Бытие 26 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошёл Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар.
2 Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе,
3 странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему;
4 умножу потомство твоё, как звёзды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоём все народы земные,
5 за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои.
6 Исаак поселился в Гераре.
7 Жители места того спросили о жене его, и он сказал: «это сестра моя»; потому что боялся сказать: «жена моя», чтобы не убили меня, думал он, жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом.
8 Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь Филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею.
9 И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: «она сестра моя»? Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради её.
10 Но Авимелех сказал: что это ты сделал с нами? Едва один из народа не совокупился с женою твоею, и ты ввёл бы нас в грех.
11 И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснётся к сему человеку и к жене его, тот предан будет смерти.
12 И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь.
13 И стал великим человек сей, и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим.
14 У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему.
15 И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землёю.
16 И Авимелех сказал Исааку: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас.
17 И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там.
18 И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама; и назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его.
19 И копали рабы Исааковы в долине и нашли там колодезь воды живой.
20 И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарёк колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним.
21 выкопали другой колодезь; спорили также и о нём; и он нарёк ему имя: Ситна.
22 И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарёк ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле.
23 Оттуда перешёл он в Вирсавию.
24 И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твоё, ради Авраама, раба Моего.
25 И он устроил там жертвенник, и призвал имя Господа. И раскинул там шатёр свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь.
26 Пришёл к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его.
27 Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя?
28 Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз,
29 чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен Господом.
30 Он сделал им пиршество, и они ели и пили.
31 И встав рано утром, поклялись друг другу; и отпустил их Исаак, и они пошли от него с миром.
32 В тот же день пришли рабы Исааковы и известили его о колодезе, который копали они, и сказали ему: мы нашли воду.
33 И он назвал его: Шива. Посему имя городу тому Беэршива до сего дня.
34 И был Исав сорока лет, и взял себе в жёны Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина;
35 и они были в тягость Исааку и Ревекке.

Новой Женевской Библии

26:1 сверх прежнего голода... во дни Авраама. Бог подтверждает Свое обязательство по отношению к Исааку точно так же, как когда-то подтвердил его и Аврааму.

26:2−6 Повеление и обещание, данные Господом Исааку, и послушание последнего связаны с историей Божиего завета с Авраамом (см. 12:1−4 и ком.).

26:3 странствуй по сей земле. Смысл этого древнееврейского выражения таков: «временно живи», «живи в качестве пришельца».

Я буду с тобой. Это обетование в истории Авраама относится к чудесному рождению сына, а в истории Исаака к чудесному покровительству (ст. 24; 26:3, 24; 28:15, 20; 31:3, 5, 42; 32:10).

исполню клятву. См. 15:18; 17:21; 22:16−18. Обетование, данное Аврааму, остается в силе, однако Исаак может быть преемником его лишь при условии послушания.

26:5 повеления Мои, уставы Мои и законы Мои. Послушание Авраама описывается Моисеем в тех же выражениях, что и требования к Израилю о соблюдении Божиего закона. Авраам является прообразом Христа, Который Своим послушанием исполнил праведные требования закона и обеспечил благословения Своему семени (Ис 53:10−11; Евр 2:13).

26:6 Исаак поселился. См. 12:4.

26:7−11 История о том, как Ревекка подверглась опасности, аналогична той, что произошла с Саррой (20:1−18). Отец и сын совершили одну и ту же ошибку. Однако это не одно и то же событие, пересказанное дважды, поскольку истории значительно отличаются.

26:7 сестра. См. 12:13; 20:2.

26:8 посмотрев в окно. Если Авраама спасло особое откровение Авимелеху (20:3), то Исаак был спасен провидением.

играет. Это древнееврейское слово, которое в 21:9 переведено как «насмехается», происходит от того же корня, что и имя Исаак.

26:9 Авимелех. См. 20:2 и ком.

26:10 один из народа. Если Сарру царь взял для самого себя (20:2), то в истории с Ревеккой царь невиновен; поэтому от него и не требуется никакого вознаграждения. ввел бы нас в грех. Авимелех боится Бога (20:9, 11 и ком.).

26:12 сеял... в земле той. В отличие от своего отца-кочевника, Исаак ведет относительно оседлый образ жизни.

во сто крат. Послушание Исаака во время голода было вознаграждено во сто крат.

благословил его Господь. Присутствие Божия благословения совершенно очевидно в истории Исаака избранного наследника Божиих обетовании как очевидно оно было и в жизни его отца (21:22).

26:15 Филистимляне завалили и засыпали землею. Теперь, когда умер Авраам, филистимляне, которые не имели истинной веры в Бога Авраама, грубо нарушили мирный договор (см. 21:23 и ком.).

26:17−22 Богатый скотовод покинул плодородную землю и ушел в засушливую степь, где все зависело от водных источников. Он продвигался от одного колодца к другому в их названиях отразилась благодарность Богу за Его заботу и покровительство. Интересно, что ни один из патриархов не вел рискованных и необдуманных войн за обетованную землю; все они уповали на то, что Бог даст их потомкам землю в нужное время (15:13−14).

26:18 которые выкопаны были во дни Авраама. Согласно древнейшим рукописям «которые выкопали рабы его отца Авраама». Этим подчеркивается связь между патриархами.

26:21 Ситна. Древнееврейский корень этого названия тот же, что и в слове «сатана», и означает «ожесточенная вражда».

26:22 теперь Господь дал нам пространное место. Божие покровительство Исааку в споре из-за колодцев напоминает награду, дарованную Аврааму в его споре с Лотом (гл. 13).

26:23−33 Исаак отправляется в то место, где изначально был заключен мирный договор с филистимлянами.

26:24 См. 26:2−6 и ком.

26:25 устроил,,, жертвенник. Подобно своему отцу, Исаак построил жертвенник в ответ на Божие откровение (12:7−8, 21 и ком.). Святилище Авраама в Вирсавии теперь перешло к Исааку (21:32−33).

26:28 мы ясно увидели. Они увидели, что Исаак, богатый скотовод, не понес материального ущерба, став кочевником, благодаря тому, что Бог позаботился о колодцах для него.

26:28−29 Господь с тобою... ты благословен. Эти слова, сказанные филистимлянами, свидетельствуют о силе и законности Господнего обетования (ст. 3:4).

клятву. См. 21:23 и ком.

26:30−31 сделал им пиршество... поклялись друг другу. Исаак, как и его отец, приравнивается здесь к царю (21:23). Столь высокое положение он занимает благодаря своей вере.

26:32 о колодезе. Упоминание о колодце связывает события в Вирсавии с Божиими благодеяниями, описанными в ст. 17−22.

26:33 имя городу тому Беэршива. То же, что и Вирсавия. Божие покровительство Аврааму в Вирсавии теперь переходит к Исааку.

26:34 взял себе в жены. Исав, будучи мирским человеком, проявил неуважение к благословению завета, женившись на «хеттейских дочерях» (24:3−4; 31:50 и ком.). Породнившись с хананеями и тем самым вызвав недовольство своих родителей (27:46), он окончательно отделяет себя от священного наследия (21:21; 25:6).

Хеттеянина. Хеттеи считались хананеями (28:1).

26:35 они были в тягость Исааку. Однако, передавая свое благословение, Исаак полагался на свои изменчивые чувства, а не на дух (гл. 27).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.