своими женами. В одно из таких посещений горько плачущая Анна излила перед Богом душу, умоляя послать ей сына. Она дала Господу обет посвятить его Ему – на все дни жизни его.

Это был так называемый обет назорейства, описанный в Чис. 6:1-8. (Обет назорейства был дан и родителями Самсона, долго не имевшими детей; Суд. 13:2-5.) Молчаливая, хоть и от глубины души, молитва Анны, лишь шевелившей губами, навела священника Илия, наблюдавшего за нею, на мысль, что женщина эта пьяна. Но когда он узнал об истинной причине ее переживаний, то заверил ее, что Бог… исполнит прошение ее.

4. РОЖДЕНИЕ САМУИЛА (1:19-23)

1Цар. 1:19-20. Вскоре после возвращения семьи в Раму… Анна забеременела и в положенное время родила сына, которого назвала Самуилом. Слово это означает нечто вроде «Имя его Бог», но Анна, вероятно, уловила в нем иные ассоциации. Так, «Самуил» созвучно шамуа эль – «услышал Бог».

1Цар. 1:21-23. В следующий: по времени ежегодный праздник Елкана отправился, как всегда, в Силом, чтобы принести жертву Господу (сравните стих 3). (Возможно, упомянутые здесь обеты Елканы должны были подтвердить обет Анны в отношении Самуила.) Но Анна осталась на этот раз дома, со своим младенцем. Она считала, что прежде чем отдать ребенка в храм, должна вскормить его и отвести туда окрепшим. Елкана не перечил ей, лишь, вознес молитву о том, чтобы Господь дал остаться твердым тому слову (обету), что вышло из уст Анны.

5. АННА ОТДАЕТ САМУИЛА БОГУ (1:24-28)

1Цар. 1:24-38. После того, как Анна вскормила сына, она исполнила данный ею обет; привела ребенка в Силом, чтобы отдать его на служение Господу – как пожизненного назорея. Самуилу было, очевидно, лет около трех, т. к. именно до такого возраста принято было на Востоке (и не только на Востоке) кормить детей грудью (2-ую книгу Маккавеев, апокрифическую, 7:27). Так что, находясь при скинии, Самуил не мог быть в чрезмерную тягость для Илия и его помощников. С другой стороны, он уже в состоянии был понимать происходящее и с младенчества привыкал ко всему, что так или иначе было связано со священническим служением.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.