От Матфея 13 глава

Евангелие от Матфея
Синодальный перевод → Еврейский Новый Завет

 
 

Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.
 
В тот же день Иисус вышел из дома и сел у озера;

И собралось к Нему множество народа, так что Он вошёл в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.
 
но вокруг него собралось так много людей, что он вошёл в лодку и сел там, а народ стоял на берегу.

И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;
 
Он о многом рассказывал им в притчах: "Вышел земледелец сеять.

и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
 
И когда он сеял, некоторые семена упали у дороги; прилетели птицы и поклевали их.

иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
 
Другие упали на каменистый участок земли, где было мало почвы. Они быстро проросли, потому что почва была неглубока,

Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;
 
когда же встало солнце, молодые растения опалились; и не имея глубоких корней, засохли.

иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
 
Другие семена упали среди колючек, которые выросли и заглушили растения.

иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
 
Но остальные упали в плодородную почву и произвели зерно в сто, в шестьдесят или в тридцать раз больше того, что было посеяно.

Кто имеет уши слышать, да слышит!
 
Те, у кого есть уши, да услышат!"

И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
 
Затем подошли ученики и спросили Иисуса: "Почему ты разговариваешь с ними притчами?"

Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,
 
Он ответил: "Потому что вам дано знать тайны Царства Небес, а им не дано.

ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
 
Всякому имеющему что-либо, будет дано больше, так что у него будет много; но у того, кто ничего не имеет, отнимут даже то, что у него есть.

потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
 
Вот почему я говорю с ними притчами: они смотрят, не видя, и слушают, не слыша и не понимая.

и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите,
 
То есть в них исполняется пророчество Исайи, в котором сказано: 'Вы будете слушать и слушать, но не поймёте, будете смотреть и смотреть, но не увидите,

ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».
 
потому что сердце этого народа огрубело — ушами едва слышат, глаза закрыли, чтобы не видеть глазами и не слышать ушами, не понять сердцем и не возвратиться ко Мне, чтобы Я исцелил их'.

Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,
 
Но благословенны ваши глаза, потому что видят, и ваши уши, потому что слышат!

ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
 
Да, в самом деле! Говорю вам, что не один пророк и не один праведник страстно желали увидеть то, что вы видите, но не видели этого, и слышать то, что слышите вы, но не слышали.

Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:
 
Теперь послушайте, что означает притча о земледельце.

ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге.
 
Всякий, кто слышит весть о Царстве, но не понимает её, подобен семени, посаженному вдоль дороги — приходит Злой и забирает посеянное в его сердце.

А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;
 
Семя, посаженное на каменистой почве подобно человеку, который слышит весть и тут же радостно принимает её,

но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
 
но в нём нет корня. Поэтому он остаётся на время; но как только из-за этой вести возникают неприятности или гонения, сразу же оставляет её.

А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
 
Ну, а семена, посаженные среди колючек, означают того, кто слышит весть, но заботы этого мира и обманчивое очарование богатства заглушают эту весть в нём, так что она не приносит плода.

Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
 
Однако семя, посаженное на плодородной почве, — это тот, кто слышит весть и понимает её; такой человек обязательно принесёт плод, в сто, шестьдесят или тридцать раз больше того, что было посеяно".

Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём;
 
Иисус предложил им ещё одну притчу. "Царство Небес подобно человеку, посеявшему хорошие семена на поле;

когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл;
 
но пока работники спали, пришёл его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушёл.

когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
 
Когда пшеница проросла и появились колосья, показались и сорняки.

Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоём? откуда же на нём плевелы»?
 
Слуги пришли к хозяину и сказали: 'Господин, ты ведь посеял на своём поле хорошие семена? Откуда же взялись сорняки?'

Он же сказал им: «враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдём, выберем их»?
 
Он ответил: 'Это сделал враг'. Слуги спросили его: 'Хочешь, мы пойдём и выдернем их?'

Но он сказал: «нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
 
Но он сказал: 'Нет, потому что если вы выдернете сорняки, то вместе с ними можете вырвать с корнем и пшеницу.

оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».
 
Пусть растут вместе до жатвы; а во время жатвы я скажу жнецам сорвать сначала сорняки и связать их в снопы, чтобы после сжечь, а пшеницу собрать в мой амбар'".

Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём,
 
Ещё одну притчу предложил им Иисус. "Царство Небес похоже на горчичное семя, которое человек берёт и сажает на своём поле.

которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
 
Оно самое маленькое из всех семян, но когда вырастает, становится больше любого растения в саду, превращается в дерево, и птицы, летающие вокруг, прилетают и вьют гнёзда в его ветвях".

Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
 
И он рассказал им ещё одну притчу. "Царство Небес похоже на дрожжи, которые женщина взяла и положила в три меры муки, а затем ждала, пока подойдёт тесто".

Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,
 
Всё это Иисус рассказывал народу в притчах; по сути, всё, что он говорил им, было в притчах,

да сбудется реченное через пророка, который говорит: «отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира».
 
чтобы исполнилось сказанное через пророка: "Я отворю уста в притчах, Я скажу то, что было сокрыто от создания вселенной".

Тогда Иисус, отпустив народ, вошёл в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
 
Затем он оставил людей и вошёл в дом. Его ученики подошли к нему и сказали: "Объясни нам притчу о семенах в поле".

Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
 
Он отвечал: "Сеющий хорошие семена — это Сын Человеческий;

поле есть мир; доброе семя — это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого;
 
поле — это мир. Хорошие семена — это люди, принадлежащие Царству; а сорняки — люди, принадлежащие Злому.

враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
 
Враг, сажающий их, — это Противник, жатва — конец времён, а жнецы — ангелы.

Посему как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего:
 
Подобно тому, как собирают сорняки и сжигают в огне, так будет и в конце времён.

пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
 
Сын Человеческий пошлёт своих ангелов, и они соберут из Царства всё то, что заставляет людей грешить, и всех тех, кто отдалился от Пятикнижия;

и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
 
и бросят их в горящую печь, где они будут стенать и скрежетать зубами.

тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
 
Тогда праведники будут сиять, подобно солнцу, в Царстве своего Отца. Все те, у кого есть уши, да услышат!

Ещё: подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то.
 
Царство Небес похоже на спрятанное в поле сокровище. Человек нашёл его, перепрятал, затем с великой радостью пошёл и продал всё, что у него было, и купил то поле.

Ещё: подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
 
Ещё Царство Небес подобно купцу, искавшему красивые жемчужины.

который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её.
 
Найдя одну очень ценную жемчужину, он пошёл и продал всё, что имел, и купил её.

Ещё: подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
 
И ещё похоже Царство Небес на сети, заброшенные в озеро, в которые попалось много разной рыбы.

который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
 
Когда сети наполнились, рыбаки вытащили их на берег, сели и собрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили.

Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
 
Так будет и в конце времён — ангелы пойдут и отделят злых людей от праведных и

и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
 
бросят их в огненную печь, где они будут стенать и скрежетать зубами.

И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: так, Господи!
 
Поняли ли вы всё это?" "Да", — ответили они.

Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
 
Он сказал им: "Поэтому каждый книжник, ставший учеником для Царства Небес, подобен хозяину дома, выносящему из своей сокровищницы как старое, так и новое".

И, когда окончил Иисус притчи сии, пошёл оттуда.
 
Когда Иисус закончил рассказывать притчи, он покинул то место

И, придя в отечество Своё, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
 
и направился в свой родной город. Там он учил в синагоге так, что поражались, спрашивая: "Откуда у него такая мудрость и способность творить чудеса?

не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
 
Разве он не сын плотника? Разве не Мария его мать? Не его ли братья Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?

и сёстры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?
 
А его сестры, разве они не среди нас? Так откуда у него всё это?"

И соблазнялись о Нём. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и в доме своём.
 
И они затаили обиду на него. Но Иисус сказал им: "Единственное место, где люди не уважают пророка, — это его родной город и его родной дом".

И не совершил там многих чудес по неверию их.
 
Он сотворил там мало чудес, так как им недоставало веры.

Примечания:

 
Синодальный перевод
30 связки — в новых редакциях может использоваться — снопы, как минимум в изданиях 1968, 1976, 1988 года, а так же версии «Свет на востоке», библиях с комментариями МакАртура и Женевской. В ранних изданиях 1876, 1917, 1926 (Проханова), 1956 годов используется слово «связки».
39 диавол — старое написание, но не ошибка; сейчас пишут «дьявол», однако, чтобы искать по симфонии, нужно понимать, как слово пишется в старой орфографии.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.