От Матфея 13 глава

Евангелие от Матфея
Синодальный перевод → Библейской Лиги ERV

 
 

Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.
 
В тот же день Иисус вышел из дома и сел на берегу озера.

И собралось к Нему множество народа, так что Он вошёл в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.
 
Вокруг Него собралась большая толпа, поэтому Он вошёл в лодку и сел там, а толпа осталась на берегу.

И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;
 
Иисус о многом рассказывал им притчами. Он сказал: «Вышел сеятель сеять,

и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
 
и когда разбрасывал семена, то одни упали возле дороги. Прилетели птицы и склевали их.

иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
 
Другие семена попали на каменистую почву, где не было достаточно земли. Эти семена быстро проросли, так как слой земли там был неглубокий,

Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;
 
но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и так как у них не было глубоких корней, они засохли и погибли.

иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
 
Другие семена упали среди колючек, которые, взойдя, заглушили ростки.

иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
 
Остальные семена упали на плодородную почву. Они пустили ростки и стали плодоносить, и принесли урожай, дав в сто, шестьдесят или в тридцать раз больше, чем было посеяно.

Кто имеет уши слышать, да слышит!
 
Имеющий уши да услышит!»

И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
 
Ученики Иисуса подошли к Нему и спросили: «Почему Ты поучаешь людей притчами?»

Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,
 
Иисус ответил им: «Вам дано познать тайны Царства Небесного, им же этого не дано.

ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
 
Так как имеющему это познание дано будет ещё больше, и будет у него предостаточно. У неимущего же отнимется даже и то немногое знание, что ему принадлежит.

потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
 
Вот почему Я говорю с ними притчами, потому что хотя они и смотрят, но ничего не видят, хотя они и слушают, но ничего не слышат и не понимают.

и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите,
 
Так исполнится пророчество Исаии: „Вы будете слушать и слушать, но не поймёте, будете смотреть и смотреть, но ничего не увидите.

ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».
 
Да, эти люди очерствели, им заложило уши, глаза их закрылись, и не видят они глазами, не слышат ушами, не разумеют сердцем и не приходят ко Мне, чтобы Я их исцелил”.

Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,
 
А вы — Богом благословенны, так как обладаете пониманием того, что видите глазами и слышите ушами.

ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
 
Правду вам говорю: многие пророки и праведники хотели видеть то, что вы видите, но не видели, хотели слышать то, что вы слышите, но не слышали».

Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:
 
«Послушайте же толкование притчи о сеятеле.

ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге.
 
Семя, которое упало возле дороги, означает того, кто слышит слово о Царстве Божьем, но не понимает его. Тогда появляется лукавый и отнимает то, что посеяно в сердце у этого человека.

А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;
 
Семя, которое попало на каменистую почву, означает того, кто, услышав слово, тотчас же с радостью принимает его.

но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
 
Но так как человек не даёт ему укорениться в своей душе, то всё это продолжается недолго. Когда начинаются гонения или преследования за слово, то он тотчас же отходит в сторону.

А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
 
Семя, которое упало среди колючек, означает того, кто услышал слово, но суетные заботы и обманчивое богатство заглушают в нём слово, и оно не приносит плодов.

Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
 
Зерно, которое попало в плодородную землю, означает того, кто слышит слово и понимает его. Он приносит плодов в сто, шестьдесят или в тридцать раз больше посеянного».

Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём;
 
Иисус рассказал им другую притчу: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему в поле хорошие семена.

когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл;
 
Ночью, когда все спали, прокрался враг и, посеяв сорняки среди пшеницы, ушёл.

когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
 
И когда пшеница проросла и созрела, то выросли и сорняки.

Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоём? откуда же на нём плевелы»?
 
Слуги пришли к владельцу земли и сказали: „Господин, ты ведь посеял в поле хорошие семена. Откуда же там сорняки?”

Он же сказал им: «враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдём, выберем их»?
 
А он им сказал: „Кто-то из моих врагов сделал это”. Тогда слуги предложили: „Ты хочешь, чтобы мы пошли и выдернули их?”

Но он сказал: «нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
 
Господин ответил: „Нет, не хочу, потому что вместе с сорняками вы выдернете и пшеницу.

оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».
 
Пусть растут и те, и другие вместе. А когда придёт время жатвы, я скажу жнецам: „Сначала сожните сорняки, свяжите их в снопы и сожгите, а зерно соберите в мою житницу”».

Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём,
 
Иисус рассказал им другую притчу: «Царство Небесное подобно горчичному зерну, которое человек взял и посеял на своём поле.

которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
 
Оно самое малое из всех семян, но когда оно вырастает, то становится самым большим из всех садовых растений. Оно становится деревом, так что птицы небесные прилетают и вьют гнёзда в его ветвях».

Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
 
И рассказал им Иисус ещё одну притчу: «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взяла и замесила в три меры муки и оставила тесто подходить».

Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,
 
Иисус всё это говорил народу притчами. Он вообще не говорил иначе как притчами,

да сбудется реченное через пророка, который говорит: «отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира».
 
во исполнение сказанного через пророка: «Я буду говорить притчами и изреку, что было сокрыто со дня сотворения мира».

Тогда Иисус, отпустив народ, вошёл в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
 
Затем Иисус отпустил народ и вошёл в дом. Его ученики подошли к Нему и сказали: «Объясни нам притчу о сорняках в поле».

Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
 
Он ответил: «Тот, кто посеял хорошее семя, — Сын Человеческий.

поле есть мир; доброе семя — это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого;
 
Поле — это мир. Хорошее семя — это те, кто принадлежат Царству Божьему. Сорняки же — это те, кто принадлежат лукавому.

враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
 
Враг, посеявший их, — это дьявол. Жатва — это конец света, жнецы же — Ангелы.

Посему как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего:
 
И, подобно тому как сорняки выдёргивают и сжигают в огне, так будет и при конце света.

пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
 
Сын Человеческий пошлёт Своих Ангелов, и из Его Царства они соберут всех тех, кто вынуждает людей грешить, и всех, кто причиняет зло,

и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
 
и бросят их в пылающую печь. Там они будут рыдать и скрежетать зубами от нестерпимой боли.

тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
 
И воссияют праведники подобно солнцу в Царстве их Отца. Имеющий уши да услышит!»

Ещё: подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то.
 
«Царство Небесное подобно сокровищу, зарытому в поле. Человек нашёл его и зарыл снова. Он был так счастлив, что пошёл и продал всё, что имел, и купил это поле.

Ещё: подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
 
Царство Небесное подобно также и торговцу, искавшему хороший жемчуг.

который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её.
 
Когда он нашёл драгоценную жемчужину, то пошёл и продал всё, что имел, и купил её».

Ещё: подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
 
«Царство Небесное также подобно сети, заброшенной в озеро, в которую поймалась самая разная рыба.

который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
 
Когда сеть наполнилась, рыбаки вытянули её на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили.

Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
 
Так будет и когда наступит конец света. Явятся Ангелы и отделят грешных людей от праведников,

и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
 
и бросят плохих людей в пылающую печь. Там они будут рыдать и скрежетать зубами от нестерпимой боли».

И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: так, Господи!
 
Иисус спросил Своих учеников: «Понимаете ли вы всё это?» Они ответили Ему: «Да».

Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
 
Тогда Иисус сказал им: «Поэтому каждый законоучитель, который научился Царству Небесному, сможет поделиться этими знаниями с другими. Он подобен домовладельцу, который извлекает из кладовой старые и новые вещи».

И, когда окончил Иисус притчи сии, пошёл оттуда.
 
Когда Иисус закончил рассказывать все эти притчи, то ушёл оттуда

И, придя в отечество Своё, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
 
и пошёл в Свой родной город. Там Он начал учить в синагоге, и все удивлялись и спрашивали: «Откуда у Него такая мудрость и сила творить чудеса?

не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
 
Разве Этот Человек не сын плотника? Разве Его мать не зовут Марией, а братьев — Иаковом, Иосифом, Симоном и Иудой?

и сёстры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?
 
И разве не здесь, среди нас, Его сёстры? Так откуда же у Него всё это?»

И соблазнялись о Нём. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и в доме своём.
 
И они не захотели признать Его. Тогда Иисус сказал им: «Не бывает пророк без чести, разве только в своём родном городе и в своём доме».

И не совершил там многих чудес по неверию их.
 
И Он не совершил там много чудес, так как не было у них веры.

Примечания:

 
Синодальный перевод
30 связки — в новых редакциях может использоваться — снопы, как минимум в изданиях 1968, 1976, 1988 года, а так же версии «Свет на востоке», библиях с комментариями МакАртура и Женевской. В ранних изданиях 1876, 1917, 1926 (Проханова), 1956 годов используется слово «связки».
39 диавол — старое написание, но не ошибка; сейчас пишут «дьявол», однако, чтобы искать по симфонии, нужно понимать, как слово пишется в старой орфографии.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.