1 Царств 5 глава

Первая книга Царств
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Филистимляне же взяли ковчег Божий и принесли его из Авен-Езера в Азот.
2 И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона, и поставили его подле Дагона.
3 И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицом своим к земле пред ковчегом Господним. И взяли они Дагона и опять поставили его на своё место.
4 И встали они поутру на следующий день, и вот, Дагон лежит ниц на земле пред ковчегом Господним; голова Дагонова и обе руки его лежали отсечённые, каждая особо, на пороге, осталось только туловище Дагона.
5 Посему жрецы Дагоновы и все приходящие в капище Дагона в Азот не ступают на порог Дагонов до сего дня.
6 И отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их и наказал их мучительными наростами, в Азоте и в окрестностях его.
7 И увидели это Азотяне и сказали: да не останется ковчег Бога Израилева у нас, ибо тяжка рука Его и для нас и для Дагона, бога нашего.
8 И послали, и собрали к себе всех владетелей Филистимских, и сказали: что нам делать с ковчегом Бога Израилева? И сказали: пусть ковчег Бога Израилева перейдёт в Геф. И отправили ковчег Бога Израилева в Геф.
9 После того, как отправили его, была рука Господа на городе — ужас весьма великий, и поразил Господь жителей города от малого до большого, и показались на них наросты.
10 И отослали они ковчег Божий в Аскалон; и когда пришёл ковчег Божий в Аскалон, возопили Аскалонитяне, говоря: принесли к нам ковчег Бога Израилева, чтоб умертвить нас и народ наш.
11 И послали, и собрали всех владетелей Филистимских, и сказали: отошлите ковчег Бога Израилева; пусть он возвратится в своё место, чтобы не умертвил он нас и народа нашего. Ибо смертельный ужас был во всём городе; весьма отяготела рука Божия на них.
12 И те, которые не умерли, поражены были наростами, так что вопль города восходил до небес.

Толкование Далласской семинарии

2. СИЛА КОВЧЕГА (глава 5)

1Цар 5:1−5. Теперь, однако, филистимлянам предстояло узнать, что Бог Израиля был не только вездесущ, но и всемогущ. Принеся ковчег в качестве трофея из стана израильтян в Авен-Езере (4:1) в свой город Ашдод (Азот), они поместили его у ног (или хвоста) своего победоносного (как они понимали) бога Дагона (имевшего в их представлении рыбье туловище). Но на следующее утро обнаружили свое божество лежащим лицем… к земле пред ковчегом Господним.

Они вновь водрузили его на пьедестал, но на другой день опять нашли Дагона на земле пред ковчегом, но на этот раз — разбитым: голова Дагонова и обе руки его лежали отсеченные… на пороге (слово, переведенное здесь как «порог» (мип-тан), может быть понято и как «подножие»). Зрелище это произвело такое ужасное впечатление на жрецов божества и на почитателей его, что с тех пор, приходя в его святилище, они не решались приближаться к подножию Дагона.

1Цар 5:6−12. Для филистимлян присутствие ковчега в их среде обернулось бедой, ибо в первую очередь тяжелая рука Господня опустилась на жителей Ашдода (Азота); они были наказаны мучительным воспалением и опухолями (полагают, на основании лингвистического анализа соответствующего евр. слова (опел), — геморроидального характера). «Поражение», по мнению многих библеистов, было им причинено нашествием мышей (6:4−5).

В отчаянии от такого поворота событий, филистимляне переправили ковчег Бога Израилева в другой свой город — Геф. Но сразу после этого та же беда поразила и жителей этого города (стих 9). Тогда ковчег перевезли в Аскалон, но возопили Аскалонитяне против того, чтобы их «умерщвляли» и стали требовать от своих вождей (стих 11), чтобы ковчег вернули в… место его, к израильтянам; однако «наросты» поразили, в свою очередь, и их.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.