3 Царств 22 глава

Третья книга Царств
Синодальный перевод → Перевод Десницкого

 
 

Прожили три года, и не было войны между Сириею и Израилем.
 
Еще три года арамеи и израильтяне жили, не воюя друг с другом.

На третий год Иосафат, царь Иудейский, пошёл к царю Израильскому.
 
А на третий год Ехошафат, царь иудейский, отправился к царю израильскому.

И сказал царь Израильский слугам своим: знаете ли, что Рамоф Галаадский наш? А мы так долго молчим, и не берём его из руки царя Сирийского.
 
Царь израильский тогда сказал своим слугам: «Вы же знаете, что Рамот в Гиладе — наш, а мы ничего не делаем, чтобы отобрать его у царя арамейского».

И сказал он Иосафату: пойдёшь ли ты со мною на войну против Рамофа Галаадского? И сказал Иосафат царю Израильскому: как ты, так и я; как твой народ, так и мой народ; как твои кони, так и мои кони.
 
И спросил он Ехошафата: «пойдешь ли ты со мной отвоевывать Рамот в Гиладе?» Ехошафат ответил царю израильскому: «Куда ты, туда и я, куда твой народ, туда и мой, куда твои всадники, туда и мои».

И сказал Иосафат царю Израильскому: спроси сегодня, что скажет Господь.
 
Но Ехошафат попросил царя израильского: «Разузнай теперь, что скажет Господь».

И собрал царь Израильский пророков, около четырёхсот человек, и сказал им: идти ли мне войною на Рамоф Галаадский, или нет? Они сказали: иди, Господь предаст его в руки царя.
 
Царь израильский собрал пророков, около четырехсот, и спросил: «Выступать ли мне в поход на Рамот в Гиладе, или не делать этого?» Они отвечали: «Выступай, Господь предаст его в руки царя».

И сказал Иосафат: нет ли здесь ещё пророка Господня, чтобы нам вопросить через него Господа?
 
Но Ехошафат спросил: «Нет ли здесь еще пророка Господа? Мы спросим и его».

И сказал царь Израильский Иосафату: есть ещё один человек, через которого можно вопросить Господа, но я не люблю его, ибо он не пророчествует о мне доброго, а только худое, — это Михей, сын Иемвлая. И сказал Иосафат: не говори, царь, так.
 
Отвечал царь израильский Ехошафату: «Есть еще один, через кого вопрошают Господа — только не по нраву он мне: не пророчествует обо мне доброго, а только дурное. Это Михей, сын Имлы». Ехошафат сказал: «Не говори так, царь!»

И позвал царь Израильский одного евнуха и сказал: сходи поскорее за Михеем, сыном Иемвлая.
 
Тогда царь израильский подозвал одного евнуха и веле ему скорее привести Михея, сына Имлы.

Царь Израильский и Иосафат, царь Иудейский, сидели каждый на седалище своём, одетые в царские одежды, на площади у ворот Самарии, и все пророки пророчествовали пред ними.
 
Царь израильский и Ехошафат, царь иудейский, сидели каждый на своем престоле у ворот Самарии, одетые в свои облачения, а перед ними пророчествовали все пророки.

И сделал себе Седекия, сын Хенааны, железные рога, и сказал: так говорит Господь: сими избодёшь Сириян до истребления их.
 
Цидкия, сын Кенааны, сделал себе железные рога и сказал: «Так говорит Господь — этими рогами забодаешь ты арамеев, уничтожишь их!»

И все пророки пророчествовали то же, говоря: иди на Рамоф Галаадский, будет успех, Господь предаст его в руку царя.
 
И все пророки повторяли то же самое: «Выступай на Рамот в Гиладе, и будет успех! Предаст его Господь в руки царя!»

Посланный, который пошёл позвать Михея, говорил ему: вот, речи пророков единогласно предвещают царю доброе; пусть бы и твоё слово было согласно со словом каждого из них; изреки и ты доброе.
 
И гонец, которого отправляли привести Михея, сказал ему: «Смотри, пророки единогласно дают царю добрые предзнаменования. Хоть бы и ты выступил с ними заодно, и слово твое оказалось добрым!»

И сказал Михей: жив Господь! я изреку то, что скажет мне Господь.
 
Михей ответил: «Жив Господь — что внушит мне Господь, то и стану я говорить».

И пришёл он к царю. Царь сказал ему: Михей! идти ли нам войною на Рамоф Галаадский, или нет? И сказал тот ему: иди, будет успех, Господь предаст его в руку царя.
 
Так пришел он к царю, и царьспросил его: «Михей, выступать ли нам в поход на Рамот в Гиладе, или не делать этого?» Тот ответил: «Выступай, и будет успех! Предаст его Господь в руки царя!»

И сказал ему царь: ещё и ещё заклинаю тебя, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины во имя Господа.
 
Царь сказал ему: «Сколько же раз заставлять тебя клясться, чтобы ты говорил мне только правду во имя Господа?»

И сказал он: я вижу всех Израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря. И сказал Господь: нет у них начальника, пусть возвращаются с миром каждый в свой дом.
 
Тот ответил: «Я вижу всех израильтян, рассеянных по горам, словно овцы, у которых нет пастуха. И сказал Господь: нет у них больше господина, пусть возвращаются по домам с миром».

И сказал царь Израильский Иосафату: не говорил ли я тебе, что он не пророчествует обо мне доброго, а только худое?
 
Царь израильский сказал Ехошафату: «Говорил же я тебе, что не пророчествует он обо мне доброго, а только дурное».

И сказал Михей: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своём, и всё воинство небесное стояло при Нём, по правую и по левую руку Его;
 
А Михей продолжил: «Выслушай слово Господне! Я видел Господа, сидящего на престоле, и стояло пред ним всё воинство небесное, по правую и по левую руку.

и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошёл и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе;
 
Спросил Господь: “Кто введет в заблуждение Ахава, чтобы он выступил на Рамот в Гиладе и там погиб?” Один отвечал Ему так, а другой иначе,

и выступил один дух, стал пред лицом Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем?
 
но вышел вперед один дух, встал пред Господом и сказал: “Я введу его в заблуждение”. Спросил его Господь: “Как?”

Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так.
 
Тот ответил: “Я отправлюсь и стану ложным духом в устах всех его пророков”. Господь сказал: “Да, ты сможешь ввести его в заблуждение. Ступай, так и сделай!”

И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрёк о тебе недоброе.
 
Смотри, вложил Господь ложного духа в уста всех твоих пророков. А Сам Господь предрек тебе беду».

И подошёл Седекия, сын Хенааны, и, ударив Михея по щеке, сказал: как, неужели от меня отошёл Дух Господень, чтобы говорить в тебе?
 
Тогда подошел Цидкия, сын Кенааны и ударил Михея по щеке со словами: «Что же это, Дух Господень оставил меня, чтобы говорить с тобой?»

И сказал Михей: вот, ты увидишь это в тот день, когда будешь бегать из одной комнаты в другую, чтоб укрыться,
 
Михей ответил: «Увидишь в тот день, когда станешь метаться по комнатам в поисках укрытия».

и сказал царь Израильский: возьмите Михея и отведите его к Амону градоначальнику и к Иоасу, сыну царя,
 
И сказал царь израильский: «Возьмите Михея и отведите к градоначальнику Амону и к царскому сыну Йоашу.

и скажите: так говорит царь: посадите этого в темницу и кормите его скудно хлебом и скудно водою, доколе я не возвращусь в мире.
 
Передайте им, что царь велит посадить этого человека под стражу и давать ему немного хлеба и немного воды, пока я не вернусь с миром».

И сказал Михей: если возвратишься в мире, то не Господь говорил через меня. И сказал: слушай, весь народ!
 
Михей ответил: «Если ты вернешься с миром, то не Господь говорил через меня». И добавил: «Слушайте Меня, все народы!»

И пошёл царь Израильский и Иосафат, царь Иудейский, к Рамофу Галаадскому.
 
Царь израильский и Ехошафат, царь иудейский, выступили в поход на Рамот в Гиладе.

И сказал царь Израильский Иосафату: я переоденусь и вступлю в сражение, а ты надень твои царские одежды. И переоделся царь Израильский и вступил в сражение.
 
Царь израильский сказал Ехошафату: «я выйду на бой под видом простого воина, а ты будь в своих царских облачениях». И царь израильский переоделся перед сражением.

Сирийский царь повелел начальникам колесниц, которых у него было тридцать два, сказав: не сражайтесь ни с малым, ни с великим, а только с одним царём Израильским.
 
А царь арамейский велел своим начальникам над колесничным войском (их было тридцать два): «не ищите боя ни с малым, ни с великим, а только с одним царем израильским».

Начальники колесниц, увидев Иосафата, подумали: «верно, это царь Израильский», и поворотили на него, чтобы сразиться с ним. И закричал Иосафат.
 
И когда начальники над колесничным войском увидели Ехошафата, то решили, что он точно есть царь израильский, и устремились на него, чтобы сразиться. Но Ехошафат закричал,

Начальники колесниц, видя, что это не Израильский царь, поворотили от него.
 
и так начальники колесниц увидели, что это не израильский царь, и повернули прочь от него.

А один человек случайно натянул лук и ранил царя Израильского сквозь швы лат. И сказал он своему вознице: повороти назад и вывези меня из войска, ибо я ранен.
 
Зато один человек выстрелил из лука и, сам не зная того, ранил царя израильского в щель между доспехами. Тот сказал своему возничему: «Поверни колесницу, вывези меня из боя — я ранен».

Но сражение в тот день усилилось, и царь стоял на колеснице против Сириян, и вечером умер, и кровь из раны лилась в колесницу.
 
Но сражение в тот день разгоралось всё сильней, и царю израильскому пришлось остаться на колеснице напротив арамейского войска — и к вечеру он умер. А кровь из его раны текла на днище колесницы.

И провозглашено было по всему стану при захождении солнца: каждый иди в свой город, каждый в свою землю!
 
Когда зашло солнце, пронесся клич по всему войску: «Ступайте все по своим городам, по своим странам!»

И умер царь, и привезён был в Самарию, и похоронили царя в Самарии.
 
Мертвого царя отвезли в Самарию и похоронили в Самарии.

И обмыли колесницу на пруде Самарийском, и псы лизали кровь его, и омывали блудницы, по слову Господа, которое Он изрёк.
 
А колесницу вымыли в пруду около Самарии, где омываются блудницы, и собаки слизывали его кровь, по слову Господа, которое Он изрек.

Прочие дела Ахава, всё, что он делал, и дом из слоновой кости, который он построил, и все города, которые он строил, описаны в летописи царей Израильских.
 
Прочее об Ахаве и обо всем, что он делал: как построил дворец слоновой кости, и как строил города, — записано в летописном свитке царей израильских.

И почил Ахав с отцами своими, и воцарился Охозия, сын его, вместо него.
 
Ахав приложился к праотцам, а вместо него воцарился его сын Ахазия.

Иосафат, сын Асы, воцарился над Иудеею в четвёртый год Ахава, царя Израильского.
 
Ехошафат, сын Асы, воцарился в Иудее на четвертый год царствования Ахава в Израиле.

Тридцати пяти лет был Иосафат, когда воцарился, и двадцать пять лет царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Азува, дочь Салаиля.
 
Ехошафат воцарился в возрасте тридцати пяти лет, и двадцать пять лет царствовал он в Иерусалиме. Его мать звали Азува, она была дочерью Шилхи.

Он ходил во всём путём отца своего Асы, не сходил с него, делая угодное пред очами Господними. Только высоты не были отменены; народ ещё совершал жертвы и курения на высотах.
 
Он ступал по пути отца своего Асы и не сходил с него, творя добро пред Господом. Только святилища на холмах еще оставались, народ приносил жертвы и воскурял в этих святилищах.

Иосафат заключил мир с царём Израильским.
 
Ехошафат заключил мир с царем израильским.

Прочие дела Иосафата и подвиги его, какие он совершил, и как он воевал, описаны в летописи царей Иудейских.
 
Прочее о делах Ехошщафата, о его мощи и о том, что он сделал и как воевал, записано в летописном свитке царей иудейских.

И остатки блудников, которые остались во дни отца его Асы, он истребил с земли.
 
Он уничтожил в стране и культовый блуд, который еще оставался во дни отца его Асы.

В Идумее тогда не было царя; был наместник царский.
 
В Эдоме тогда не было царя, там правил царский наместник.

Иосафат сделал корабли на море, чтобы ходить в Офир за золотом; но они не дошли, ибо разбились в Ецион-Гавере.
 
Ехошафат сделал корабли дальнего плавания, чтобы им ходить в Офир за золотом, но они не дошли туда, а разбились в Эцйон-Гевере.

Тогда сказал Охозия, сын Ахава, Иосафату: пусть мои слуги пойдут с твоими слугами на кораблях. Но Иосафат не согласился.
 
Тогда Ахазия, сын Ахава, предложил Ехошафату: «Пусть мои слуги отправятся на коряблях вместе с твоими», — но Ехошафат не захотел.

И почил Иосафат с отцами своими и был погребён с отцами своими в городе Давида, отца своего. И воцарился Иорам, сын его, вместо него.
 
Ехошафат приложился к праотцам и был похоронен у праотцев в городе Давидовом. Вместо него воцарился его сын Ехорам.

Охозия, сын Ахава, воцарился над Израилем в Самарии, в семнадцатый год Иосафата, царя Иудейского, и царствовал над Израилем два года,
 
Ахазия, сын Ахава, воцарился над Израилем на семнадцатый год царствования Ехошафата в Иудее. Он царствовал в Израиле два года,

и делал неугодное пред очами Господа, и ходил путём отца своего и путём матери своей и путём Иеровоама, сына Наватова, который ввёл Израиля в грех:
 
творя зло пред Господом и ступая по пути своего отца и своей матери, и по пути Яравама, сына Невата, вводя Израиль во грех.

он служил Ваалу и поклонялся ему и прогневал Господа, Бога Израилева, всем тем, что делал отец его.
 
Он служил Ваалу и поклонялся ему, назло Господу, Богу Израиля, подражая всем поступкам своего отца.

Примечания:

 
Синодальный перевод
11 избодёшь — будешь бодать, забодаешь.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.