Притчи 29 глава

Притчи Соломона
Синодальный перевод → Библейской Лиги ERV

 
 

Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления.
 
Если человек упрям и не принимает поучений, тогда он будет уничтожен, и ничто ему больше не поможет.

Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает.
 
Когда правитель добр, то и народ счастлив, но когда у власти злой, то все жалуются.

Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение.
 
У любящего мудрость отец очень счастлив, а если человек выбрасывает деньги на блудниц, то он потеряет всё состояние.

Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет её.
 
У справедливого царя народ будет сильным, а у себялюбивого царя, требующего многочисленных даров, народ будет слабым.

Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его.
 
Пытающийся получить желаемое, говоря приятное другим, себе же расставляет ловушку.

В грехе злого человека — сеть для него, а праведник веселится и радуется.
 
Злобные побеждены своими грехами, но добрый может петь и быть счастливым.

Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела.
 
Добрые пытаются сделать правильное для бедных, но злым всё равно.

Люди развратные возмущают город, а мудрые утишают мятеж.
 
Высокомерные люди, которые смеются над праведностью, — причина многих бед, смущающих целые города, но мудрые способны умиротворить разгневанных.

Умный человек, судясь с человеком глупым, сердится ли, смеётся ли, — не имеет покоя.
 
Если мудрый пытается уладить дело с глупым, последний будет спорить и говорить глупости, и они никогда не договорятся.

Кровожадные люди ненавидят непорочного, а праведные заботятся о его жизни.
 
Убийцы всегда ненавидят честных людей, а злые хотят сжить со света всех праведников.

Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.
 
Глупый сердится очень легко, а мудрый терпелив и держит себя в руках.

Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы.
 
У правителя, выслушивающего ложь, будут плохие советники.

Бедный и лихоимец встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого даёт Господь.
 
В одном и бедняк, и его притеснитель одинаковы: им обоим дал жизнь Господь.

Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится.
 
Царь, который к бедным справедлив, будет царствовать долго.

Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери.
 
Наказание и наставление полезно детям. Ребёнок, которому родители позволяют делать всё что угодно, опозорит мать.

При умножении нечестивых умножается беззаконие; но праведники увидят падение их.
 
Если у власти люди порочные, тогда грех будет везде, но добрые победят в конце концов.

Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей.
 
Наказывай сына, когда он неправ, и всегда будешь им гордиться. Он никогда тебя не опозорит.

Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен.
 
Если Бог не ведёт народ, то не будет мира стране. Но подчиняющийся законам Бога народ будет счастлив.

Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает их, но не слушается.
 
Слуга ничему не научится, если ты будешь только говорить с ним. Он, может, и поймёт твои слова, но подчиняться им не станет.

Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него.
 
У глупого больше надежды, чем у того, кто говорит не подумав!

Если с детства воспитывать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном.
 
Если дашь слуге всё, что он пожелает, то он станет расточительным слугой.

Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит.
 
Сердитый является причиной ссор, а вспыльчивый виноват во многих грехах.

Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь.
 
Гордыня принесёт унижение тебе, а покорность — честь и уважение.

Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том.
 
Принимая соучастие в преступлении, ты сам себе становишься наихудшим врагом. И тогда, даже под угрозами судей, ты побоишься дать правдивое показание.

Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен.
 
Страх словно ловушка, но верующий в Господа будет спасён.

Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека — от Господа.
 
Многие хотят дружить с правителем, но Господь единственный, Кто судит справедливо.

Мерзость для праведников — человек неправедный, и мерзость для нечестивого — идущий прямым путём.
 
Добрым людям мерзки неправедные, а злым мерзки живущие праведно.

Примечания:

 
Синодальный перевод
1 выя — шея.
13 лихоимец — заимодавец, берущий проценты с отданного взаймы капитала; ищущий корыстную, чрезмерную прибыль при денежных расчетах.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.