Екклесиаст 7 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника
Синодальный перевод → Елизаветинская на русском

 
 

Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти — дня рождения.
 
Что излишше человеку, яко кто весть, что благо человеку в животе (его) число дний живота суетства его? и сотвори я в сени: яко кто возвестит человеку, что будет по нем под солнцем?

Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу.
 
Благо имя паче елеа блага, и день смертный паче дня рождения его.

Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.
 
Благо ходити в дом плача, нежели ходити в дом пира, понеже сие конец всякому человеку, и живый даст благо в сердцы его.

Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселья.
 
Блага ярость паче смеха, яко во злобе лица ублажится сердце.

Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых;
 
Сердце мудрых в дому плача, а сердце безумных в дому веселия.

потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это — суета!
 
Благо еже слышати прещение премудра, паче мужа слышащаго песнь безумных:

Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце.
 
якоже глас терния под котлом, тако смех безумных. И сие суета.

Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного.
 
Яко клевета льстит мудраго и погубляет сердце благородствия его.

Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых.
 
Блага последняя словес паче начала его: благ терпеливый паче высокаго духом.

Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом.
 
Не тщися в дусе своем яритися, яко ярость в недре безумных почиет.

Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце:
 
Да не речеши: что бысть, яко дние прежднии беша блази паче сих? яко не в мудрости вопросил еси о сем.

потому что под сенью её то же, что под сенью серебра; но превосходство знания в том, что мудрость даёт жизнь владеющему ею.
 
Блага мудрость с наследием, паче же видящым солнце:

Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?
 
яко в сени его мудрость, якоже сень сребра, и изюбилие разума премудрости оживляет, иже от нея.

Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него.
 
Виждь творения Божия: яко кто может украсити, егоже аще Бог превратит?

Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живёт долго в нечестии своём.
 
В день благостыни (его) живи во блазе и виждь в день зла: виждь, и с ним согласно сие сотвори Бог, о глаголании, да не обрящет человек за ним ничтоже.

Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?
 
Всяческая видех во днех суетствия моего: есть праведный погибаяй во своей правде, и есть нечестивый пребываяй во своей злобе.

Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в своё время?
 
Не буди правдив вельми, ни мудрися излишше, да не когда изумишися.

Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится Бога, тот избежит всего того.
 
Не нечествуй много и не буди жесток, да не умреши не во время свое.

Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе.
 
Благо ти есть держатися сего, и от сего не оскверни руки твоея, яко боящымся Бога поспешатся вся.

Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы;
 
Премудрость поможет мудрому паче десяти обладающих во граде:

поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя;
 
яко несть человек праведен на земли, иже сотворит благое и не согрешит.

ибо сердце твоё знает много случаев, когда и сам ты злословил других.
 
И во вся словеса, яже возглаголют нечестивии, не вложи сердца своего, да не услышиши раба своего кленуща тебе:

Всё это испытал я мудростью; я сказал: «буду я мудрым»; но мудрость далека от меня.
 
яко многажды возлукавнует на тя, и обхождении многими озлобит сердце твое, якоже и ты клял еси иныя (многия).

Далеко то, что было, и глубоко-глубоко: кто постигнет его?
 
Вся сия искусих в мудрости: рех, умудрюся: и сия удалися от мене

Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия, —
 
далече паче неже бех, и бездны глубина, кто обрящет ю?

и нашёл я, что горче смерти женщина, потому что она — сеть, и сердце её — силки, руки её — оковы; добрый пред Богом спасётся от неё, а грешник уловлен будет ею.
 
Обыдох аз, и сердце мое, еже разумети, еже разсмотрити, и еже взыскати мудрость и разум, и еже разумети нечестиваго безумие и ожесточение и лесть:

Вот это нашёл я, сказал Екклесиаст, испытывая одно за другим.
 
и обретох аз ю, и реку горчайшу паче смерти жену, яже есть ловитва, и сети сердце ея, узы в руку ея: благий пред лицем Божиим изимется от нея, а согрешаяй ят будет от нея.

Чего ещё искала душа моя, и я не нашёл? — Мужчину одного из тысячи я нашёл, а женщину между всеми ими не нашёл.
 
Се, сие обретох, рече екклесиаст: едину единою еже обрести помысл, еже взыска душа моя, и не обретох:

Только это я нашёл, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы.
 
и человека единаго от тысящ обретох, а жены во всех сих не обретох:

Примечания:

 
Синодальный перевод
3 сетовать — роптать, жаловаться.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.