Евреям 9 глава

Послание к Евреям апостола Павла
Синодальный перевод → Елизаветинская на русском

 
 

И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
 
Имеяше убо первая скиния оправдания службы, святое же людское:

ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое».
 
скиния бо сооружена бысть первая, в нейже светилник и трапеза и предложение хлебов, яже глаголется святая.

За второю же завесою была скиния, называемая «Святое Святых»,
 
По вторей же завесе скиния глаголемая святая святых,

имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
 
злату имущи кадилницу и ковчег завета окован всюду златом, в немже стамна злата имущая манну, и жезл ааронов прозябший, и скрижали завета:

а над ним — херувимы славы, осеняющие очистилище; о чём не нужно теперь говорить подробно.
 
превышше же его херувими славы, осеняющии олтарь: о нихже не леть ныне глаголати подробну.

При таком устройстве в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
 
Сим же тако устроеным, в первую убо скинию выну вхождаху священницы, службы совершающе:

а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
 
во вторую же единою в лето един архиерей, не без крове, юже приносит за себе и о людских невежествиих.

Сим Дух Святой показывает, что ещё не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
 
Сие являющу духу святому, яко не у явися святых путь, еще первей скинии имущей стояние.

Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
 
Яже притча во время настоящее утвердися, в неже дарове и жертвы приносятся, не могущыя по совести совершити служащаго,

и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.
 
точию в брашнах и питиях, и различных омовениих, и оправданиих плоти, даже до времене исправления належащая.

Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
 
Христос же пришед архиерей грядущих благ, болшею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, сиречь, не сея твари,

и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошёл во святилище и приобрел вечное искупление.
 
ни кровию козлею ниже телчею, но своею кровию, вниде единою во святая, вечное искупление обретый.

Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает осквернённых, дабы чисто было тело,
 
Аще бо кровь козляя и телчая и пепел юнчий кропящий оскверненыя освящает к плотстей чистоте:

то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принёс Себя, непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мёртвых дел, для служения Богу живому и истинному!
 
кольми паче кровь Христова, иже духом святым себе принесе непорочна Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, во еже служити нам Богу живу и истинну?

И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
 
И сего ради новому завету ходатай есть, да смерти бывшей, во искупление преступлений бывших в первем завете, обетование вечнаго наследия приимут званнии.

Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
 
Идеже бо завет, смерти нужно есть вноситися завещающаго,

потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
 
завет бо в мертвых известен есть: понеже ничесоже может, егда жив есть завещаваяй.

Почему и первый завет был утверждён не без крови.
 
Темже ни первый без крове обновлен бысть.

Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червлёною и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ,
 
Реченней бо бывшей всяцей заповеди по закону от моисеа всем людем, приемь кровь козлюю и телчую, с водою и волною червленою и иссопом, самыя же тыя книги и вся люди покропи,

говоря: «это кровь завета, который заповедал вам Бог».
 
глаголя: сия кровь завета, егоже завеща к вам Бог.

Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.
 
И скинию же и вся сосуды служебныя кровию такожде покропи.

Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
 
И отнюд кровию вся очищаются по закону, и без кровопролития не бывает оставление.

Итак, образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное — лучшими сих жертвами.
 
Нужда убо бяше образом небесных сими очищатися: самем же небесным лучшими жертвами, паче сих.

Ибо Христос вошёл не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас перед лицо Божие,
 
Не в рукотворенная бо святая вниде Христос, противообразная истинных, но в самое небо, ныне да явится лицу Божию о нас,

и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
 
ниже да многажды приносит себе, якоже первосвященник входит во святая (святых) по вся лета с кровию чуждею:

иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
 
понеже подобаше бы ему множицею страдати от сложения мира: ныне же единою в кончину веков, во отметание греха, жертвою своею явися.

И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
 
И якоже лежит человеком единою умрети, потом же суд,

так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
 
тако и Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи, второе без греха явится, ждущым его во спасение.

Примечания:

 
Синодальный перевод
10 яство — еда, пища.
14 кольми паче — насколько больше, сильнее; более чем.
19 червлёный — тёмно-красный; багряный.
19 иссоп — растение, пучки которого использовались для кропления.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.