Екклесиаст 7 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника
Синодальный перевод → Библейской Лиги ERV

 
 

Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти — дня рождения.
 
Доброе имя лучше дорогих удовольствий, день смерти даже лучше дня рождения.

Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу.
 
Лучше пойти на похороны, чем на веселье, потому что все должны умереть, и каждый живущий должен с этим примириться.

Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.
 
Скорбь лучше смеха, потому что, когда на лице печаль, тогда сердце исполняется мудростью.

Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселья.
 
Мудрый думает о смерти, а глупый только о том, как получше провести время.

Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых;
 
Лучше услышать укоры мудрого, чем восхваления глупца.

потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это — суета!
 
Смех глупых так же бессмыслен, как попытка поджечь терновник, чтобы согреть котёл: терновник сгорает слишком быстро, и котёл остаётся холодным.

Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце.
 
Даже мудрый забудет мудрость свою, если ему много заплатят. Деньги уничтожат его разум.

Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного.
 
Заканчивать дело лучше, чем начинать, и лучше быть кротким и терпеливым, чем высокомерным и горделивым.

Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых.
 
Не впадай быстро в гнев, потому что гнев присущ глупцам.

Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом.
 
Не спрашивай: «Почему раньше жизнь была лучше?» Мудрость не задаёт такой вопрос.

Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце:
 
Мудрость подобна наследству — каждый от неё получает пользу и доход.

потому что под сенью её то же, что под сенью серебра; но превосходство знания в том, что мудрость даёт жизнь владеющему ею.
 
Мудрость даёт защиту, как дают защиту деньги, но мудрость лучше любых денег, потому что может спасти своему владельцу жизнь.

Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?
 
Посмотри на то, что сделал Бог, ты ничего не можешь изменить, даже если считаешь неправильным дело Его.

Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него.
 
Радуйся жизни, когда она хороша, но, когда она тяжела, помни, что Бог нам даёт и добрые времена, и плохие, и никто не знает, что произойдёт в будущем.

Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живёт долго в нечестии своём.
 
Видел я за свою короткую жизнь как добрых людей, умирающих молодыми, так и злых, живущих долгую жизнь.

Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?
 
Зачем губить свою жизнь? Не выставляй себя слишком праведным и слишком мудрым.

Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в своё время?
 
Не будь слишком плох и слишком глуп. Зачем тебе умирать преждевременно?

Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится Бога, тот избежит всего того.
 
Хорошо придерживаться этого правила и от других не отступать, потому что тот, кто боится Бога, преуспеет и в том, и в другом.

Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе.
 
Мудрость даёт человеку силу. Один мудрец сильнее десяти правителей города.

Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы;
 
Нет на земле такого человека, который делает только добро и никогда не грешит.

поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя;
 
Не слушай всего, что говорят люди, ведь ты можешь услышать, как твой слуга говорит о тебе плохо.

ибо сердце твоё знает много случаев, когда и сам ты злословил других.
 
Ты знаешь, что и ты сам много раз говорил о других плохо.

Всё это испытал я мудростью; я сказал: «буду я мудрым»; но мудрость далека от меня.
 
Обратившись к мудрости, я всё тщательно обдумал; я хотел быть воистину мудрым, но не смог.

Далеко то, что было, и глубоко-глубоко: кто постигнет его?
 
Я не могу понять, почему всё происходит так, как происходит, понять это слишком трудно для кого бы то ни было.

Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия, —
 
Я учился и старался всеми силами обрести истинную мудрость, пытаясь найти причину всего. Чему научился я? Я понял, что глупо быть злым, а вести себя глупо — равносильно безумству.

и нашёл я, что горче смерти женщина, потому что она — сеть, и сердце её — силки, руки её — оковы; добрый пред Богом спасётся от неё, а грешник уловлен будет ею.
 
И ещё я понял, что некоторые женщины опасны, словно ловушки, их сердца как сети, а руки как цепи. И быть пойманным такой женщиной хуже самой смерти. Кто следует Богу, тот избежит её, но грешник станет её добычей.

Вот это нашёл я, сказал Екклесиаст, испытывая одно за другим.
 
Учитель говорит: «Я собрал всё это знание вместе, чтобы увидеть, какой ответ могу я найти,

Чего ещё искала душа моя, и я не нашёл? — Мужчину одного из тысячи я нашёл, а женщину между всеми ими не нашёл.
 
но до сих пор ищу его. В результате поисков своих я нашёл лишь одного доброго мужчину из тысячи, а доброй женщины не нашёл ни одной.

Только это я нашёл, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы.
 
Вот к какому выводу я пришёл: Бог праведными создал людей, но они нашли много путей к злу».

Примечания:

 
Синодальный перевод
3 сетовать — роптать, жаловаться.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.