Деяния 13 глава

Деяния святых апостолов
Синодальный перевод → Еврейский Новый Завет

 
 

В Антиохии, в тамошней церкви, были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.
 
В общине Антиохии были пророки и учителя — Варнава, Симон (по прозвищу "Чёрный"), Луций (из Киренеи), Менахем (воспитывавшийся вместе с правителем Иродом) и Савл.

Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
 
Однажды, когда они поклонялись Господу и постились, Святой Дух сказал им: "Отделите мне Варнаву и Савла для дела, к которому я их призвал".

Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
 
Окончив пост и молитвы, они возложили на них руки и отправили в путь.

Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр;
 
Итак, эти двое, посланные Святым Духом, направились в Селевкию и оттуда отплыли на Кипр,

и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.
 
высадившись в Саламине, они начали провозглашать в синагогах Божье слово, а Иоанн (Марк) помогал им;

Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,
 
и таким образом они прошли через весь остров. Добравшись до Пафоса, они нашли там еврейского колдуна и лжепророка по имени Бар-Йешуа.

который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.
 
Он постоянно находился при областном правителе, Сергие Павле, весьма умном человеке. Правитель позвал к себе Варнаву и Савла и горел желанием услышать послание о Боге;

А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.
 
но Элима, колдун (так переводится его имя), мешал им, всеми силами стараясь не допустить, чтобы правитель поверил.

Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор,
 
Тогда Савл, также зовущийся Павлом, наполнившись Святым Духом, пристально посмотрел на него и сказал:

сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?
 
"Сын Сатаны, полный коварства и злости! Враг всего доброго! Прекратишь ли ты когда-нибудь искривлять прямые пути Господа?

И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.
 
Послушай же! Рука Господа на тебе; и на какое-то время ты ослепнешь и не сможешь видеть солнца". В тот же миг туман и мгла окутали Элиму, и он стал передвигаться ощупью, ища кого-нибудь, кто мог бы повести его за руку.

Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.
 
Тогда правитель, увидев, что произошло, поверил, изумившись учению о Господе.

Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нём прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.
 
Отплыв из Пафоса, Савл вместе со своими спутниками прибыл в Пергию, в Памфилии. Там Иоанн оставил их и возвратился в Иерусалим,

Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели.
 
а остальные отправились дальше из Пергии в Антиохию Писидийскую, и в Субботу вошли в синагогу и сели.

После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.
 
После чтений из Пятикнижия и Пророков руководители синагоги послали передать им: "Братья, если у кого-то из вас есть слова наставления для людей, говорите!"

Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.
 
Тогда Савл поднялся, сделал жест рукой и сказал: "Братья израильтяне и 'боящиеся Бога', послушайте!

Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесённою вывел их из неё,
 
Бог народа Израиля избрал наших отцов. Он сделал этот народ великим в то время, когда они жили как пришельцы в Египте, и простёртой рукой вывел их из той земли.

и около сорока лет времени питал их в пустыне.
 
В течение примерно сорока лет Он заботился о них в пустыне,

И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.
 
и, истребив семь народов в земле Ханаана, Он отдал их землю в наследство Своему народу.

И после сего, около четырёхсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила.
 
Всё это заняло около четырёхсот пятидесяти лет. После этого Он дал им судей, вплоть до пророка Самуила.

Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок.
 
Затем они попросили царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова из колена Вениамина. Спустя сорок лет

Отринув его, поставил им царём Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: «нашёл Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои».
 
Бог сместил его и поставил им царём Давида, выразив Своё расположение к нему следующими словами: "Я увидел, что Давид, сын Иессеев пришёлся Мне по сердцу; он исполнит всё, чего Я пожелаю".

Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.
 
Исполняя Своё обещание, Бог из потомков этого человека дал Израилю освободителя, Иисуса.

Перед самым явлением Его Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому.
 
Перед приходом Иисуса Иоанн провозглашал всему народу Израиля погружение, которое символизировало оставление грехов и возвращение к Богу.

При окончании же поприща своего Иоанн говорил: «за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идёт за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах».
 
Но когда Иоанн уже завершал свой труд, он сказал: 'Кем вы меня считаете? Нет, это не я! Но вслед за мной идёт некто, у которого я недостоин развязать обувь на ногах'.

Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.
 
Братья! Дети Авраама и те из вас, которые являются 'боящимися Бога'! Именно нам была послана весть об освобождении!

Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу,
 
Поскольку жители Иерусалима и их руководители не распознали, кто такой Иисус, и не поняли слов Пророков, которые читаются каждую Субботу, они исполнили эти слова, осудив его.

и, не найдя в Нём никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.
 
Они не могли найти веских оснований для смертного приговора; тем не менее, просили Пилата казнить его;

Когда же исполнили всё написанное о Нём, то, сняв с древа, положили Его во гроб.
 
и когда они привели в исполнение всё то, что было написано о нём, то сняли его со стойки и положили в гробнице.

Но Бог воскресил Его из мёртвых.
 
Однако Бог воскресил его из мёртвых!

Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.
 
В течение многих дней он появлялся перед людьми, пришедшими с ним из Галилеи в Иерусалим; и теперь они его свидетели для народа.

И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса,
 
Что касается нас, мы несём вам Добрую Весть. Она в том, что обещания Бога, данные нашим отцам,

как и во втором псалме написано: «Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя».
 
Он исполнил в нашем поколении — поколении их детей, воскресив Иисуса, как написано во втором Псалме: 'Ты Мой Сын; Сегодня Я стал твоим Отцом'.

А что воскресил Его из мёртвых, так что Он уже не обратится в тление, о сём сказал так: «Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно».
 
А о том, что он воскреснет из мёртвых и больше не вернётся к тлению, сказано: 'Я дам вам святое и достойное доверия, обещанное Давиду'.

Посему и в другом месте говорит: «не дашь Святому Твоему увидеть тление».
 
Это объясняется в другом месте: 'Ты не допустишь, чтобы Твой Святой подвергся тлению'.

Давид, в своё время послужив изволению Божию, почил, и приложился к отцам своим, и увидел тление;
 
Давид действительно послужил Божьим целям в своём поколении; но затем он умер и был похоронен со своими отцами и всё-таки познал тление.

а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления.
 
Однако тот, кого Бог воскресил, не познал тления.

Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов;
 
Поэтому, братья, да будет вам известно, что через этого человека и провозглашается прощение грехов!

и во всём, в чём вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий.
 
То есть Бог очищает всякого, кто доверяет этому человеку, даже от того, от чего вас не могло очистить Пятикнижие Моисея.

Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков:
 
Берегитесь же, чтобы сказанное в Пророках не произошло с вами:

«смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам».
 
"Смотрите, насмешники, изумляйтесь и погибните! Так как в ваши дни Я совершу дело, которому вы не поверите даже в том случае, если кто-то разъяснит его вам!"

При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу.
 
Когда Савл и Варнава вышли, люди попросили их рассказать им больше обо всём этом в следующую Субботу.

Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращённые из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией.
 
Когда собрание в синагоге было распущено, многие из евреев по рождению и набожных прозелитов последовали за Савлом и Варнавой, а те беседовали с ними и убеждали их всеми силами держаться за Божью любовь и милость.

В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие.
 
В следующую Субботу почти весь город собрался послушать весть о Господе;

Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел.
 
однако евреи, которые не поверили, увидев толпы народа, были охвачены завистью и начали противоречить тому, что говорил Савл, и оскорблять его.

Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам.
 
Тем не менее, Савл и Варнава смело ответили: "Сначала необходимо было возвестить Божье слово вам, но поскольку вы отвергаете его и делаете себя недостойными вечной жизни, — вот, мы обращаемся к язычникам!

Ибо так заповедал нам Господь: «Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли».
 
Потому что так повелел нам Господь: 'Я сделал тебя светом для язычников, чтобы ты нёс освобождение до края земли'".

Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни.
 
Язычники очень обрадовались, услышав это. Они с почтением отнеслись к вести о Господе, и те из них, которые были предназначены для вечной жизни, поверили.

И слово Господне распространялось по всей стране.
 
И весть о Господе распространилась по всей той области.

Но Иудеи, подстрекнув набожных и почётных женщин и первых в городе людей, воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов.
 
Однако неверующие евреи подстрекнули женщин из 'боящихся Бога', занимавших высокое положение в обществе, а также руководящих людей города, и те начали преследовать Савла и Варнаву и изгнали их из своей области.

Они же, отрясши на них прах от ног своих, пошли в Иконию.
 
А Савл и Варнава, отряхнув на них пыль со своих ног, направились в Иконию;

А ученики исполнялись радости и Духа Святого.
 
а ученики наполнялись радостью и Святым Духом.

Примечания:

 
Синодальный перевод
10 диавол — старое написание, но не ошибка; сейчас пишут «дьявол», однако, чтобы искать по симфонии, нужно понимать, как слово пишется в старой орфографии.
25 поприще — путь, дистанция.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.