1 Коринфянам 14 глава

Первое послание к Коринфянам апостола Павла
Синодальный перевод → Перевод Десницкого

 
 

Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
 
Стремитесь к любви и ищите духовных даров, прежде всего — пророческого дара.

Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;
 
Кто говорит на ином языке, говорит не для людей, а для Бога. Он под воздействием Духа говорит таинственно, но никто этого не понимает.

а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.
 
А кто пророчествует, тот наставляет, ободряет и утешает людей.

Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.
 
Если кто говорит на ином языке, он наставляет только сам себя, а кто пророчествует, наставляет всю церковь.

Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.
 
Хочу, чтобы все вы говорили на языках, но еще лучше — чтобы вы пророчествовали. Пророчествовать важнее, чем говорить на языках, ведь вся церковь может получить наставление, только если кто-то будет сказанное на языках разъяснять.

Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?
 
Если я теперь приду к вам и стану говорить на языках, как это вам поможет — ведь мои слова не дадут вам ни откровения, ни познания, ни пророчества, ни наставления?

И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях?
 
Возьмем неодушевленные инструменты, будь то флейта или арфа: если не придать игре на флейте или арфе отчетливого звучания, как можно будет различить мелодию?

И если труба будет издавать неопределённый звук, кто станет готовиться к сражению?
 
И если военная труба издаст невнятный звук, кто станет готовиться к битве?

Так, если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.
 
И если ваш язык не произносит вразумительные слова, как можно понять сказанное? Так вы будете бросать сказанное на ветер.

Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.
 
Сколько бы ни оказалось в мире языков, всякий из них понятен тем, кто им владеет!

Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.
 
Но если я не знаю строя этой речи, она для меня — варварское бормотание, и сам я для говорящего — варвар.

Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.
 
Так и с вами, искатели духовных даров: стремитесь получить те из них, которые окажутся наставительными для всей церкви.

А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.
 
Кто говорит на ином языке, пусть молится о даре истолкования.

Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остаётся без плода.
 
Ведь если моя молитва звучит на ином языке, дух мой участвует в молитве, но разум остается безучастным.

Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
 
Что же из этого следует? Стану молиться духом, но помолюсь и разумом; стану воспевать Бога духом, но воспою и разумом.

Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоём благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.
 
А когда ты духом произносишь благословение — как самый простой из вас человек скажет в ответ на твое благословение «аминь», если он даже не понял сказанного?

Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.
 
Может быть, твое благословение было прекрасным, но другому оно не принесло наставления.

Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками;
 
Благодарю Бога, я говорю на иных языках больше, чем все вы!

но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.
 
Но в церкви лучше скажу пять слов своим разумом, наставляя и других, нежели тысячи слов на ином языке.

Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
 
Братья, не рассуждайте по-младенчески! Да, будьте младенцами в отношении зла, но рассуждайте по-взрослому.

В законе написано: «иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь».
 
В Законе написано: «Иными языками, иными устами будут говорить этому народу, но и тогда не послушают Меня», — говорит Господь.

Итак, языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.
 
Так что способность говорить на иных языках дается как знамение для неверующих, а вовсе не для верующих. А пророчество, наоборот, дается верующим, а не тем, кто неверен.

Если вся церковь сойдётся вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?
 
Когда вся церковь соберется воедино и все начнут говорить на иных языках, и войдет кто-то из людей простых или неверующих, разве он не скажет, что вы обезумели?

Но когда все пророчествуют, и войдёт кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.
 
А если все станут пророчествовать и войдет неверующий или простой человек, ото всех вас он услышит обличение, ото всех — порицание,

И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падёт ниц, поклонится Богу и скажет: «истинно с вами Бог».
 
тайные помышления его сердца станут явными, и он падет на землю, поклонится Богу и возгласит: «воистину Бог среди вас!»

Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — всё сие да будет к назиданию.
 
Так что же, братья? Когда вы собираетесь, у каждого есть или псалом, или наставление, или откровение, или иной язык, или его толкование: и всё пусть будет наставительно!

Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.
 
И на ином языке пусть говорят не более двух, самое большее — трех из вас, и кто-нибудь один пусть разъясняет.

Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.
 
Если же некому разъяснять, на языках лучше будет говорить наедине с собой и с Богом, а в церкви молчать.

И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
 
И пророчествуют пусть только двое или трое, а остальные пусть рассуждают о сказанном.

Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.
 
И если, пока говорит один, откровение придет еще к кому-то из присутствующих, говорящий пусть умолкнет.

Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
 
Вы все можете пророчествовать по очереди, чтобы все получили и наставление, и ободрение.

И духи пророческие послушны пророкам,
 
Духи, внушающие пророчества, сами подчиняются пророкам,

потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.
 
ведь от Бога исходит не смута, но мир.Как принято и во всех церквях святого Божьего народа,

Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
 
женщины пусть в церкви молчат. Им не дозволяется говорить, ведь закон ставит их в подчиненное положение.

Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.
 
Если же они хотят что-нибудь узнать, пусть дома расспросят собственных мужей, а говорить в церкви для женщины — позор.

Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?
 
Разве только от вас исходит слово Божие? Или к вам одним оно пришло?

Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.
 
Если кто считает себя пророком или духовным человеком, пусть признает: что я написал вам, это заповедь Господня.

А кто не разумеет, пусть не разумеет.
 
А если кто об этом не знает, на него самого не стоит обращать внимания.

Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;
 
Итак, братья мои, стремитесь пророчествовать, но и не препятствуйте никому говорить на иных языках.

только всё должно быть благопристойно и чинно.
 
Только пусть всё будет благообразно и чинно.

Примечания:

 
Синодальный перевод
33−34 церквах — старое написание, но не ошибка; сейчас пишут «церквях», однако, чтобы искать по симфонии, нужно понимать, как слово пишется в старой орфографии.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.