1 Царств 6 глава

Первая книга Царств
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И пробыл ковчег Господень в области Филистимской семь месяцев.
2 И призвали Филистимляне жрецов и прорицателей, и сказали: что нам делать с ковчегом Господним? научите нас, как нам отпустить его в своё место.
3 Те сказали: если вы хотите отпустить ковчег Бога Израилева, то не отпускайте его ни с чем, но принесите Ему жертву повинности; тогда исцелитесь и узнаете, за что не отступает от вас рука Его.
4 И сказали они: какую жертву повинности должны мы принести Ему? Те сказали: по числу владетелей Филистимских пять наростов золотых и пять мышей золотых; ибо казнь одна на всех вас и на владетелях ваших;
5 итак, сделайте изваяния наростов ваших и изваяния мышей ваших, опустошающих землю, и воздайте славу Богу Израилеву; может быть, Он облегчит руку Свою над вами и над богами вашими и над землёю вашею;
6 и для чего вам ожесточать сердце ваше, как ожесточили сердце своё Египтяне и фараон? вот, когда Господь показал силу Свою над ними, то они отпустили их, и те пошли;
7 итак, возьмите, сделайте одну колесницу новую и возьмите двух первородивших коров, на которых не было ярма, и впрягите коров в колесницу, а телят их отведите от них домой;
8 и возьмите ковчег Господень, и поставьте его на колесницу, а золотые вещи, которые принесёте Ему в жертву повинности, положите в ящик сбоку его; и отпустите его, и пусть пойдёт;
9 и смотрите, если он пойдёт к пределам своим, к Вефсамису, то он великое сие зло сделал нам; если же нет, то мы будем знать, что не его рука поразила нас, а сделалось это с нами случайно.
10 И сделали они так: и взяли двух первородивших коров и впрягли их в колесницу, а телят их удержали дома;
11 и поставили ковчег Господа на колесницу и ящик с золотыми мышами и изваяниями наростов.
12 И пошли коровы прямо на дорогу к Вефсамису; одною дорогою шли, шли и мычали, но не уклонялись ни направо, ни налево; владетели же Филистимские следовали за ними до пределов Вефсамиса.
13 Жители Вефсамиса жали тогда пшеницу в долине, и, взглянув, увидели ковчег Господень, и обрадовались, что увидели его.
14 Колесница же пришла на поле Иисуса Вефсамитянина и остановилась там; и был тут большой камень, и раскололи колесницу на дрова, а коров принесли во всесожжение Господу.
15 Левиты сняли ковчег Господа и ящик, бывший при нём, в котором были золотые вещи, и поставили на большом том камне; жители же Вефсамиса принесли в тот день всесожжения и закололи жертвы Господу.
16 И пять владетелей Филистимских видели это и возвратились в тот день в Аккарон.
17 Золотые эти наросты, которые принесли Филистимляне в жертву повинности Господу, были: один за Азот, один за Газу, один за Аскалон, один за Геф, один за Аккарон;
18 а золотые мыши были по числу всех городов Филистимских — пяти владетелей, от городов укреплённых и до открытых сёл, до большого камня, на котором поставили ковчег Господа и который находится до сего дня на поле Иисуса Вефсамитянина.
19 И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; и заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим.
20 И сказали жители Вефсамиса: кто может стоять пред Господом, сим святым Богом? и к кому Он пойдёт от нас?
21 И послали послов к жителям Кириаф-Иарима сказать: Филистимляне возвратили ковчег Господа; придите, возьмите его к себе.

Толкование Далласской семинарии

3. ВОЗВРАЩЕНИЕ КОВЧЕГА (6:1 — 7:1)

1Цар 6:1−12. После пережитых ими мучительных наказаний и унижения их бога Дагона Филистимляне (очевидно, в лице своих вождей) обратились за советом к жрецам и прорицателям. И те, в согласии с суеверными языческими представлениями, посоветовали отпустить ковчег Бога Израилева, принеся Ему жертву повинности в виде вылитых из золота пяти (согласно числу главных филистимских городов) изображений того, чем филистимляне были наказаны, т. е. наростов… и… мышей (стихи 17−18). (Обычай умилостивления богов принесением им вылитых из металла изображений «орудий наказания», понесенного людьми, или пораженных болезнью частей человеческого тела был широко распространен в древнем мире и сохранялся очень долго — почти до нашего времени — как на Востоке, так и в некоторых частях Европы.)

В данном контексте приношения Богу Израилеву должны были означать признание филистимлянами Его превосходства над Дагоном (стих 5). На новой колеснице, запряженной двумя, не знавшими ярма коровами, только что отелившимися (от которых следовало отнять их телят), ковчег Господень предстояло отправить назад в Израиль. Целью задуманного было убедиться, действительно ли от Бога Израиля исходили беды, постигшие филистимлян.

Если коровы, от которых отняли их молочных телят, не возвратятся к ним, а пойдут к Вефсамису, т. е. в пределы Израильские, значит филистимляне наказаны Богом евреев. И пошли коровы… одною дорогою, они шли и мычали (тоскуя о своих телятах), но не свернули ни направо, ни налево, пока не дошли до пределов Вефсамиса.

Хотя о ворожбе и гаданиях не много известно из Ветхого Завета, поскольку Израилю они были запрещены, на Ближнем Востоке сохранилось с древнейших времен множество текстов, свидетельствующих как о широком распространении этой практики среди языческих народов, так и о методах, которые применялись для «узнавания намерений» тех или иных божеств, и о способах предотвращения угрожавшего зла.

Особенно распространен был метод «альтернативного гадания» (как в этом случае), т. е. по принципу «Да-нет». В свое время Гедеон воспользовался овечьей шерстью, чтобы узнать волю Божию (Суд 6:37−40), и это могло быть отражением такой вот «практики гаданий», лишенной, однако, языческой специфики. Упомянутый метод «альтернативного гадания» схож был с бросанием жребия. Так или иначе, наихудшие предположения филистимлян подтвердились.

1Цар 6:13 — 7:1. Израильтяне так обрадовались, вновь увидя ковчег Господень после семи месяцев отсутствия его (6:1), что там, где коровы остановились (на поле у Вефсамиса), принесли их Господу в жертву всесожжения. (Вефсамис был пограничным городом, километрах в двадцати на запад от Иерусалима.) К несчастию, жители этого города, в безудержной радости своей, нарушили святость ковчега: сняв с него крышку, они заглядывали внутрь его (6:19), возможно, желая убедиться, что скрижали завета — на своем месте.

Между тем, Моисеем было постановлено, что только Левиты могут «вступать в контакт» с ковчегом, да и то не касаться его непосредственно (не говоря уже о том, чтобы заглядывать в него); Чис 4:5, 15, 20. Подобное своеволие и столь явное неповиновение воле Божией каралось смертью (сравните 2Цар 6:6−7).

В некоторых еврейских манускриптах число убитых в Вефсамисе означено как семьдесят, а не как 50, 070 (в большинстве их), каковое число представляется непомерно большим. Смысл происшедшего, однако, в том, что не только язычники (люди, не верующие в истинного Бога) караются за пренебрежение законом Божиим, но и верующие (здесь — израильтяне).

После трагедии в Вефсамисе ковчег был отправлен к жителям Кириаф-Иарима (современный Абу Гош; километрах в 13 на северо-запад от Иерусалима). Он был переправлен туда, а не в Силом, очевидно, потому, что Силом был филистимлянами разрушен (возможно, вскоре после битвы при Афеке; смотрите главу 4; сравните Иер 26:9). Ковчег Господа оставался на попечении семьи Аминадава (7:1) около 100 лет.

По поводу сказанного в 6:17−18 заметим, что «золотые мыши и наросты» были принесены филистимлянами «в жертву повинности» по числу не только пяти их главных городов, но и всех примыкавших к ним поселений («открытые села» — значит не огороженные стенами), которыми управляли те же «пять владетелей (князей) филистимских».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.