Деяния 19 глава

Деяния святых апостолов
Синодальный перевод → Перевод Десницкого

 
 

Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,
 
Пока Аполлос был в Коринфе, Павел отправился через нагорье в Эфес и нашел там несколько учеников.

сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой.
 
Он спросил их:— Когда вы уверовали, приняли ли вы Святого Духа?Они ему ответили:— Мы и не слыхали, что есть Святой Дух.

Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
 
Он переспросил:— Какое же вы прошли крещение?Они ответили:— Как у Иоанна.

Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нём, то есть во Христа Иисуса.
 
Павел сказал:— Крещение, которое совершал Иоанн — оно было для покаяния, и сам он говорил народу, что нужно уверовать в Того, Кто грядет за ним, то есть в Иисуса.

Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
 
Услышав это, они приняли крещение во имя Господа Иисуса,

и, когда Павел возложил на них руки, нисшёл на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
 
и когда Павел возложил на них руки, то на них сошел Святой Дух, они стали говорить на иных языках и пророчествовать.

Всех их было человек около двенадцати.
 
Всего их там было около двенадцати.

Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.
 
Посещая там синагогу, он три месяца смело проповедовал, убедительно рассказывая им о Божьем Царстве.

Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедовал в училище некоего Тиранна.
 
Но были там и те, кто ожесточился, не поверил и перед всеми бранил Путь Иисуса. Так что Павел их оставил, забрал учеников и каждый день беседовал с ними в школе человека по имени Тиранн.

Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины.
 
Так продолжалось два года, так что все жители провинции Асия услышали слово Господне — как иудеи, так и эллины.

Бог же творил немало чудес руками Павла,
 
Бог творил руками Павла удивительные чудеса:

так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.
 
стоило дать больным прикоснуться к платку или фартуку с его тела, как их оставляла болезнь и покидали злые духи.

Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует.
 
И даже некоторые из бродячих иудейских заклинателей стали призывать имя Иисуса над теми, в ком был злой дух. Они говорили так: «Заклинаю вас Иисусом, Которого проповедует Павел!»

Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы.
 
Так поступили семеро сыновей Скевы, иудейского первосвященника.

Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?
 
А злой дух им в ответ заявил: «Иисуса я знаю, и Павел мне известен, а вы кто такие?!» —

И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома.
 
и человек, в котором был тот злой дух, набросился на них со страшной силой и всех их поочередно вышвырнул из того дома нагими и избитыми.

Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса.
 
Это стало известно всем иудеям и эллинам, которые жили в Эфесе, на всех них напал страх, а имя Господа Иисуса произносили с почтением.

Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои.
 
Многие из уверовавших приходили к Павлу и открыто признавались в прежних своих поступках.

А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм.
 
А из тех, кто занимался колдовством, многие принесли свои книги и сожгли их на глазах у всех. Когда подсчитали их общую стоимость, там оказалось книг на пятьдесят тысяч драхм.

С такою силою возрастало и возмогало слово Господне.
 
Так распространялось и являло свою силу Слово Господне.

Когда же это совершилось, Павел положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим.
 
Когда все это закончилось, Павел по воздействию Духа решил отправиться в Иерусалим через Македонию и Ахайю. Он сказал:— После того, как я побываю там, мне предстоит увидеть и Рим.

И, послав в Македонию двоих из служивших ему, Тимофея и Ераста, сам остался на время в Асии.
 
Он отправил в Македонию двух своих помощников, Тимофея и Эраста, а сам на некоторое время остался в Асии.

В то время произошёл немалый мятеж против пути Господня,
 
Как раз в это время из-за Пути Иисуса в Эфесе случились сильные беспорядки.

ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль,
 
Один мастер серебряных дел по имени Деметрий изготавливал из серебра изображения храма Артемиды и делился работой с другими ремесленниками.

собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше;
 
И вот он собрал их всех и тех, кто занимался тем же ремеслом, и сказал:— Все вы знаете, что это ремесло нас кормит,

между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги.
 
и вы видите и слышите, как много людей переубедил этот самый Павел уже не только в Эфесе, но почти по всей Асии. Он говорит, что рукотворные боги — не боги!

А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придёт в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная.
 
Так ведь будет опозорена не только наша работа, но и храм великой богини Артемиды уже ничего не будет значить, она лишится своего величия — а ведь ее чтит вся Асия, да и вообще весь круг земель!

Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская!
 
Услышав такое, они стали яростно кричать:— Велика Артемида Эфесская!

И весь город наполнился смятением. Схватив Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище.
 
Так пришел в смятение весь город. Эфесяне схватили македонских спутников Павла, Гая и Аристарха, и в едином порыве ринулись в театр.

Когда же Павел хотел войти в народ, ученики не допустили его.
 
Павел тоже хотел пойти на это собрание, но его не пустили ученики,

Также и некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище.
 
да и некоторые из властителей Асии, с которыми он дружил, через посланников передали ему совет в театре не появляться.

Между тем одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание было беспорядочное, и большая часть собравшихся не знали, зачем собрались.
 
На этом стихийном собрании каждый кричал что-то свое, а большинство вообще не знало, зачем они туда пришли.

По предложению Иудеев, из народа вызван был Александр. Дав знак рукою, Александр хотел говорить к народу.
 
Из толпы по предложению иудеев выдвинули Александра, и он сделал знак рукой, собираясь объясниться с народом.

Когда же узнали, что он Иудей, то закричали все в один голос, и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская!
 
Но как только те поняли, что он иудей, как все в один голос закричали:— Велика Артемида Эфесская!И так продолжалось часа два.

Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?
 
Наконец, городской голова унял толпу. Он сказал:— Эфесяне! Да есть ли такой человек, который бы не знал, что город Эфес — хранитель Великой Артемиды и ее ниспавшего образа?

Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво.
 
Ну, а раз никто этого не отрицает, нам нужно быть осмотрительными и не делать ничего сгоряча.

А вы привели этих мужей, которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили.
 
Вы привели сюда этих людей, но ведь они ничего не украли из храма и богиню вашу не хулили.

Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания и есть проконсулы: пусть жалуются друг на друга.
 
А если у Деметрия и его товарищей по ремеслу есть какой-то иск, то существуют суды и есть проконсулы, вот к ним пусть и обращаются!

А если вы ищете чего-нибудь другого, то это будет решено в законном собрании.
 
Если же у вас другое важное дело, то оно будет решено в законном народом собрании.

Ибо мы находимся в опасности — за происшедшее ныне быть обвинёнными в возмущении, так как нет никакой причины, которою мы могли бы оправдать такое сборище. Сказав это, он распустил собрание.
 
А за сегодняшнее мы рискуем быть обвиненными в мятеже, ведь для подобной сходки нет никакой уважительной причины.С этими словами он распустил народное собрание.

Примечания:

 
Синодальный перевод
4 грядущего — идущего, пришедшего; (от ст.-слав. грясти — приближаться, приходить, неожиданно появляться).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.