От Луки 20 глава

Евангелие от Луки
Синодальный перевод → Елизаветинская на русском

 
 

В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами,
 
И бысть во един от дний онех, учащу ему люди в церкви и благовествующу, приидоша священницы и книжницы со старцы

и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?
 
и реша к нему, глаголюще: рцы нам, коею областию сия твориши, или кто есть давый тебе власть сию?

Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:
 
Отвещав же рече к ним: вопрошу вы и аз единаго словесе, и рцыте ми:

крещение Иоанново с небес было, или от человеков?
 
крещение иоанново с небесе ли бе, или от человек?

Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: «с небес», то скажет: «почему же вы не поверили ему?»
 
Они же помышляху в себе, глаголюще, яко аще речем: с небесе, речет: почто убо не веровасте ему?

а если скажем: «от человеков», то весь народ побьёт нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.
 
аще ли же речем: от человек, вси людие камением побиют ны: известно бо бе о иоанне, яко пророк бе.

И отвечали: не знаем откуда.
 
И отвещаша: не вемы откуду.

Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
 
Иисус же рече им: ни аз глаголю вам, коею областию сия творю.

И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;
 
Начат же к людем глаголати притчу сию: человек некий насади виноград, и вдаде его делателем, и отиде на лета многа:

и в своё время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.
 
и во время посла к делателем раба, да от плода винограда дадут ему: делатели же бивше его, послаша тща.

Ещё послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.
 
И приложи послати другаго раба: они же и того бивше и досадивше (ему), послаша тща.

И ещё послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.
 
И приложи послати третияго: они же и того уязвльше изгнаша.

Тогда сказал господин виноградника: «что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся».
 
Рече же господин винограда: что сотворю? послю сына моего возлюбленнаго, еда како, его видевше, усрамятся.

Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: «это наследник; пойдём, убьём его, и наследство его будет наше».
 
Видевше же его делателе, мышляху в себе, глаголюще: сей есть наследник: приидите, убием его, да наше будет достояние.

И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?
 
И изведше его вон из винограда, убиша. Что убо сотворит им господин винограда?

Придёт и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!
 
Приидет и погубит делатели сия и вдаст виноград инем. Слышавше же рекоша: да не будет.

Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла»?
 
Он же воззрев на них, рече: что убо писаное сие: камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла?

Всякий, кто упадёт на тот камень, разобьётся, а на кого он упадёт, того раздавит.
 
всяк падый на камени том, сокрушится: а на немже падет, стрыет его.

И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.
 
И взыскаша архиерее и книжницы возложити нань руце в той час и убояшася народа: разумеша бо, яко к ним притчу сию рече.

И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.
 
И наблюдше послаша лаятели, притворяющих себе праведники быти: да имут его в словеси, во еже предати его началству и области игемонове.

И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лицо, но истинно пути Божию учишь;
 
И вопросиша его, глаголюще: Учителю, вемы, яко право глаголеши и учиши, и не на лица зриши, но воистинну пути Божию учиши:

позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?
 
достоит ли нам кесареви дань даяти, или ни?

Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?
 
Разумев же их лукавство, рече к ним: что мя искушаете?

Покажите Мне динарий: чьё на нём изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.
 
покажите ми цату: чий имать образ и надписание? Отвещавше же рекоша: кесарев.

Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
 
Он же рече им: воздадите убо, яже кесарева, кесареви, и яже Божия, Богови.

И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.
 
И не могоша зазрети глагола его пред людьми: и дивишася о ответе его и умолчаша.

Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:
 
Приступиша же нецыи от саддукей, глаголющии воскресению не быти, вопрошаху его,

Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрёт брат, имевший жену, и умрёт бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.
 
глаголюще: Учителю, моисей написа нам: аще кому брат умрет имый жену, и той безчаден умрет, да брат его поймет жену и возставит семя брату своему:

Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;
 
седмь убо братий бе: и первый поят жену, умре безчаден:

взял ту жену второй, и тот умер бездетным;
 
и поят вторый жену, и той умре безчаден:

взял её третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;
 
и третий поят ю: такожде же и вси седмь: и не оставиша чад и умроша:

после всех умерла и жена;
 
послежде же всех умре и жена:

итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели её женою?
 
в воскресение убо, котораго их будет жена? седмь бо имеша ю жену.

Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;
 
И отвещав рече им Иисус: сынове века сего женятся и посягают:

а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мёртвых ни женятся, ни замуж не выходят,
 
а сподобльшиися век он улучити и воскресение, еже от мертвых, ни женятся, ни посягают:

и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
 
ни умрети бо ктому могут: равни бо суть ангелом и Сынове суть Божии, воскресения Сынове суще:

А что мёртвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.
 
а яко востают мертвии, и моисей сказа при купине, якоже глаголет Господа Бога авраамля и Бога исаакова и Бога иаковля:

Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы.
 
Бог же несть мертвых, но живых: вси бо тому живи суть.

На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.
 
Отвещавше же нецыи от книжник рекоша: Учителю, добре рекл еси.

И уже не смели спрашивать Его ни о чём. Он же сказал им:
 
Ктому же не смеяху его вопросити ничесоже. Рече же к ним:

как говорят, что Христос есть Сын Давидов,
 
како глаголют Христа Сына давидова быти?

а сам Давид говорит в книге псалмов: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
 
Сам бо давид глаголет в книзе псаломстей: рече Господь Господеви моему: седи о десную мене,

доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»?
 
дондеже положу враги твоя подножие ногама твоима.

Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?
 
Давид убо Господа его нарицает, и како Сын ему есть?

И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:
 
Слышащым же всем людем, рече учеником своим:

остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,
 
внемлите себе от книжник хотящих ходити во одеждах и любящих целования на торжищих и председания на сонмищих и преждевозлежания на вечерях:

которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.
 
иже снедают домы вдовиц и виною далече молятся: сии приимут лишше осуждение.

Примечания:

 
Синодальный перевод
34 чада — дети.
42 седи — воссядь; восседать можно на троне, в то время как сидеть на стуле; воссесть — председательствовать (сидеть в торжественной обстановке), оно применимо к Богу и монарху, руководителю, а сесть — значит опираться на что-либо (стул, табурет и т.д.).
42 одесную — по правую руку, справа.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.