От Луки 12 глава

Евангелие от Луки
Синодальный перевод → Перевод Десницкого

 
 

Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
 
Тем временем вокруг Иисуса собирались многотысячные толпы, так что люди давили друг друга. Но Он обратился сначала к ученикам со словами:— Остерегайтесь закваски фарисейской (то есть лицемерия)!

Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.
 
Не бывает, чтобы тайное не стало однажды явным, чтобы сокрытое не сделалось известно.

Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях.
 
Что вы сказали в темноте — будет услышано при свете дня, что рассказали в потайном месте — о том будет возвещено с крыш!

Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;
 
Говорю вам, друзья Мои: не бойтесь тех, кто убивает тело, а сверх того сделать ничего не может.

но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.
 
Я скажу вам, кого стоит бояться: бойтесь Того, Кто властен и умертвить, и бросить после того в геенну. Именно Его, говорю вам, стоит бояться!

Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.
 
За два ассария продаются пять воробьев, не так ли? Но ни один из них не забыт у Бога.

А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.
 
А у вас и волосы на голове все сочтены. Не бойтесь — вы куда ценнее любых воробьев!

Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;
 
Говорю вам: кто признает Меня перед людьми, того и Сын Человеческий признает Своим перед Божьими ангелами.

а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.
 
А кто откажется от Меня перед людьми, от того и Он откажется перед Божьими ангелами.

И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится.
 
Кто скажет нечто против Сына Человеческого, тому простится, а кто злословит Святого Духа, тому не простится ни в этом мире, ни в будущем.

Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить,
 
А когда вас поведут в синагоги, и к начальству, и к властителям — не волнуйтесь, как и что говорить в свою защиту, что им сказать.

ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить.
 
Святой Дух научит вас в тот час, что следует сказать.

Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.
 
Кто-то из толпы попросил Иисуса:— Учитель, скажи моему брату, чтобы поделился со мной наследством!

Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?
 
А Тот сказал ему в ответ:— Человек, кто Меня поставил среди вас судьей или посредником?

При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
 
И добавил для всех:— Смотрите, всегда остерегайтесь жадности: жизнь человека зависит совсем не от того, насколько огромно его имущество.

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
 
Еще Он рассказал им такую притчу:— Был один богач, его земля принесла ему отличный урожай.

и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих».
 
И стал он рассуждать: что же теперь делать, ведь всё это зерно негде хранить?

И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё,
 
И тогда он решил так: «Снесу-ка я свои житницы и построю на их месте новые, побольше, чтобы поместить туда свое зерно и прочее добро.

и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись».
 
А потом скажу сам себе: “Душа моя, много всего припасено у тебя на много лет вперед, так что отдыхай, ешь, пей и радуйся!”»

Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»
 
Но Бог сказал ему: «Безумец! Этой же ночью заберут у тебя твою душу! Кому достанется всё, что ты накопил?»

Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
 
Вот как бывает, когда человек копит для себя самого, когда богатство его — не в Боге.

И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:
 
А Своим ученикам Иисус сказал:— Потому говорю вам: не заботьтесь, чем накормить свою душу и во что одеть свое тело.

душа больше пищи, и тело — одежды.
 
Ведь душа важнее пищи, а тело — одежды.

Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?
 
Взгляните на ворон: они не сеют и не жнут, нет у них ни складов, ни житниц, но Бог их кормит. Насколько же вы ценнее птиц!

Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?
 
Да и кто из вас может собственным старанием хоть ненамного увеличить свой рост?

Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?
 
Если и такой малости не можете, к чему заботиться о прочем!

Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.
 
Взгляните, как растут в поле лилии: они не трудятся и не прядут, но говорю вам, что и Соломон во всей своей славе не одевался так, как любая из них!

Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!
 
Если так Бог одевает траву в поле, которая сегодня растет, а завтра будет брошена в печь, тем более оденет вас, маловеры!

Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,
 
Не ищите, чего бы вам поесть и чего выпить, не о том заботьтесь —

потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;
 
всего этого ищут в мире язычники. А Отец ваш знает, что вы нуждаетесь в этом.

наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.
 
Ищите прежде всего Его Царства, а прочее полу́чите впридачу.

Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
 
Не бойся, малое стадо! Благая воля вашего Отца — даровать вам это Царство.

Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,
 
Продавайте ваше имущество и раздавайте милостыню: заводите кошельки, что не прохудятся, и небесные сокровища, что не иссякнут — не приблизится к ним вор и моль их не попортит.

ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
 
Где ваше сокровище, туда ведь будет стремиться и ваше сердце!

Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.
 
Пусть ваши бедра будут препоясаны, а светильники — зажжены.

И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему.
 
И сами будьте похожи на тех, кто ждет, когда их господин вернется со свадебного пира: едва он придет и постучит в дверь, слуги ему отворят.

Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.
 
Благо тем слугам, которых господин по возвращении застанет не спящими! Аминь говорю вам, что он сам подпояшется, усадит их за стол и будет им прислуживать.

И если придёт во вторую стражу, и в третью стражу придёт, и найдёт их так, то блаженны рабы те.
 
Придет ли он после полуночи или ближе к утру — благо им, если застанет их бодрствующими!

Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придёт вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.
 
Будьте уверены: если бы хозяин дома знал, в какой час ночи явится вор, он бы был начеку и не дал тому проникнуть в дом.

Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
 
Будьте и вы готовы, Сын Человеческий придет в неожиданный для вас час.

Тогда сказал Ему Пётр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?
 
Петр спросил:— Господи, ты рассказываешь эту притчу нам одним или всем?

Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба?
 
Господь ответил:— А кто окажется верным и разумным управляющим? Господин поставит его над всеми слугами, чтобы он вовремя выдавал всем паек.

Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдёт поступающим так.
 
Благо тому рабу, если господин, придя, обнаружит, что так он и поступал.

Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
 
Истинно говорю вам, что господин поручит ему управлять всем своим имуществом.

Если же раб тот скажет в сердце своём: не скоро придёт господин мой, и начнёт бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, —
 
Или тот раб окажется негодным и скажет сам себе: «мой господин задерживается в пути», — и начнет избивать слуг и служанок, пировать и допьяна напиваться?

то придёт господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечёт его, и подвергнет его одной участи с неверными.
 
Но господин того раба вернется в день, которого тот не ждет, и в час, о котором не догадывается, и тогда разорвет его, подвергнет одной участи с неверными.

Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;
 
Раба, который знал волю своего господина, но не подготовился и не исполнил этой воли, ждет суровое наказание.

а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
 
А кто этой воли не знал и сделал нечто достойное побоев, того накажут не так строго. Кому было много дано, с того всегда и спрашивают много, и кому было много доверено, от того и потребуют много.

Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!
 
Огонь низвести на землю — вот для чего Я пришел! Как же Я хочу, чтобы он скорей разгорелся!

Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!
 
Мне предстоит пройти через крещение, и как же Мне тяжело, пока это не совершилось!

Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;
 
Вы думаете, что Я пришел даровать земле мир? Нет, говорю вам, не мир, а раздор!

ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трёх:
 
Живут в одном доме пятеро и будут они теперь разделены: трое против двух и двое против трех.

отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.
 
Отец рассорится с сыном и сын с отцом, мать с дочерью и дочь с матерью, свекровь с невесткой и невестка со свекровью.

Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: «дождь будет», и бывает так;
 
А народу Иисус сказал так:— Вот вы видите, как с запада приходит туча, говорите: «быть дождю» — и так оно и бывает.

и когда дует южный ветер, говорите: «зной будет», и бывает.
 
А когда дует южный ветер, говорите: «быть жаре» — и она наступает.

Лицемеры! лицо земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?
 
Лицемеры! Вы способны предсказывать погоду по приметам земным и небесным — неужели вы неспособны распознать приметы времени?

Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?
 
Что же вы сами никак не разберетесь, в чем правда?

Когда ты идёшь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привёл тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу.
 
Когда ты идешь к правителю на суд вместе со своим противником, постарайся с ним всё уладить по дороге — а не то противник потащит тебя к судье, тот передаст тебя приставу, а пристав посадит в темницу.

Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.
 
Говорю тебе: не выйдешь оттуда, пока не уплатишь всё до последней полушки.

Примечания:

 
Синодальный перевод
15 любостяжание — любовь к накоплению; жадность, страсть к деньгам и богатству.
28 кольми паче — насколько больше, сильнее; более чем.
31 наипаче — прежде всего, больше всего, тем более, особенно.
33 вместилища — изначально «влагалища», от слова — влагать; влагалище — вещь служащая для вложения в нее другой, В. И. Даль.
40 приидет — придёт.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.