От Матфея 13 глава

Евангелие от Матфея
Синодальный перевод → Перевод Десницкого

 
 

Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.
 
В тот день Иисус вышел из дома и сел на морском берегу.

И собралось к Нему множество народа, так что Он вошёл в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.
 
Народ к Нему сходился толпами, так что пришлось Ему сесть в лодку, а вся толпа оставалась на берегу.

И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;
 
Он говорил с ними притчами, и рассказал их много:— Однажды вышел сеятель сеять зерна.

и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
 
И пока он сеял, одни зерна упали при дороге — налетевшие птицы их склевали.

иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
 
Другие зерна попали на каменистую землю, где почвы было немного: такое зерно сразу взошло, потому что было в земле неглубоко,

Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;
 
но едва взошло и пригрело солнце, росток засох, потому что не укоренился.

иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
 
Другие зерна попали в сорняки, так что сорняки разрослись и задушили ростки.

иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
 
А были и такие зерна, что упали на плодородную почву и принесли урожай: какое в сто, какое в шестьдесят, какое в тридцать крат.

Кто имеет уши слышать, да слышит!
 
У кого есть уши, пусть услышит!

И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
 
Ученики подошли к Нему и спросили:— Почему ты говоришь с ними притчами?

Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,
 
Он сказал им в ответ:— Вам дано знать таинства Царства Небес, а им не дано.

ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
 
У кого есть — тому и дано будет с избытком, а у кого нет — у того будет отнято, что имел.

потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
 
Потому я говорю с ними притчами, так что они смотрят, но не видят, слушают, но не слышат и не понимают.

и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите,
 
Так сбывается на них пророчество Исайи: «Слышать-то вы будете, да не поймете, смотреть-то будете, да не увидите.

ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».
 
Очерствело сердце этого народа, уши еле слышат, глаза закрылись — слухом не услышат, зрением не увидят, сердцем не уразумеют, не обратятся ко Мне за исцелением».

Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,
 
Благо вам, что глаза ваши зрячи и уши способны слышать!

ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
 
Аминь говорю вам: многие пророки и праведники желали видеть то, что у вас перед глазами — но так и не увидели, желали слышать, что вы слышите — но так и не услышали.

Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:
 
А теперь послушайте, что значит притча о сеятеле.

ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге.
 
К любому, кто слышит о Царстве, но не понимает смысла, приходит лукавый, чтобы похитить зерно, посеянное в его сердце — как упавшее при дороге.

А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;
 
Зерно, что попало на каменистую землю — это когда услышит человек Слово и тотчас его радостно примет,

но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
 
но Слово не пустит корня — такой человек переменчив, и стоит начаться скорби или гонению за Слово, как он поддается соблазну.

А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
 
Зерно, что попало в сорняки — это когда услышит человек слово Слово, но подступит забота о мирском и соблазн богатства, задушат они Слово — и останется человек без плода.

Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
 
А зерно, что попало в хорошую почву — это когда человек выслушает Слово, поймет его и принесет плод: кто в сто, кто в шестьдесят, кто в тридцать крат.

Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём;
 
Рассказал Он им еще одну притчу:— Вот чему подобно Царство Небес: засеял некий человек свое поле хорошими зернами.

когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл;
 
Но когда все спали, пришел на поле его враг и посеял среди пшеницы плевелы.

когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
 
Поднялись всходы, налились колосья — тогда и обнаружились плевелы.

Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоём? откуда же на нём плевелы»?
 
К хозяину поля подошли рабы и спросили: «Господин, ты ведь засеял свое поле хорошими зернами! Откуда же взялись плевелы?»

Он же сказал им: «враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдём, выберем их»?
 
Он ответил: «Это дело рук моего врага». Тогда рабы ему предлагают: «Желаешь, чтобы мы занялись прополкой?»

Но он сказал: «нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
 
Но он говорит: «Нет! А не то, выпалывая плевелы, вы заодно повыдергиваете и пшеницу.

оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».
 
Пусть растет то и другое, пока не придет время жатвы, а тогда я велю жнецам сначала срезать плевелы и связать их в снопы, чтобы сжечь, а потом уже собрать пшеницу в мою житнитцу».

Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём,
 
Рассказал Он им еще вот какую притчу:— Вот на что похоже Царство Небес: посеял некий человек у себя на поле горчичное зернышко.

которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
 
Хоть оно и меньше всех семян, но когда всходит росток, он выше всех растений в саду — это дерево, на ветви которого прилетают гнездиться птицы небесные.

Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
 
И рассказал Он им еще одну притчу:— Царство Небес похоже на то, как женщина взяла закваску и замесила с ней целый мешок муки — и на этих дрожжах поднялось все тесто.

Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,
 
Всё это Иисус говорил народу притчами, а без притчей ничего им не говорил,

да сбудется реченное через пророка, который говорит: «отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира».
 
чтобы исполнилось предсказанное через пророка: «Открою уста, чтобы поведать притчи и провозгласить, что было сокрыто со времен сотворения мира».

Тогда Иисус, отпустив народ, вошёл в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
 
Потом Иисус отпустил народ и вошел в дом. К Нему подошли ученики с просьбой объяснить притчу о плевелах на поле.

Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
 
Он им ответил:— Кто сеет хорошие зерна — это Сын Человеческий.

поле есть мир; доброе семя — это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого;
 
Поле — это мир, хорошие зерна — это сыны Царства, а сорняки — сыны лукавого.

враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
 
Враг, который их посеял — это диавол. Жатва — это конец света, а жнецы — ангелы.

Посему как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего:
 
Плевелы собирают и бросают в огонь — так будет и при конце света:

пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
 
пошлет Сын Человеческий Своих ангелов убрать из Своего Царства всё то, что соблазняет и всех тех, кто творит беззаконие.

и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
 
Их бросят в огненную печь, и будут там слышны рыдания и зубовный скрежет —

тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
 
а праведники тогда воссияют, как солнце, в Царстве своего Отца! У кого есть уши, пусть слышит.

Ещё: подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то.
 
Царство Небес похоже на закопанное в поле сокровище: нашел его человек, скрыл ото всех, и вот радостно идет и распродает всё свое имущество, лишь бы купить это поле.

Ещё: подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
 
И вот на что еще похоже Царство Небес: ищет некий купец прекрасный жемчуг —

который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её.
 
и вот нашел одну драгоценную жемчужину и продал всё свое имущество, лишь бы ее купить.

Ещё: подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
 
На что же еще похоже Царство Небес? Забросили в море невод, захватил он рыб всякого рода,

который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
 
а когда невод наполнился, рыбаки вытащили его на берег и сели разбирать улов: хороших рыб сложили в корзины, а всё непригодное выбросили вон.

Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
 
Так будет и при конце света: явятся ангелы и отделят от праведников дурных людей,

и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
 
бросят их в огненную печь, и будут там слышны рыдания и зубовный скрежет.

И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: так, Господи!
 
Теперь вы поняли всё?— Да! — ответили они.

Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
 
А Иисус добавил:— Потому и всякий книжник, который обучился Царству Небес, похож на хозяина дома, который достает из кладовой и новые вещи, и старые.

И, когда окончил Иисус притчи сии, пошёл оттуда.
 
Рассказав все эти притчи, Иисус отправился дальше.

И, придя в отечество Своё, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
 
Он пришел в родные края и стал там учить в местной синагоге, приводя людей в изумление. Они говорили:— Откуда же у Него такая мудрость и такая сила?

не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
 
Он же сын простого плотника! Вот и Его мать по имени Мария, вот и Его братья: Иаков, Иосиф, Симон и Иуда!

и сёстры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?
 
Да и все Его сестры тут, у нас. Откуда же у Него эти способности?

И соблазнялись о Нём. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и в доме своём.
 
Вот что мешало им его принять. А Иисус им сказал:— Нигде пророк не лишен почета, кроме как в родном краю, в собственном доме.

И не совершил там многих чудес по неверию их.
 
Он так и не проявил там Свою великую силу из-за их неверия.

Примечания:

 
Синодальный перевод
30 связки — в новых редакциях может использоваться — снопы, как минимум в изданиях 1968, 1976, 1988 года, а так же версии «Свет на востоке», библиях с комментариями МакАртура и Женевской. В ранних изданиях 1876, 1917, 1926 (Проханова), 1956 годов используется слово «связки».
39 диавол — старое написание, но не ошибка; сейчас пишут «дьявол», однако, чтобы искать по симфонии, нужно понимать, как слово пишется в старой орфографии.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.