От Матфея 5 глава

Евангелие от Матфея
Синодальный перевод → Еврейский Новый Завет

 
 

Увидев народ, Он взошёл на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
 
Видя множество народа, Иисус взошёл на холм. После того, как он сел, к нему подошли его ученики,

И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
 
и он начал говорить. Вот чему он учил их:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
 
"Благословенны нищие духом! Потому что им принадлежит Царство Небес.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
 
Благословенны скорбящие! Потому что они будут утешены.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
 
Благословенны кроткие! Потому что они унаследуют Страну.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
 
Благословенны жаждущие праведности и желающие насытиться ею! Потому что они утолят свою жажду и голод.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
 
Благословенны проявляющие милость! Потому что милость будет проявлена к ним.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
 
Благословенны чистые сердцем! Потому что они увидят Бога.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
 
Благословенны творящие мир! Потому что они будут названы детьми Бога.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
 
Благословенны преследуемые за стремление к праведности! Потому что им принадлежит Царство Небес.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
 
Благословенны вы, когда люди оскорбляют вас, и преследуют вас, и злобно клевещут на вас из-за того, что вы следуете за мной!

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
 
Веселитесь, радуйтесь, так как велика ваша награда на небесах: так же гнали и пророков, бывших до вас.

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям.
 
Вы — соль для Страны. Но если соль станет безвкусной, как можно вновь сделать её солёной? Она уже ни на что не годна, остаётся лишь выбросить её вон под ноги людям.

Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
 
Вы свет для мира. Нельзя спрятать город, построенный на вершине холма.

И, зажёгши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
 
Подобным образом, когда зажигают светильник, то его не накрывают чашей, а ставят на подставку, чтобы он светил всем в доме.

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
 
Точно так же пусть светит ваш свет людям, чтобы они видели ваши добрые дела и славили вашего Отца на небесах.

Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить.
 
Не думайте, что я пришёл отменить Пятикнижие или Пророков. Я пришёл не отменить, но исполнить [дополнить до совершенства].

Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё.
 
Да, именно! Говорю вам, что до тех пор, пока не исчезнут небеса и земля, даже йуд или черта не исчезнут из Пятикнижия, пока не произойдёт всё то, что должно произойти.

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном.
 
Итак, всякий, кто не послушается наименьшей из этих заповедей и научит других поступать так же, будет назван наименьшим в Царстве Небес. А всякий, кто исполняет их и учит тому же, будет назван великим в Царстве Небес.

Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное.
 
Ибо говорю вам, что если ваша праведность не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, вы никоим образом не войдёте в Царство Небес!

Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьёт, подлежит суду».
 
Вы слышали, что нашим отцам было сказано: 'Не убивай, и что всякий убивающий будет осуждён'.

А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
 
А я говорю вам, что всякий, таящий злобу на своего брата, будет осуждён; всякий, называющий своего брата: 'Никчемный человек', будет судим синедрионом; всякий, говорящий: 'Глупец!', навлекает на себя наказание огнём геенны!

Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
 
Итак, если ты принесёшь дар на жертвенник Храма и вспомнишь, что твой брат имеет что-либо против тебя,

оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
 
оставь дар твой прямо возле жертвенника и пойди примирись с братом. Затем приходи и приноси в жертву свой дар.

Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
 
Если кто-то подал на тебя в суд, торопись прийти с ним к согласию, пока вы ещё на пути в суд; иначе он может передать тебя судье, а судья — служащим суда, и ты будешь брошен в темницу!

истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
 
Именно так! Говорю тебе, не выберешься оттуда, пока не уплатишь всё, до последнего гроша.

Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй».
 
Вы слышали, что нашим отцам было сказано: 'Не прелюбодействуй'.

А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём.
 
А я говорю вам, что мужчина, который смотрит на женщину и разжигается похотью к ней, уже совершил с ней прелюбодеяние в своём сердце.

Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну.
 
Если твой правый глаз заставляет тебя грешить, вырви его и брось от себя! Лучше потерять тебе один член тела, чем всему телу быть брошенному в геенну.

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну.
 
И если твоя правая рука заставляет тебя грешить, отсеки её и брось от себя! Лучше тебе потерять один член тела, чем всему телу быть брошенному в геенну.

Сказано также, что если кто разведётся с женою своею, пусть даст ей разводную.
 
Сказано: "Всякий, разводящийся с женой, должен дать ей документ о разводе".

А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подаёт ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует.
 
А я говорю вам, что всякий, разводящийся с женой, кроме как по причине блуда, вынуждает её прелюбодействовать; а всякий, вступающий в брак с разведённой, совершает прелюбодеяние.

Ещё слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».
 
И ещё, вы слышали, что было сказано нашим отцам: 'Не нарушай свою клятву', и 'Исполняй свои обеты, данные Господу'.

А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
 
А я говорю вам, вообще не клянитесь — ни 'небом', потому что оно престол Божий;

ни землёю, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
 
ни 'землёй', потому что она опора для ног Его, ни 'Иерусалимом', потому что это город Великого Царя.

ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным.
 
И не клянись своею головою, потому что ты не можешь ни единого волоса сделать чёрным или белым.

Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого.
 
Но пусть твоё 'да' будет просто 'да', а твоё 'нет' — просто 'нет'; всё, что сверх этого, коренится во зле.

Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб».
 
Вы слышали, что нашим отцам было сказано: 'Глаз за глаз и зуб за зуб'.

А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую;
 
А я говорю вам, не сопротивляйтесь тому, кто обижает вас. Наоборот, если кто-либо бьёт тебя по правой щеке, позволь ему ударить тебя и по левой!

и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
 
Если кто-либо хочет отсудить у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду!

и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
 
И если солдат принуждает тебя нести его снаряжение один километр, неси два!

Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
 
Если кто-то просит у тебя что-нибудь, дай ему; если кто-то хочет занять у тебя что-либо, займи ему.

Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».
 
Вы слышали, что нашим отцам было сказано: 'Люби своего ближнего — и ненавидь своего врага'.

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
 
А я говорю вам, любите своих врагов! Молитесь о тех, кто преследует вас!

да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
 
Тогда станете детьми вашего Отца на небесах. Ведь Он повелевает своему солнцу светить как над добрыми людьми, так и над злыми, и посылает дождь как к праведным, так и к неправедным.

Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
 
Какую вы получаете награду, если любите только тех, кто любит вас? Ведь и сборщики налогов делают то же самое!

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
 
И если вы дружелюбны только со своими друзьями, делаете ли вы что-либо необычное? Даже язычники поступают так!

Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
 
Итак, будьте совершенны, подобно тому, как совершенен ваш Отец на небесах.

Примечания:

 
Синодальный перевод
6 алкать — почувствовать голод, захотеть есть, проголодаться.
18 прейдёт — пройдёт, буквально «пройдёт мимо», в переносном смысле — подойдёт к концу, прекратит существование, исчезнет.
41 поприще — обычно: путь, дистанция; здесь используется греческое слово μίλιον (миля) т.е. речь о 1000 шагах или примерно 1,5 километра.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.