Иакова 1 глава
Соборное послание апостола Иакова
Синодальный перевод → Перевод Десницкого
Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться.
Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати израильским племенам, рассеянным по земле, желает радости!
С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
Когда случаются с вами разнообразные искушения, братья мои, принимайте это как великую радость.
зная, что испытание вашей веры производит терпение;
Знайте: опыт жизни по вере рождает стойкость,
терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
а стойкость способствует зрелости — чтобы вы были зрелыми и цельными, чтобы ни в чем не нуждались.
Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему.
А если кому из вас не хватает мудрости, пусть попросит у Бога, и получит — ведь Бог дает просто, не упрекая.
Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
Пусть только просит с верой и ничуть не сомневается — кто сомневается, похож на морскую волну, которую из стороны в сторону гонит ветер.
Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
Пусть не думает что-то получить от Господа такой человек —
Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих.
душа его раздвоена, на всех своих путях он неустойчив.
Да хвалится брат униженный высотою своею,
Кто из братьев в унижении — пусть хвалится высотой своего положения,
а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.
а кто богат — своим унижением, ведь все это исчезнет, как цветок полевой.
Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет её опадает, исчезает красота вида её; так увядает и богатый в путях своих.
Восходит солнце и от солнечного жара вянет трава — так и облетает весь ее цвет, гибнет прекрасный облик. Так и богача на его пути ждет увядание.
Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
Блажен, кто выдержал искушение: за свою стойкость он получит венец жизни — так обещал Бог наградить тех, кто Его любит.
В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
В искушении пусть никто не говорит: «Это Бог меня искушает». Бог непричастен злу и Сам никого не побуждает ко злу.
но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
Нет, это собственные прихоти сбивают с пути человека и увлекают в ловушку — вот что такое искушение.
похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
От прихоти зарождается и появляется на свет грех, и когда он совершается, то приводит к смерти.
Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.
Не заблуждайтесь, возлюбленные мои братья.
Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
Что дается вам доброго, что дарится вам совершенного, то приходит свыше, от Отца, порождающего всякий свет, и Он не переменится, не затмится Его сияние.
Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.
По Собственной воле Он породил нас словом Своей истины, и среди Своих творений предназначил нам первое место.
Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
Во что, братья мои возлюбленные: пусть каждый человек торопится слушать и медлит говорить, медлит гневаться,
ибо гнев человека не творит правды Божией.
ведь гнев человеческий не творит правды Божьей.
Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
Так что избавьтесь от всякой грязи и душащей вас злобы и кротко примите то Слово, которое прорастает в вас и способно спасти ваши души.
Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
И слово это исполняйте, а не только слушайте — иначе обманете лишь самих себя.
Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:
Ведь слушать слово, но не исполнять — все равно, что глядеть на собственное отражение в зеркале:
он посмотрел на себя, отошёл и тотчас забыл, каков он.
человек узнал, каков он сам, но отошел и тотчас забыл об этом.
Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нём, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своём действовании.
Но кто прилежно всматривается в совершенный закон (а это закон свободы) — тот не просто забывчивый слушатель, он исполняет его на деле. И будет блажен, кто так поступит!
Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает своё сердце, у того пустое благочестие.
Кто считает себя благочестивым, но не справляется с собственным языком, тот обманывает сам себя, всё его благочестие ничего не стоит.
Чистое и непорочное благочестие перед Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.
Вот какое благочестие будет чистым и безупречным перед Богом и Отцом: помогать вдовам и сиротам в их скорбях и хранить себя от всего, чем оскверняет этот мир.
Примечания:
Синодальный перевод 10 прейдёт — пройдёт, буквально «пройдёт мимо», в переносном смысле — подойдёт к концу, прекратит существование, исчезнет.
27 призирать — смотреть со вниманием, с участием, сочувственно, милосердно; не путать с презирать.